Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:24, курсовая работа
Интернет-маркетинг впервые появился в начале 1990-х годов, когда текстовые сайты начали размещать информацию о товарах. Через некоторое время интернет-маркетинг перерос в нечто большее, чем продажа информационных продуктов, сейчас идет торговля информационным пространством, программными продуктами, бизнес-моделями и многими другими товарами и услугами. Такие компании, как Google, Yahoo, и MSN подняли на новый уровень и сегментировали рынок интернет-рекламы, предлагая малому и среднему бизнесу услуги по локальной рекламе. Рентабельность инвестиций возросла, а расходы удалось понизить.
Введение
«И ничего кругом не будет –
один
сплошной Интернет»,
–
участник Первой всероссийской
конференции
“Имарк 2006. Маркетинг в Интернет”.
Интернет-маркетинг впервые появился в начале 1990-х годов, когда текстовые сайты начали размещать информацию о товарах. Через некоторое время интернет-маркетинг перерос в нечто большее, чем продажа информационных продуктов, сейчас идет торговля информационным пространством, программными продуктами, бизнес-моделями и многими другими товарами и услугами. Такие компании, как Google, Yahoo, и MSN подняли на новый уровень и сегментировали рынок интернет-рекламы, предлагая малому и среднему бизнесу услуги по локальной рекламе. Рентабельность инвестиций возросла, а расходы удалось понизить. Этот тип маркетинга стал основой современного капитализма, которая позволяет любому, у кого есть идея, товар или услуга достичь максимально широкой аудитории. Использование словосочетания интернет-маркетинг обычно подразумевает использование стратегий маркетинга прямого отклика, которые традиционно используются при прямых почтовых рассылках, радио и в телевизионных рекламных роликах, только здесь они применяются к бизнес пространству в Интернет.
Сегодня трудно найти человека, который бы никогда не слышал об Интернет. Это и не удивительно - ведь всего за несколько лет этот глобальный конгломерат разрозненных компьютерных сетей заполучил такое количество потребителей, что по праву считается самым значительным достижением десятилетия в области связи. Характерным свойством Интернет является его безграничность - полный комплекс услуг, предоставляемых Интернет, имеется уже в 75 странах мира, и еще в 77 странах можно посылать и принимать электронную почту. Сеть Интернет стала эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети типа Интернет с успехом заменили телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации. Они помогают фирмам налаживать прямые контакты с покупателями продукции, выводя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса. Можно выделить шесть принципиальных областей применения Интернет в маркетинге: поддержание деловых связей; информация о рынке; покупка и продажа через Интернет, реклама товаров в Сети, сервис и послепродажное обслуживание.
По некоторым данным, уже в 2000 году 82% малых предприятий и 72% средних и крупных предприятий в России использовали онлайновый маркетинг. Коммерческие пользователи Сети становятся самой быстро возрастающей частью пользователей «всемирной паутины» (World Wide Web -- WWW). Развитие информационных и компьютерных технологий качественно меняет характер маркетинговой деятельности фирмы. В связи с этим возникло понятие виртуального маркетинга. Возрастание масштаба и сложности производственной и коммерческой деятельности обусловливают выбор предприятиями концепции маркетинга как основы своей деятельности. Динамичное развитие информационных технологий, в частности технологий коммуникации, делает актуальным вопрос использования глобальной сети Интернет в маркетинговой деятельности предприятия. В целом, современный маркетинг можно представить как программно-целевой подход к управлению деятельностью предприятия на рынке. Целью этой, как и любой другой, системы управления в условиях рыночного производства является высокая прибыль, а ее основой - завоевание устойчивых позиций на рынке на основе глубокого и всестороннего изучения покупателей. Удовлетворение потребностей, завоевание доверия и закрепление долгосрочных связей с потребителем составляют суть современной маркетинговой политики.
Использование
Интернета в системе маркетинга
предприятий благодаря его
Поскольку Интернет представляет собой совершенно новую коммуникационную среду, отличную от традиционных средств информации, классические приемы маркетинга в целом ряде случаев не могут быть применены в Интернете в их существующей форме. Широкие возможности Интернет ставят достаточно сложную задачу их реализации при построении фирмами системы маркетинга предприятия и требуют адаптации старых или разработки новых методов маркетинга.
1.
Функциональная сущность
виртуального маркетинга
Виртуальный маркетинг – это система знаний о предложении товара на рынке на основе информационных технологий, интегрирующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия. К виртуальному маркетингу мы относим не только исследования внешней среды, но и использование современных информационных технологий во внутрифирменных управленческих процессах и коммуникациях. Кроме того, самостоятельным направлением в маркетинге становятся электронная коммерция, электронные средства продвижения (Интернет – реклама, Интернет - стимулирование и т.д.). Таким образом, по характеру осуществляемых функций виртуальный маркетинг можно разделить на три сферы: исследования внешней среды, организацию внутренней маркетинговой деятельности, осуществление специфической видов деятельности (рис.1).
Рис. 1. Основные функции виртуального маркетинга
Новейшие технологии позволяют обеспечить следующие преимущества виртуального маркетинга по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях:
а) отсутствие пространственной локализации, возможность осуществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или локальному рынку;
б) обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новой продукции и т.д.;
в) снижение
асимметрии информации (ее неполноты
и неравномерности
г) снижение
прочих трансакционных издержек, в
том числе накладных расходов
(командировочных, потерь от несостоявшихся,
неправомерных или
д) снижение трансформационных издержек за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрения новой продукции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников и затрат на сбыт и т.д.;
е) рационализация структуры управления, в том числе путем ее сжатия по вертикали, сокращения и объединения ряда функций, солидаризации ответственности.
Практическое воплощение виртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговой информационной системы предприятия, т.е. системы постоянного слежения, хранения и обработки маркетинговых данных, необходимых для выработки управленческих решений.
Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия может включать в себя: информационный блок (базы данных); банк моделей и методик; программные средства и интегрированные системы.
Оставляя
структуру маркетинговой
2.
Маркетинговый информационный
блок. Базы данных.
Маркетинговый информационный блок состоит из баз данных, пополняемых за счет проведения полевых и кабинетных исследований.
Полевые исследования в виртуальном маркетинге реализуются преимущественно на основе методов электронных опросов и телеконференций. Исследования, связанные с поиском поставщиков, клиентов и прочих партнеров по бизнесу могут осуществляться путем обращения к серверам присутствия в Интернет. Данные сервера обеспечивают виртуальное присутствие фирм и их предложений в среде Интернет. Сервера присутствия бывают двух типов: рекламные и информирующие. Рекламный сервер, обычно состоит из одной или нескольких Web- страниц и содержит рекламную информацию. Такой тип сервера подходит для однородных или широкоизвестных продуктов, которые не требуют представления большого количества информации. Основное воздействие при этом оказывается скорее в эмоциональном, чем в информационном плане. Информирующие сервера обеспечивают детальную информацию относительно фирмы, ее товаров и коммерческих предложений. Создание серверов присутствия не требует сколько-нибудь значительных затрат, и поэтому доступно даже для небольших фирм. Однако, вследствие большого объема, распыленности и трудности поиска информации многие предприятия обращаются к кабинетным исследованиям.
Наибольший удельный вес занимают кабинетные исследования, которые осуществляются путем поиска вторичной информации на электронных и бумажных носителях. При этом бумажные носители до сих пор занимают наибольший удельный вес среди источников информации. Например, согласно экспертным оценкам, в Соединенных Штатах лишь 12% информации представлено в электронной форме и структурировано; примерно 15% - неструктурированные данные в электронной форме (текстовая информация); около 73% информации традиционно хранится на бумажных носителях . [1]
В
России бумажные носители информации
в настоящее время также
1 Назаренко О.Н. О современных технологиях автоматизации корпоративного документооборота // Российский экономический журнал, 2009. С. 45-51.
Для исследования внешней среды маркетинга применяют общие статистические и демографические данные, позволяющие оценить состояние рынка, перспективы его развития, тенденции изменения предложения и спроса. Данный сектор информационных источников охватывает сведения государственной статистики, экономические прогнозы, аналитические исследования, выполненные различными организациями и специалистами, результаты опросов общественного мнения и социологических исследований. Базы данных учетно-статистической информации разрабатываются международными организациями (Мировой банк, ЮНИДО и др.), органами Госкомстата, Таможенного комитета, Торгово-промышленной палатой РФ, научно-исследовательскими институтами. Большинство этих организаций имеют собственные электронные информационные сайты, обеспечивающие возможность получения необходимой информации. Помимо общих статистических данных в маркетинговой деятельности используется широкий спектр коммерческой информации. В соответствии с растущими потребностями предпринимателей в России происходит достаточно интенсивный рост коммерческих информационных продуктов и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями. В настоящее время на рынке представлены четыре типа информационных баз данных, которые могут стать внешними источниками формирования баз данных предприятия.
А. Базы данных первого типа наиболее многочисленны. Они содержат наименование предприятия, его почтовые и связные реквизиты. Применяются для установления контрактных отношений, а также для формирования списка рассылки.
Б. Базы данных второго типа помимо указанных сведений содержат информацию о поставляемой и потребляемой продукции. Содержащаяся в них информация может быть использована для поиска партнеров по бизнесу, анализу конкуренции, сегментации рынка и позиционирования товаров.
В. Базы данных третьего типа помимо более полного представления информации предусматривают также возможность дополнений и исправлений. Информация о фирмах в подобных продуктах содержит три блока: адресно-телефонные сведения, технико-экономические показатели, коммерческие предложения предприятия. Первый и третий блоки являются универсальными для всех отраслей, второй блок учитывает специфику каждой отрасли. Возможность дополнений и исправлений обеспечивается за счет приобретения специальной программы по работе с базой данных или на основе использования стандартных программ типа Excel и Access. Наиболее популярной продуктом данного класса являются деловые справочники и программы, распространяемые Агентством деловой информации “Бизнес-карта”. Широкое распространение также получает система “Маркетинг-Гео”, где на цифровой компьютерной карте Российской Федерации содержится информация о расположении предприятий, объеме продукции, финансовая отчетность и статистическая отчетность, демографические данные по населенным пунктам и т.п. [1] Данная программа обеспечивает возможность проведения обзорных исследований региональных товарных рынков, в частности, она позволяет определить относительную долю рынка, темпы роста продукта и данные для сегментации рынка.
Г. Базы данных четвертого типа содержат сводные реквизиты юридических и физических лиц, данные о поставляемой и потребляемой продукции, возможность дополнять и исправлять базы данных, возможность обратной связи. Они позволяют вести учет коммерческих предприятий и их связей.
В настоящее время многие предприятия, в особенности крупные, самостоятельно формируют базы данных. Необходимость такого рода деятельности возникает в связи со сложностью обработки значительного объема постоянно меняющейся информации (многономенклатурное производство, большое количество потребителей, сложная структура связей по поставкам). Формирование собственных баз данных позволяет решать ряд конкретных прикладных задач, возникающих в ходе практической деятельности, а также служить информацией для стратегического анализа и планирования. Конкретный характер и содержание баз данных определяется отраслевой принадлежностью, особенностями предприятия и характером выпускаемой продукции.