История и перспективы развития специальности «Стандартизация, метрология и сертификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

1 После распада Советского Союза и обретения независимости бывшими Республиками, входящих в этот союз, перед ними встал вопрос о равноправном вхождении в мировую экономику, что предусматривала коренную перестройку системы подготовки специалистов в различных областях, так как основной составляющей конкурентоспособности экономики любой страны является человеческий капитал, т.е. специалисты умеющие работать в сложнейших условиях современного рынка и эффективно выполнять профессиональные и функциональные обязанности.

Содержание

1 История развития и становление специальности «СМС»
2 Образовательные учреждения осуществляющую подготовку специальности «СМС»
3 Основные виды профессиональной деятельности

Работа содержит 1 файл

Лекция 3.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Лекция 3

Тема: История  и перспективы развития специальности  «Стандартизация, метрология и сертификация»

План лекции:

1 История развития и  становление специальности «СМС»

2 Образовательные учреждения  осуществляющую подготовку специальности  «СМС»

3 Основные виды профессиональной деятельности

 

1 После распада Советского  Союза и обретения независимости  бывшими Республиками, входящих  в этот союз, перед ними встал  вопрос о равноправном вхождении  в мировую экономику, что предусматривала  коренную перестройку системы подготовки специалистов в различных областях, так как основной составляющей конкурентоспособности экономики любой страны является человеческий капитал, т.е. специалисты умеющие работать в сложнейших условиях современного рынка и эффективно выполнять профессиональные и функциональные обязанности.

 

Специальность «Стандартизация, метрология и сертификация»

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Стандартизацию, метрологию, сертификацию и менеджмент качества считают одним из важнейших механизмов гарантии качества, безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, соответствующих требованиям стандартов предполагаемых рынков сбыта и удовлетворяющих требованиям потребителей.

Бурное развитие стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества в Республике Казахстан является, с одной стороны, следствием объективной необходимости, выражающейся в повышении роли качества и ответственности за него во внутренней и международной торговле, переходе страны к экономике рыночного типа, и, с другой стороны, значительным научным и практическим заделом, созданным в последние годы.

Умелая реализация принципов и  механизмов стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества способствует ускорению процесса эффективного реформирования отечественной экономики и интеграции республики в мировую экономику.

       Очень  остро стоит вопрос о гармонизации  отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации;

      Обязательным  условием успеха в решении  проблемы качества является наличие высококвалифицированных кадров, способных использовать в практической работе современные механизмы управления качеством продукции.

        Знания основ  стандартизации, метрологии, сертификации  и менеджмента качества в таком  аспекте являются необходимыми  специалистам всех профилей, формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков в указанных сферах. Без таких знаний невозможно найти свое место в сложнейших условиях современного рынка и эффективно выполнять профессиональные и функциональные обязанности.

 

2 Специальность "Стандартизация и сертификация" в Казахстане появилась более 10 лет назад, но сама утверждена ГОСТом только в 2000 году. Этому предшествовали долгие споры о том, к какой сфере отнести специальность — технической или управленческой. В итоге техническая сторона перевесила. Поэтому сегодня "Стандартизация и сертификация" преподается в основном в технических вузах, но – как отголосок былых споров – на совершенно разных факультетах.

Так эта специальность  имеется в таких университетах  как:

Национальные вузы

  1. Евразийский национальный университет им. Л.М.
  2. Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  3. Казахский национальный технический университет им. К.И.Сатпаева
  4. Казахский национальный аграрный университет

Государственные вузы

  1. Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева
  2. Атырауский институт нефти и газа
  3. Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханва
  4. Рудненский индустриальный институт
  5. Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
  6. Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова
  7. Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангирхана
  8. Алматинский технологический университет
  9. Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова
  10. Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова
  11. Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева
  12. Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова
  13. Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева
  14. Жезказганский университет им. О.А.Байконурова
  15. Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова
  16. Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова
  17. Карагандинский государственный индустриальный университет
  18. Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфуллина
  19. Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
  20. Карагандинский государственный технический университет
  21. Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати

Частные вузы

26.Академический инновационный  университет

27.Казахстанский университет  «Алатау»

28.Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет

29.Костанайский инженерно-педагогический  университет

30.Алматинский гуманитарно-технический  университет

31.Университет «Болашак»

32.Инновационный Евразийский  университет

33.Костанайский социально-технический университет им. З.Алдамжара

34.Центрально-Казахстанский институт  технлогии и менеджмента

35.Казахстанский инженерно-технологический  университет

36.Центрально-Азиатский университет

37.Таразский инновационно-гуманитарный  университет

38.Международный гуманитарно-технический университет

39.Карагандинский государственный  университет «Казпотребсоюз»

40.Казахский гуманитарно-юридический  инновационный университет

41.Казахский университет технологии  и бизнеса

42.Атырауский инженерно-гуманитарный  университет

 

Освоить специальность можно на дневном отделении за 4 года, на заочном - за 3 и 2 года. Средний конкурс при  поступлении на бюджетное место  — 3 человека. В Казахстане заочное  обучение по специальности «Стандартизация, метрология и сертификация» разрешается  только по сокращенной и ускоренной форме, согласно приказа МОиН РК. 

 

3 Основные виды профессиональной деятельности: Выпускники могут быть подготовлены к выполнению обязанностей инженера по качеству, инженера по стандартизации, инженера по сертификации,  инженера – метролога, экспертов – аудиторов.

 

Деятельность и перспективы.

В обязанности инженера по стандартизации и сертификации входит разработка и создание стандартов качества продукции или услуг, проверка соответствия этому стандарту, экспертиза и оценка, лабораторные испытания, составление документов, выдача сертификатов. Потребность в таких специалистах сегодня велика – собственные отделы по стандартизации и сертификации на предприятиях только начинают создаваться. 
  Проще всего получить работу в той сфере промышленности, на которой студент специализировался в вузе. Например, после окончания высших учебных заведений на факультетах инженерной экологии, холодильных установок можно работать на предприятиях, связанных с холодильной и криогенной техникой, системами кондиционирования воздуха. Выпускников технологических факультетов - химической технологии -  ждут фармацевтические компании. В текстильной промышленности есть ряд товаров, требующих обязательной сертификации – детские, медицинские, военные. Добровольная сертификация остальных товаров повышает возможность их использования на международном рынке. Поэтому спрос на специалистов по сертификации выпускников нашей специальности текстильных факультетов сегодня очень высокий.  
 Как и все будущие инженеры, специалисты по стандартизации и сертификации на первых курсах изучают общегуманитарные и социально-экономические дисциплины. Впрочем, уже на втором году учебы они сменяются математикой, информатикой, физикой и химией. Самое сложное начинается на старших курсах – начертательная геометрия, инженерная графика, механика, электротехника, теория измерений. А собственно стандартизировать и сертифицировать студенты начинают после изучения таких предметов, как планирование и организация эксперимента, автоматизация измерений, технологии разработки нормативной документации, системы качества, квалиметрия и управление качеством.

При этом особое внимание уделяется компьютерным методам и средствам измерения, процессам статистической оценки параметров и проверки гипотез. Стандартизация немыслима без новейших компьютерных технологий, локальных и глобальных сетевых коммуникаций.  
 Суть профессии состоит в знании основных законов и большого количества дополнительных нормативных документов.  Стандартизация – область огромная и постоянно обновляющаяся, в работе серьезная и сложная. Тем, кто хочет учиться просто «для корочек», она не подходит и совсем не пригодится. Деятельность инженера по стандартизации и сертификации связана с определенными нормативными документами – законами, техническими регламентами, государственными и международными стандартами и т. д. Чтобы работать в этой сфере и добиться успеха, нужны желание, усидчивость и терпение – это серьезная наука!

 

 

Контрольные вопросы:

 

1 К какому направлению наук  относится специальность «СМС»,  объясните

2 В каких национальных университетах  готовят специалистов специальности «СМС»

3 В каких государственных вузах  готовят специалистов по «СМС»

4 Сроки обучения на очном  отделении и заочном. Почему  специальность «СМС» готовят  на заочном отделении только  по сокращенной или ускоренной  форме.

5 Перечислите основные виды  профессиональной деятельности выпускников по специальности «СМС»

6 Назовите основные обязанности  специалистов по стандартизации, сертификации и метрологии

 

 

Литература

 

1  Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник-  М.

   Изд.«Юрайт», 2002, 296с.

2 ГОСО РК 3.08.358-2006 Государственный  общеобязательный стандарт образования  Республики Казахстан. Образование  высшее профессиональной. Бакалавриат.  Специальность 050732- Стандартизация, метрология и сертификация.

 


Информация о работе История и перспективы развития специальности «Стандартизация, метрология и сертификация