Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:01, доклад
Расположение: Южная Европа, полуостров, протянувшийся в центральной части Средиземного моря, к северо-востоку Туниса
На карте: Европа.
Территория (72-ая в мире): общая 301340 кв.км., береговая часть 294140 кв.км., водная часть: 7200 кв км
В черной металлургии выделяются те направления, которые лучше обеспечены местными рудными запасами (выплавка свинца, цинка и ртути) или же традиционные отрасли, перешедшие на импортное сырье в результате выработки местных ресурсов (алюминиевая промышленность).
Ведущая отрасль итальянской промышленности — машиностроение. В нем занято свыше 2,2 млн чел., оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. По масштабам и уровню развития особенно выделяется автомобилестроение, в котором занято 130 тыс. чел. Италия — один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок.
Италия была первой страной, начавшей производство мотороллеров. Наиболее известный завод по выпуску мотоциклов и мотороллеров находится в маленьком тосканском городе Понтедера. Почти все другие заводы этой отрасли сосредоточены на севере страны.
В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Самые крупные в стране судоверфи находятся в городе Мон-фальконе, на Адриатическом море, а также в Порто-Маргере и Анконе. Старейший район итальянского судостроения — Лигурийское побережье (Генуя-Сестри, Рива-Тригозо, Специя, Пьетра-Лигуре, Ливорно, Виареджо и др.). На Юге главные судостроительные центры — Кастелламаре-ди-Стабия (близ Неаполя) и Палермо.
Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии (заводы в Милане, Брешии, Болонье и других северных городах). Производство станков, электротехники, конторского оборудования и другие традиционные отрасли ныне тесно связаны с электронной промышленностью.
Самый мощный в стране узел электротехнической промышленности — Милан с окружающими его провинциями Комо, Варесе и Берга-мо. В последние десятилетия заводы электротехники появились и на Юге — в Неаполе и Бари. Италия стоит на 3-м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин («Дзанусси», «Индезит» и др.).
Электронная промышленность в Италии бурно развивалась и достигла больших успехов. Здесь производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует и в этом производстве, в Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге — Неаполь и его окружение.
По всему миру расходятся пишущие и счетные машины из небольшого пьемонтского города Ивреа, где, подобно ФИАТ в Турине, царит компания «Оливетти». Ее заводы действуют также в Турине, Милане, близ Неаполя.
Такие города, как Павия, Монца, Милан, Турин, а также Таранто на Юге, т.е. старые центры текстильной и швейной промышленности, известны теперь и как центры производства швейных машин.
До начала энергетического кризиса 1970-х гг. бурно развивалась итальянская химическая промышленность. По темпам роста ее обгоняла лишь японская химия. На привозной нефти появились новые районы химической промышленности — на северо-востоке Италии, на Юге и на островах.
В итальянской химии господствуют один из крупнейших химических концернов мира — «Монтэдисон» и государственное объединение ЭНИ. Химическая промышленность Италии специализируется в основном на производстве пластмасс и химических волокон. Выделяются также лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. С каждым годом итальянские химики производят все более сложную продукцию.
Сохранилось в Италии (Лигурия, Сицилия и Калабрия) и одно из ее традиционных производств — получение натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Только в Италии и только в Калабрии производят знаменитую эссенцию из плодов бергамота (один из видов цитрусовых), используемую, в частности, в чайной и кондитерской промышленности и парфюмерии.
Химическая индустрия сосредоточена в основном на Севере, особенно в Ломбардии, где расположен старейший район химической промышленности — Милан и окружающие его города — Ро, Новара, Трекате, Чезано-Мадерно и др.
Фармацевтическая промышленность характерна прежде всего для Северной Италии, особенно она развита в Милане, Брешии, Турине. Много фармацевтических фабрик в Риме и окружающих его небольших городах.
Одна из старейших отраслей промышленности страны — текстильная. Еще в старину Италия славилась своим бархатом, шелком, сукном и тканями из конопли. В наши дни численность текстильщиков резко упала, но ткани и теперь составляют 1/10 часть экспорта страны (из хлопка, шерсти, шелка, искусственных и синтетических волокон, джута, льна и смешанных волокон).
Италия — пионер производства трикотажных изделий и главный в Европе их поставщик. Оно выросло в послевоенное время из паломничества по деревням, особенно в Эмшши-Романье. Теперь здесь действуют крупные трикотажные фабрики, в частности в городах Модена и Карпи, но по масштабам производства Эмилию-Романью обогнали Ломбардия и Пьемонт.
Италия — первый мировой поставщик одежды на мировой рынок. Она также занимает 1 -е место в мире по экспорту обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, — итальянская. Италия вместе с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви (главные центры — Милан и Турин). В Милане проводятся международные обувные ярмарки. Италия производит самые знаменитые в мире фетровые шляпы (Алессандрия), шелковые галстуки (Турин), спортивную, в том числе горно-лыжную, обувь.
Из бесчисленных мелких полукустарных предприятий, непосредственно связанных с сельским хозяйством, родилась пищевая промышленность, третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и третья по числу занятых (около 500 тыс. чел.) после машиностроения и текстильной промышленности. Самые крупные, технически современные производства пищевой промышленности — консервное (особенно консервирование томатов и фруктов), сахарное и макаронное. Италия поставляет на мировой рынок виноградное вино (обычно делит первое-второе место в мире с Францией), оливковое масло С/з мирового производства), сыр. Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На Юге выделяется Неаполь и его окружение.
Благодаря обилию сырья, сложилась мощная промышленность строительных материалов. Производство цемента дает 20% западноевропейской продукции. Самые крупные цементные заводы расположены у подножия Альп, а также вокруг Неаполя, в Таранто и Порто-Торресе. Широко распространено изготовление художественных и технических фарфоровых и фаянсовых изделий. Родина фаянса — город Фаенца в Эмилии-Романье и сейчас остается крупным центром этого производства. Художественным стеклом, как и в эпоху Возрождения и в более поздние века, славится Венеция.
Сельское хозяйство Италии, несмотря на благоприятные природные условия и многовековой крестьянский опыт, дает только 6% национального дохода. Сельское хозяйство обеспечивает потребности в продовольствии на 80%. В рамках ЕС Италия с трудом отстояла свою традиционную специализацию на производстве фруктов, овощей и винограда.
Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство. Более 1/3 всех сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен — зерновые культуры. Наибольшие урожаи пшеницы собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля — в Апулии и Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление макарон. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины выращивают кукурузу, на орошаемых землях западной части Паданской равнины и в низовьях По — рис
В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом грунте и в теплицах, на Севере и на Юге выращивают самые разнообразные овощи: помидоры, капусту, салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры.. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук.
Италия — один из крупнейших в мире и второй в Средиземноморье после Испании производитель цитрусовых (около 3,5 млн т ежегодно). Почти весь урожай дают небольшие плантации на Юге, особенно на Сицилии и в Калабрии
С незапамятных времен выращивают в Италии виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Здесь огромное разнообразие его сортов — около 250.
Такая же древняя и типично итальянская культура — олива. Ее не встретишь лишь на крайнем северо-западе да в высокогорье
Важная экспортная отрасль итальянского сельского хозяйства — цветоводство. За границу вывозят живые цветы, семена, луковицы и сырье для парфюмерной промышленности.
Пповышается значение животноводства, но оно по стоимости продукции уступает растениеводству.
В последние годы в Италии, как и в других экономически развитых странах, идет так называемый процесс терциаризации, т.е. усиления третичного сектора экономики, или сферы услуг. В ней занято 61 % экономически активного населения. Сюда входят работники транспорта, банков и других финансовых учреждений, торговли, гостиниц, образования, здравоохранения и других непроизводственных профессий. Очень важное место в третичном секторе занимают счетные, информационные, консультативные услуги предприятиям. В последние годы растет значение еще и «четвертичного» сектора — информации, связи и управления.
9
Для Италии, вытянутой севера на юг почти на 1300 км, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре и расположенной на пересечении многих международных путей сообщения, огромную роль играет транспорт — как внутренний, так и внешний, международный. Более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозятся автомобильным транспортом. Особенно хорошо обеспечена автодорогами Северная Италия. В стране сосредоточена 1/4 всех европейских автострад, в том числе и старейшая в мире автострада Милан — Варесе, построенная в 1924 г. Главная транспортная артерия страны — Автострада Солнца, идущая с севера на юг — от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрия.
Железные дороги в 1990-е гг. были в значительной мере модернизированы. Построены скоростные линии Турин — Милан — Болонья — Флоренция — Рим — Неаполь и Милан — Генуя, строятся новые скоростные дороги Милан — Венеция — Триест и Неаполь — Салерно.
Морской транспорт Италии играет очень важную роль не только во внешней торговле страны: на каботажных линиях перевозится много пассажиров и грузов. В итальянском торговом флоте более трети судов — нефтеналивные танкеры. Из 144 итальянских портов самый крупный — Генуя, его грузооборот — около 40 млн т в год. Это один из важнейших портов на всем Средиземноморье, аванпорт Швейцарии. Второй по грузообороту — Триест, не только нефтяной, но и кофейный порт: через него идет импорт кофе в Европу.
Большую роль в вытянутой с севера на юг Италии играют внутренние авиационные перевозки. Через аэропорты Рима и Милана проходят важные международные авиалинии.
10
11
12
13
14
15
16
Информация о работе Исследование рынка легкой промышленности Италии