Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:24, курсовая работа
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере;
изучение концептуальных основ и технологий маркетинговой деятельности в социальной сфере, принципов социальной ответственности и компетентности.
Предмет исследования - применение маркетинговых коммуникаций в социальной сфере.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, экспертные оценки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере…………………………………………………………...5
Специфические особенности маркетинговой среды социальных объектов……………………………………………………………………12
Экологический маркетинг как одно из направлений социального маркетинга…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемых источников…………………………………………..31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..31
Введение
Социально-экономическое преобразование последних десятилетий определили необходимость обращения российских деловых кругов к маркетингу – научно-практической дисциплине, достижения которой на протяжении века позволяют решать мировому менеджменту сложнейшие проблемы регулирования рыночной деятельности. Опыт использования маркетингового инструментария стимулировал развитие представлений о потенциале маркетинга и расширение границ сферы его использования.
Актуальность темы исследования выражена тем, что явление социального маркетинга – относительно новое и перспективного направление, позволяющего не только укрепить позиции маркетинга в современном мире, но и расширить круг проблем, которые можно решить с помощью маркетингового подхода к построению сбалансированного и устойчивого развития.
В современной России в
результате различных социально-
Выбор темы курсовой работы: «Маркетинг и Социальная работа», обусловлен её актуальностью. Основная цель работы: раскрыть сущность взаимосвязи маркетинга и социальной работы, а также освятить проблемы, связанные со становлением и перспективами развития.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования - применение маркетинговых коммуникаций в социальной сфере.
Методы исследования: теоретиче
1. Теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере
1.1 Задачи и определение
Термин «Маркетинг» подразумевает
выявления, предугадывания потребностей кл
1. О. Холмз (Центр Развития Образования): «Социальный маркетинг предполагает… донесение товаров, услуг, программ или информации до общественности… Его целью является решение существующей социальной проблемы».
2. К. Фокс (Санта Клара Университет): «В 1970 году возникла идея использования маркетинга, чтобы помочь людям приобрести хорошие привычки, которые… будут полезны для общества в целом. Новое применение маркетинга получило название социального маркетинга».
3. Корпоративный Фонд "Аманат": Социальный маркетинг – это использование инструментов и средств маркетинга (таких, как маркетинговые исследования, стратегическое планирование, реклама и связи с общественностью) для:
• проведения социально-значимых преобразований;
• повышения эффективности социальной политики;
• укрепления некоммерческих организаций.
Социальный маркетинг создает целый ряд инструментов и концепций для реализации программ социальных перемен. В то же время глубоко уважается право каждого индивида решить, принимать ли эти изменения. Маркетинговый подход подразумевает получение людьми чего-то взамен старого – приобретение продукта или принятие новой модели поведения – в то время как они надеются улучшить свою жизнь или, по крайней мере, не сделать ее хуже, чем было прежде.
В данном реферате под понятием «маркетинг в социальной сфере» мы будем понимать социально-ответственную деятельность по созданию и продвижению социально-значимых идей, ценностей, организаций, товаров и услуг. Данное понятие тождественно понятию «социальный маркетинг», при условии, что «социальное» употребляется в широком смысле слова, т.е. включает деятельность как коммерческих, так и некоммерческих субъектов рынка. В современной литературе часто под «социальным маркетингом» подразумевается узкое значение «социального», т.е. некоммерческая сфера деятельности.
Главная задача маркетинга в социальной сфере – это разработка стратегии и тактики достижения общественно-значимых целей, стоящих перед коммерческими и некоммерческими организациями. Социальный маркетинг ориентирован на удовлетворение высших (по классификации А. Маслоу) потребностей населения. Социальный маркетинг – это концепция и технология создания новых рынков социально-значимых товаров и услуг.
1.2 Аспекты социального маркетинга
В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена и набор коммуникационных средств используется компаниями практически аналогично, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа компаний, т.е. тех социопсихологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение потребителей и положительное восприятие компании. Одним из таких направлений, получивших широкое развитие в конце ХХ века, стал «маркетинг, основанный на социально значимой проблеме» Cause Related Marketing (CRM), определяемый как процесс создания, поддержания и расширения прочных, полноценных взаимоотношений с потребителями путем альянса с благотворительной организацией. Он включает установление взаимоотношений с потребителем на нескольких уровнях: рациональном, эмоциональном и духовном, результатом которого должна стать более высокая приверженность потребителей по отношению к торговой марке и компании в целом.
Действительно, следование философии CRM дает компаниям прекрасную возможность повысить уровень узнаваемости компании и торговой марки, упрочить их имидж и, как следствие, повысить уровень лояльности по отношению к компании в целом или определенной торговой марке. Прекрасным примером этому может служить программа, организованная и проведенная компанией ТЕСКО (TESCO) «Компьютеры для школ», которая стала самой известной CRM-кампанией в Великобритании. В результате компания добилась увеличения узнавания марки среди взрослого населения до 48%, объем продаж компании значительно возрос, а главное, репутация торговой марки была в значительной степени укреплена. Было также отмечено повышение уровня лояльности потребителей к торговой марке.
Исследования в этой области лишний раз подтверждают это, а также дают ценнейший материал для компаний. По результатам исследований, проведенных компаниями «Ворсингтон Ди Марзио» (Worthington Di Marzio) (исследование «Потребители, общество и бизнес), «Коун Комюникейшнз» (Cone Communications) (исследование, посвященное причинам, по которым потребители переключаются с одной торговой марки на другую), было выявлено, что:
- более 76% потребителей готовы переключиться на товары и услуги другой компании, если она ассоциируется с социально полезным делом, при условии, что цены на товары и услуги, как и их качество, идентичны;
- у 86% потребителей формируется
более позитивный имидж
- 64% потребителей полагают, что
CRM должен стать неотъемлемой
составляющей философии
- 61% потребителей выражают
Еще более ценным с маркетинговой точки зрения является то, что потребители готовы даже заплатить немного больше за товары и услуги, если компания ассоциируется с социально полезным делом. Приведенные ниже данные некоторых исследований подтверждают это:
- 64% потребителей полагают, что могут заплатить в среднем на 5% больше, если товар ассоциируется с социально полезным делом;
- 20% потребителей согласны платить на 10% больше, если товар ассоциируется с социально полезным делом
Приведу несколько примеров, иллюстрирующих первый подход к решению организации CRM-кампании. В целях привлечения внимания общественности к проблеме Венеции и угрозе гибели этого прекрасного города от наводнения компания действовала напрямую и начала сбор средств путем отчислений с продаж пиццы «Венецианская». Был создан фонд по спасению Венеции от наводнений, а в меню против фирменного блюда ресторана - пиццы под названием «Венецианская» - указывалось, что 25 пенсов от стоимости блюда будет перечислено в фонд по спасению Венеции от наводнений. За этот период было не только собрано 804,123 фунта стерлингов, но и отмечалось увеличение общего объема продаж
Уже упомянутая нами компания, владеющая
сетью супермаркетов ТЕСКО (TESCO),
использовала тот же подход при продвижении
своей торговой марки и явилась
инициатором программы «
Как видно из примеров, между CRM и благотворительной акцией очень много общего. Не является ли CRM-кампания простой модификацией благотворительной акции с целью стимулирования сбыта и увеличения объема продаж?
Отличительной чертой CRM-кампаний является то, что они сами участвуют в своем продвижении. Примером, иллюстрирующим это положение, может служить акция, проводимая в ресторанах «Пицца Экспресс» (Pizza Express). Эта акция ставила своей целью привлечение внимания общественности к проблеме Венеции и добилась этого.
Российские компании, естественно, еще не знакомы с практикой использования CRM, и им, безусловно, стоит взять выводы исследований на вооружение.
Правда, нельзя голословно утверждать, что в России не было проведено ни одной благотворительной акции, направленной на решение социальной проблемы. Некоторые компании, например «Макдоналдс» (ЗАО «Макдоналдс» Москва), уже достаточно давно проводят сбор средств в помощь детям-сиротам. Подобную практику проводит и сеть магазинов «Перекресток». Проблема заключается в том, что благотворительные акции пока не связаны с продвижением своих торговых марок и привлечением дополнительного числа клиентов.
Пожалуй, самым лучшим примером, демонстрирующим потенциал маркетинга, ориентированного на решение социально значимой проблемы развития ценности торговой марки и увеличения объема продаж, является знаменитая CRM-кампания, организованная международной платежной системой «Америкэн Экспресс Виза» (American Express Visa), направленная на решение проблем голода и недоедания в США.
Проект был рассчитан на три года, но фактически просуществовал четыре года. Благодаря проведенной кампании удалось собрать более 21 млн. долларов по всей стране.
Механизм кампании был достаточно прост: в течение двух месяцев (ноября и декабря) каждого года «Америкэн Экспресс Виза» (American Express Visa) жертвовала 3 цента с покупки каждой платежной карты и других операций по картам в фонд Share Our Strength (SOS).
В течение всего периода
В результате ежегодные пожертвования
доходили до 5 млн. долларов. Кроме этого
результатом проведенной акции
явилось еще и повышение
Все усилия «American Express Visa» не пропали даром. CRM-кампания принесла очевидные выгоды Согласно исследованиям, проведенным маркетинговым агентством «Минтел Маркетинг Интеллидженс» (Mintel Marketing Intelligence) в феврале 1998 г., число операций по карте увеличилось на 27 % и на 10% увеличился приток новых клиентов.
2. Специфические особенности маркетинговой среды социальных объектов
Традиционно инструменты маркетинга существовали для того чтобы предлагать покупателю товары и услуги. В 1970 году возникла идея использования маркетинга, чтобы помочь людям приобрести хорошие привычки, которые сослужат им долгую службу и будут полезны для общества в целом. Новое применение маркетинга получило название социального маркетинга. В большинстве случаев цель социального маркетинга - способствовать улучшению жизни отдельного человека и общества в целом. Например, отказ от курения полезен для здоровья бывшего курильщика и его семьи, а также сокращает расходы на здравоохранение, что выгодно государству. Сюда же можно отнести пониженную производительность труда у курильщиков. Когда же человек не получает прямой выгоды для себя, например становясь донором, социальный маркетинг акцентирует внимание на моральном удовлетворении от совершения добрых дел.
Информация о работе Экологический маркетинг как одно из направлений социального маркетинга