Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:50, дипломная работа
История первоначальных публичных размещений акций российских компаний началась в 1996 г., когда компания «ВымпелКом» разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Тогда для компании это было вопросом выживания: ей необходимо было избавиться от контроля АФК «Система» и заменить ее пассивными инвесторами, а также привлечь дополнительные средства для реализации стратегии развития. Уникальность этого размещения заключалась в отсутствии у компании отчетности за три года, подготовленной в соответствии с МСФО, предоставление которой было одним из необходимых условий для включения в котировальный список.
«ВымпелКом», теперь является одним из крупнейших операторов сотовой связи.
ПОНЯТИЕ IPO И ПОДГОТОВКА КОМПАНИИ К IPO
1.1. Что такое IPO
1.2 Основные этапы подготовки компании к IPO
1.2.1. Момент проведения IPO
1.2.2. Выбор площадки для
1.3. Юридические аспекты
1.3.1.Основные аспекты законодательства США
1.3.2. Изменения европейского законодательства
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ ПРИ IPO
Принимая
решение о публичном
Помимо
прочего подготовка к IPO может послужить
катализатором, благодаря которому будет,
наконец, сформулирована стратегия развития
компании, выстроена четкая и логичная
оргструктура, вскрыты и разрешены многие
наболевшие проблемы, проведен аудит по
международным стандартам, повышено качество
корпоративного управления. В результате
параллельно с подготовкой IPO происходит
финансовое оздоровление компании. Важно
помнить, что чем прозрачнее структура
компании, ее финансовая отчетность и
другие, важные для принятия инвестиционного
решения аспекты, тем легче инвестор сможет
просчитать свои риски и тем меньший дисконт
заложит в итоговую оценку компании. Поэтому
задача компании — максимально упростить
для инвестора процесс принятия решения
о вложения средств в акции компании.
1. 2. Основные этапы подготовки компании к IPO
1. 2.1. Выбор площадки
Один из ключевых вопросов, на который должна ответить компания, решившаяся на IPO, — это выбор места его проведения. В последнее время с ростом числа IPO российских компаний приобретает размах и дискуссия о том, где это лучше делать — на российских или зарубежных площадках.
В настоящее время в мировой экономике сформировалась структура глобальных рынков капитала, в рамках которой различаются два типа фондовых бирж — глобальные и региональные. Каждый тип биржи имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию. Одновременно усиливается конкуренция за инвесторов и эмитентов внутри каждого типа бирж.
Глобальные биржи характеризуется наиболее высокой капитализацией и объемами торгов, наибольшей ликвидностью. На глобальных биржах обращаются ценные бумаги самых известных компаний, которые нуждаются в привлечении масштабного финансирования под свои проекты. Однако на глобальных биржах осуществляют операции как местные региональные, так и международные инвесторы.
Примером глобальных бирж могут служить NYSE и LSE. В Азии статус глобальной имеет Токийская фондовая биржа. Этого же статуса пытается достичь американская электронная биржа NASDAQ, которая в настоящее время переживает период относительного спада по сравнению с концом 1990-х гг. Глобальные фондовые биржи предоставляют наиболее эффективный доступ к капиталам крупных институциональных инвесторов.
Региональные биржи обслуживают какой-либо конкретный регион и специализируются на ограниченном круге продуктов, рынков и инвесторов. Клиентами таких бирж являются в основном региональные и иностранные инвесторы, которые пользуются накопленным на бирже опытом относительно инвестиционных возможностей в регионе. Крупнейшие региональные биржи в Европе — Euronext и Франкфуртская биржа; в Азии — Гонконгская и Сингапурская фондовые биржи.
По количеству зарегистрированных компаний глобальные биржи не являются абсолютными лидерами, что объясняется довольно жесткими требованиями допуска на них. Гораздо важнее количество капитала, привлекаемого на биржу посредством IPO и SP0.
По
вторичным размещениям
В основе большинства решений и рекомендаций о выборе площадки для IPO лежит теория сегментированных рынков капитала
Крупнейшие размещения на Лондонской и Гонконгской биржах, 2005 г.
Глобальная биржа — Лондонская фондовая биржа (основная площадка)
Компания | Страна | Рыночная капитализация, $ млн | Размер IPO, $ млн |
Telecom Egypt | Египет | 5 053 | 591 |
FrutaromIndustries | Израиль | 460 | 57 |
EvrazGroup SA | Россия | 6 711 | 422 |
PyaterochkaHldg N.V. | Россия | 2 570 | 585 |
AmtelVredestein NV | Нидерланды | 684 | 223 |
Bank Muscat | Оман | 1942 | 161 |
Sistema JSFC | Россия | 11290 | 1354 |
Novatek ОАО | Россия | 7 894 | 927 |
Novolipetsk Iron and Steel Corp | Россия | 9 529 | 624 |
Investcom LLC | ОАЭ | 4610 | 759 |
UTIBank | Индия | 1979 | 237 |
KumhoTireCoInc | Южная Корея | 1215 | 266 |
Региональная
биржа — Гонконгская фондовая
биржа
Компания | Страна | Рыночная капитализация, $ млн | Размер IPO, $ млн |
Shanghai Electric Group Company Limited | Китай | 4 525 | 648 |
China Shenhua Energy Company Limited | Китай | 21819 | 3 279 |
Bank of Communications Co., Ltd | Китай | 24 079 | 2166 |
China COSCO Holdings Company Limited | Китай | 2 891 | 1227 |
Guangzhou R&F Properties Co., Ltd | Китай | 2 954 | 294 |
AAC Acoustic Technologies Holdings, Inc. | Китай | 837 | 126 |
China Yurun Food Group Limited | Китай | 838 | 224 |
China Paradise Electronics Retail Limited | Китай | 846 | 152 |
ChinaConstructionBankCorpo |
Китай | 85 508 | 9 231 |
Shenzhou International Group Holdings Limited | Китай | 470 | 117 |
ParksonRetailGroupLimited | Китай | 1022 | 241 |
Dongfeng Motor Group Company Limited | Китай | 2 501 | 589 |
И эмитенты, и ряд инвесторов признают, что на принятие решения о выборе площадки для IPO влияют, кроме стоимости капитала, и ряд других факторов, среди которых стоит выделить следующие:
1. Расширение акционерной базы компании. При расширении акционерной базы компании риски компании разделяются среди большего числа акционеров, что приводит к снижению стоимости капитала. Основное отличие от теории сегрегированных рынков капитала: подчеркивается необходимость привлечения новых акционеров.
2. Фирмы получают листинг за рубежом для того, чтобы уменьшить ограничения по капиталу, вызванные неразвитостью местных рынков капитала. Они получают больший доступ к кредитам, поэтому их внутренние корпоративные инвестиции меньше зависят от колебаний в получаемой прибыли. Это означает, что больше всего могут выиграть от международного листинга фирмы, планирующие капиталоемкие инвестиционные проекты.
3.
Увеличение информационной
4.
Защита миноритарных
Поэтому
общие правила можно
Распределение торгов акциями российских компаний по площадкам
Российские биржи | Зарубежные биржи | Российский внебиржевой рынок |
Газпром | ПУКойл | Полюс Золото |
Норильский Никель | МТС | ОГК5 |
РАО «ЕЭС России» | Вымпелком | Седьмой Континент |
Сбербанк | Мечел | Мостотрест |
Роснефть | BurrenEnergy | ОГК2 |
Сургутнефтегаз | НОВАТЭК | Распадская |
ВТБ | GoldenTelecom | ТГК8 |
Ростелеком | Евраз Труп | ВолгаТелеком |
Татнефть | Северсталь | М.Видео |
Транснефть | ВиммБилльДанн | Банк «Возрождение» |
Газпром нефть | АФК «Система» | СеверстальАвто |
Уралсвязьинформ | Новолипецкий МК | ЦентрТелеком |
Иркутскэнерго | Уралкалий | СевероЗападный Телеком |
ОГК4 | PeterHambroMining | Мосэнерго |
ВТБ СевероЗапад | ImperialEnergy | ВСМПОАвисма |
Сибирьтелеком | Oriflame | Магнит |
АвтоВАЗ | Группа ПИК | РКК «Энергия» |
Аэрофлот | CTC Медиа | Акрон |
ТГК5 | Магнитогорский МК | Силовые машины |
Орелэнерго | Х5 RetailGroup | Лебедянский |
РосБизнесКонсалтинг | ТМК | ОГК1 |
Таким образом, видно, что в распределении оборота акций по российским и зарубежным площадкам наметились следующие тенденции:
1.
Акции нефтегазового,
2.
За рубежом осуществляется
3.
Акции электрогенерирующих и
распределительных сетевых
С другой стороны, стоит учитывать и то, хватит ли на рынке, где намечено IPO, средств, чтобы переварить предложенный объем акций. Если средств окажется недостаточно, то компании не удастся разместить весь намеченный объем IPO, а это значит, что акции не получат справедливой оценки. При большом объеме эмиссии существенна любая надбавка к цене размещаемой акции, а она как раз и может быть получена за счет допуска к IPO дополнительного числа инвесторов. Следет отметить, что за время, прошедшее с момента первого IPO, российский фондовый рынок значительно вырос, появилась широкая база инвесторов и сейчас, по мнению аналитиков, российский рынок способен справедливо оценить эмиссию порядка $400 млн.
Что касается международного листинга, то одним из основных объяснений выгодности размещения на международных площадках является теория сегментированных рынков капитала, согласно которой фирма, расположенная в стране, не интегрированной в мировые рынки капитала, имеет более высокую стоимость привлечения капитала, так как все риски ложатся только на локальных инвесторов. Если же фирма выходит на международные рынки капитала, то риски разделяются иностранными инвесторами, соответственно снижается стоимость привлечения капитала.
В основе решения о месте проведения IPO должен лежать здравый экономический расчет:
Привлеченные средства - Затраты = Площадка
По числу IPO, проведенных российскими эмитентами, лидируют российские торговые площадки: согласно статистике, количество размещений на них почти в два раза превосходит количество размещений на зарубежных. При этом очевидно, что крупным компаниям подходят более емкие западные рынки, которые позволяют привлечь значительно больший объем средств. А небольшим (объем выручки до $100 млн) и средним (от $100 млн до $800 млн) российским компаниям имеет смысл сначала разместить свои бумаги в России, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию отечественного рынка акций. Размещение же акций российских предприятий среднего размера на мировых рынках финансово нецелесообразно в силу высокой стоимости проведения на них IPO. Кроме того, за последние годы активно развивается тенденция ужесточения требований к компаниям, размещающим свои акции на ведущих зарубежных биржах, что влечет существенные расходы для компаний уже после размещения.
Информация о работе IPO как способ повышения экономической эффективности компании