Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Примерно 10 лет назад слово “Интернет” в России ещё никто не знал, затем в течение нескольких лет он рассматривался преимущественно как гигантская библиотека, и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития главной задачей сети интернет является помощь в поиске желательных партнеров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский
государственный университет
(ГОУ
ВПО «ЮРГУЭС»)
Факультет____«Сервис»
___________
Кафедра __«Информатика» _________
Специальность
___«Маркетинг»______
КУРСОВАЯ
РАБОТА
тема
____Интернет как инструмент
коммуникационной политики
_предприятия__________________
по дисциплине ___«Информационные системы маркетинга»__________
______________________________
Разработал
___________
Руководитель ст.преподаватель, к.ф.н Т.Б.Мойсеева
должность, ученая степень,
звание подпись, дата
инициалы, фамилия
ШАХТЫ
2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский
государственный университет
(ГОУ
ВПО «ЮРГУЭС»)
Факультет____«Сервис» ___________
Кафедра __«Информатика» _________
Специальность ___«Маркетинг»______
на курсовой проект по дисциплине«Информационные системы маркетинга»
на курсовую работу для студента «_3_» курса МАР-dn31_группы
______________________Бел
Тема ____Интернет
как инструмент коммуникационной
политики _предприятия__________________
Исходные данные ___Сбор маркетинговой информации по изучаемому продукту (услуге): потребители, конкуренты, рынки сбыта __________
______________________________
Объем проекта (работы) ______________43 страниц___________________
______________________________
Срок
проектирования ______________________________
Руководитель
ст.преподаватель,
к.ф.н____________________
Т.Б.Мойсеева
Задание
к выполнению принял студент_______________________
Дата
выдачи задания
«_05_»
октября
2009 г.
Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Примерно 10 лет назад слово “Интернет” в России ещё никто не знал, затем в течение нескольких лет он рассматривался преимущественно как гигантская библиотека, и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития главной задачей сети интернет является помощь в поиске желательных партнеров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью. Сегодня практически невозможно найти даже малую организацию в нашем городе, которая не имеет своего представительства в интернете. Развиваются интернет – магазины, интернет – казино, интернет – аукционы. Некоторые фирмы предоставляют возможность заказа продукции или услуги через интернет с оплатой курьеру по факту доставки. Наше пост - индустриальное общество уже невозможно представить без таких терминов как “Web Сайт”, “Чат”, “E-mail”.
Результаты последних исследований показали, что использование интернет - технологий в маркетинге может принести реальную экономию и прибыль. Это связано с большими выгодами и удобствами, которые получают как потребители, так и фирмы. В надвигающейся глобальной компьютеризации, наступление которой планируется на ближайшее будущее, роль маркетинга в интернет заметно вырастет. Этим и обуславливается актуальность темы, выбранной автором.
Автор исследовал российский Интернет на эффективность воздействия технологий интернет – маркетинга. Целью работы являлась дать заключение о целесообразности применения российскими предприятиями возможностей глобальной сети Интернет в маркетинговой деятельности.
Почему онлайновые службы приобрели такую популярность в последнее время? Во-первых, есть пять основных преимуществ, которые они дают потенциальным покупателям:
1) Удобство. Потребители могут заказывать товары 24 часа в сутки вне зависимости от того, где они находятся. Им не нужно тратить время, застревать в пробках на дорогах, не нужно искать место для парковки и ходить по бесконечным проходам магазинов в поисках нужного товара. Не приходится, наконец, просто объезжать множество магазинов.
2) Информация. Покупатели могут найти большое количество сравнительных данных о компаниях, продуктах и конкурентах, не покидая при этом своего дома или офиса. Они могут сфокусировать свое внимание на таких объективных критериях, как цена, качество, срок службы и наличие в продаже.
3) Меньше переживаний. При использовании онлайновых служб покупателям не приходится общаться лицом к лицу с продавцом, подвергаться воздействию убеждающих и эмоциональных факторов.
4) Быстрее. Пользователи Интернета могут очень быстро оформить заказ продукции и ждать доставку товара или услуги на дом.
5) Конфиденциальность. Через интернет можно совершать покупки инкогнито. Особенно это важно для богатых и известных людей, не желающих афишировать свои покупки.
Во-вторых, онлайновые службы дают определенные преимущества и маркетологам:
1) Быстрое приспособление к рыночным условиям. Маркетологи могут быстро добавлять продукцию в свой ассортимент, менять цены и описания товаров.
2) Меньшие затраты. Интернет реклама намного дешевле рекламы в традиционных СМИ.
3) Построение взаимоотношений. Маркетологи могут анализировать ответы своих покупателей, получая о них дополнительную информацию, могут пересылать на компьютеры клиентов полезные советы, бесплатные демо-версии своих компьютерных программ, рекламные материалы.
4) Охват аудитории. Можно подсчитать, сколько человек посетили сайт компании, сколько из них остановились на определенном месте этого узла. Эта информация помогает маркетологам улучшать свои предложения и рекламу.
В-третьих, существуют ощутимые преимущества, которые получают предприятия:
1) Расширение рынка. Фирма ставит себе цель освоение новых сегментов рынка.
2) Привлечение внимания. Фирма стремиться стать более доступной для своих потребителей и увеличить долю завоёванного внимания потребителей.
3) Повышение уровня реагирования. Фирма желает увеличить реакцию на запросы потребителей.
4) Новые услуги. Фирма хочет с помощью Интернета предложить клиентам новые услуги.
5) Снижение расходов. Фирма рассчитывает снизить расходы на производство и продажу товаров и услуг, путём снижения трансакционных издержек.
Как
правило, отношения между
1) Раздражение. Многие считают все возрастающее число навязчивых предложений от различных компаний в интернет, некой помехой, неудобством. Особенное недовольство вызывают раздающиеся во время обеда или поздно вечером телефонные звонки, проверяющие достоверность заказа, плохо обученный персонал, различие в заявленном и реальном ассортименте товаров.
2) Нечестность. Некоторые продавцы пользуются доверчивостью некоторых покупателей. Особенно этим грешат интернет - магазины. В них прекрасно поставлены демонстрации, предлагаются огромные скидки, пожизненные гарантии и необыкновенная простота покупки - все это для того, чтобы заманить покупателей, не способных сопротивляться желанию купить.
3) Обман и мошенничество. Некоторые продавцы намеренно создают в интернете рекламные объявления, что вводят покупателей в заблуждение. Часто преувеличиваются достоинства продукта, его работоспособность или "розничная цена". Некоторые некоммерческие организации притворяются, что проводят научные исследования, а на самом деле собирают информацию о целевых потребителях.
4) Вторжение в личную жизнь. Пожалуй, это один из самых трудноразрешимых аспектов, особенно в прямом маркетинге. Похоже, что всякий раз, когда покупатель заказывает товары по почте или по телефону, делает запрос на предоставление бесплатной информации о фирмах, заводит кредитную карточку или подписывается на какое либо издание, его имя, адрес и характер совершаемой покупки заносятся в уже имеющуюся в компаниях базу данных. Обычно потребители от этого только выигрывают, так как им чаще будут предлагать именно тот товар, в котором они наиболее заинтересованы. Однако маркетологам не всегда удается провести четкую границу между своим желанием охватить тщательно определенную целевую аудиторию и правом на личную жизнь потребителей. Многие критики опасаются, что компаниям станет известно слишком многое о покупателях, и что они могут воспользоваться этими знаниями в корыстных целях. Могут ли компании составлять и продавать списки имен своих клиентов? Ведь это люди, которые из-за своего покупательского характера считаются целью номер один в маркетинге.
Маркетологи пытаются найти решение этих проблем. Если оставить все как есть, то вскоре отношение покупателей может стать крайне негативным, и власти будет вынуждены ввести ограничения на деятельность в Интернет.
Электронная реклама придает всей рекламной деятельности новое измерение: с помощью Интернет вы получаете возможность передавать свои рекламные объявления на компьютеры целевых групп потребителей в режиме реального времени.
Одним из основных способов рекламы в Интернет является размещение информации о товаре, услуге на Web-сайте. Эффективным инструментом является рекламное обращение к аудитории с помощью различных рекламных носителей (баннеров, электронных писем, и т. д.). Использование того или иного инструмента зависит от задач рекламной кампании. Последовательность задач, выполняемых рекламным обращением в Интернет, аналогична задачам, стоящим перед традиционными средствами рекламы:
Таким образом, при разработке рекламной кампании решаются вопросы размещения, содержания и оформления рекламных носителей.
Содержание рекламного обращения зависит от его основной задачи: если это реклама продукции, услуги, то в обращение представляет продукцию и кратко ее основные преимущества. Если основная задача - привлечение посетителей на Web сайт, то реклама дает понять, что может увидеть посетитель на Web сайте, или содержит приглашение (типа "Click here"). В случае если основная цель рекламного обращения – популяризация торговой марки, т.е. брэндинг, то оно должно содержать логотип, товарный знак или другой узнаваемый элемент, ассоциирующийся с данной торговой маркой.
Для
повышения эффективности
Примером неудачной рекламной компании в интернете на мой взгляд является реклама компании Intel в России, прошедшая во всех крупных печатных изданиях и по телевидению. В Америке была запущена кампания «Yes.». Чтобы представительства на местах не устраивали самодеятельности, макет был прислан с Запада, и образ символизирующего микропроцессорные супертехнологии синего кружка со словом Yes должен был остаться неизменным. Однако слово Yes — не русское, а буквы Y и S вообще отсутствуют в современном русском алфавите. Чтобы разрешить это недоразумение, в композицию была добавлена звездочка - сноска. Внимательный читатель, разглядывающий рекламу в журнале или газете, увидел бы сбоку много - много мелкого - мелкого текста про зарегистрированность торговых марок корпорации Intel, а в самом конце шла собственно сноска: «Да».
Это был перевод слова Yes для той части публики, которая в переводе нуждалась. Однако в данном случае мы имеем дело не просто с корпоративной глупостью. Звездочка совершенно зачеркивает все ценности графического образа и сводит на нет идеологическую основу акции. Жирный шрифт был выбран именно для подкрепления уверенности в сказанном, а точка в конце вообще не должна оставлять сомнений в непоколебимости утверждения. Семантически, сноска у слова «да» превращает его в «может быть» или «да, но не совсем». Не говоря уже о том, что в результате образуется двоеточие — знак, обозначающий наличие последующей расшифровки, чего в оригинале не предусмотрено (да, и никаких «но»).
При разработке web-сайта в первую очередь следует исходить из потребности фирмы в нём. Это может быть распространение информации о фирме, ее продукции и услугах, реклама и брэндинг, организация обратной связи с потребителями, консультирование, техническая и информационная поддержка клиентов, проведение маркетинговых исследований путем размещения на Web сайте различных анкет и опросов, оценка целевой аудитории методом установки специального счетчика посещений.
Потребители и партнеры связывают с вашим Web сайтом разные ожидания; однако и те, и другие рассчитывают, что доступ на ваш Web сайт будет открыт 24 часа в сутки и они смогут обращаться к вам с вопросами в любое удобное для них время. Интернет позволяет потребителям вести прямой диалог с производителями товаров, минуя магазины, в которых эти товары обычно продаются. Это означает, что, как только производитель открывает свой сайт, он обязан немедленно открыть и электронный центр обслуживания потребителей. Потребители считают, что они имеют право напрямую обращаться со своими проблемами и вопросами к производителю.
Нужно всегда помнить, что навигация по сайту должна быть удобной, а оформление должно базироваться на корпоративных логотипах и стандартах. В онлайновые сервисы Web-сайта следует интегрировать поддержку потребителей. Подготовьте свои структуры обработки заказов, материально-технического снабжения и технические службы к работе с заказами, поступающими из Интернета, и снабдите Web сайт возможностями персонализации, т.е. адаптации к потребностям каждого отдельного клиента. Если ваши потенциальные клиенты, придя на ваш сайт, обнаружат объявление "Сайт находится в стадии подготовки", они очень скоро найдут другие компании, которые встретят их более приветливо. Еще до начала рекламной кампании необходимо закончить разработку Web сайта и добиться его безупречного функционирования.
В маркетинге известна классическая формула рекламирования - ВИЖД (внимание - интерес - желание - действие). Значит, следует учитывать:
1) Заголовок. Внимание посетителя должен привлечь мощный заголовок. Если ваш заголовок привлекает внимание посетителя менее чем на секунду, он просто уходит. Заголовок должен быть сделан так, чтобы намертво держать внимание посетителя.
2) Создайте интерес. Первая часть Вашего коммерческого письма - критическая для вашего успеха. Вы получили внимание посетителя, но Вы еще должны заинтересовать его. Задать вопрос, обсудить проблему, соответствующую заголовку, сообщить историю - все это является хорошими способами увеличить интерес посетителя.
3) Желания и немедленные выгоды посетителя. Выгоды или результаты - вот что ищут Ваши посетители. Если Вы, к примеру, продаете книгу о том, как успешно зарабатывать, имея всего 100 посетителей в день, то читатели хотят не чтение как таковое, их интересует информация и секреты внутри книги. Включите выгоды в Ваши маркеры (небольшие заголовки) и, используя мощные слова, создавайте желание, подчеркивая выгоды и пути решения затруднений Ваших посетителей. Усильте желание, показывая свидетельства, отзывы предыдущих клиентов.
4) Доверие. Один из самых трудных аспектов продаж в Сети Интернет - вызвать доверие к Вашему предложению. Один из самых лучших способов разрушить недоверие скептиков - включать в содержание письма отзывы! Люди любят читать отзывы и свидетельства, и это действует гораздо больше, чем все, что говорите Вы!
5) Просите о немедленном действии! Людям не нравится принимать решение. Поэтому Вы должны помочь им, говоря о крайнем сроке принятия решения, напоминайте им, что они могут упустить, если не будут действовать немедленно. И объясните абсолютно ясно, что они должны сделать дальше. Не стоит полагать, что посетители знают, что Вы от них хотите! Сообщите им, как они могут сделать заказ. Делайте предложения, от которых посетитель не в силах отказаться! Это могут быть самые разные предложения, начиная гарантией возврата денег и заканчивая скидками - все зависит от продукта, который Вы продаете, и от вашей фантазии.
Следующим этапом после
Исходя
из этого, рекламная кампания, направленная
на оповещение пользователей Интернет
о Web-сервере может содержать
Также
следует учитывать
Для увеличения посещения Web сайта в его состав включить коллекцию рефератов, гороскоп и (или) набор электронных фотографий. Как видно из приложения А таблицы 2 - это самое востребованное в российском интернете.
Каждый шестидесятый пользователь ищет в интернете реферат или курсовую работу. Как правило – это школьник или студент, и если молодежь – целевая аудитория фирмы, набор рефератов будет кстати. Если целевая аудитория фирмы – женщины, то нужны гороскопы.
Баннерная
реклама – самый популярный коммерческий
метод продвижения в Интернете.
В этом направлении есть свои плюсы
и минусы. Особенностей, секретов и
различных хитростей здесь
Баннерная реклама, безусловно, стала одним наиболее изученных предсказуемых и надежных методов привлечения новых посетителей на сайт. Сейчас примерно 70% рекламы в Интернет приходится на баннерную рекламу (см. приложение Б таблицу 3). Здесь я дам некоторые советы по использованию баннеров для продвижения своей марки или Web сайта.
1) Регистрация в банерообменных сетях. Зарегистрируйтесь в 1,2,3-х баннерообменных сетях. Различные сети предлагают различные коэффициенты обмена. Т.е. где-то предлагают 8 показов баннера за 10 показов на вашем Web сайте, где-то 7, в общем, везде по разному. Разместите баннеры на всех ваших электронных страницах. Таким образом, вы, в конце концов, сможете выбрать оптимальную для себя баннерообменную сеть.
2) Содержание. Когда счет идет на секунды, а иногда даже на доли секунды, чтобы захватить внимание посетителя. Нужно чтобы ваш баннер всем своим видом и содержанием "кричал" посмотри на меня. После того, как внимание захвачено, нужно чтобы посетитель кликнул по баннеру. Тут уделить немало времени содержанию.
3) Цветовая гамма. Яркие цвета обычно более эффективны, чем красный и черный. Используйте: желтый, оранжевый, синий, зеленый.
4) Анимация. Анимированные баннеры имеют многократные преимущества по сравнению со статическими. Допустим, у вас баннер состоит из 3-х последовательно меняющихся кадров. В этом случае первый кадр должен играть роль привлекающего внимание, а остальные два должны дать представление о Web сайте и заинтересовать посетителя.
5) Скорость загрузки. Размер баннера должен быть 3-4 Кб - это самое лучшее. Можно до 7 Кб. Но никогда не делайте баннеры больше 10 Кб. Большие баннеры будут долго загружаться и, следовательно, посетитель может уйти, не дожидаясь загрузки баннера.
6) Брэндинговая реклама. Это касается не всех ваших баннеров. Но если есть возможность, то старайтесь вставлять в баннер ваш логотип, или название ресурса. Даже если пользователь не кликнет по баннеру, все равно польза будет. Потому что он видел название вашего сайта, логотип сегодня, завтра он еще где-нибудь увидит, в итоге он запомнит либо адрес сайта, либо название компании, и, возможно, позже он придет на сайт, просто набирая адрес в строке браузера.
7) Текст. Когда пишите текст из 5-10 слов для вашего статического баннера, или 5-7 слов для первого кадра анимированного баннера, то обратите внимание на следующие темы. Опасение, любопытство, юмор, большое обещание. Например: Внимание! Вы должны увидеть это, прежде чем вы купите.
8) Бесплатно. Слово номер 1 в баннерной рекламе: free (бесплатно). Обыграйте это слово, каким либо образом в рекламном рисунке. Предложите что-нибудь бесплатное: бесплатная подписка на рассылку, бесплатные программы и т. п.
9) “Нажми сюда”. Не думайте, что пользователь, который смотрит на баннер, знает, что ему делать дальше, если его заинтересовала эта реклама. В Сети постоянно появляются новички. Напишите где-нибудь: "Нажми здесь" или "Жми сюда".
10) Эффективность. Если вы решили покупать не показы баннеров, а клики. Вы можете посчитать, сколько вы тратите на привлечение одного посетителя и сколько, в среднем, вы зарабатываете на одном посетителе. Таким образом, вы можете корректировать ваш бизнес план.
11) Targeting (определение целевого рынка). Т.е. привлечение целенаправленной аудитории. Привлечение целевой аудитории дороже, но и отдача от нее выше. Таким образом, нужно выбирать рекламную сеть так, чтобы было возможно показывать рекламу именно той аудитории, которая заинтересована в этом.
Пример
расчёта эффективности
Иногда мы замечаем, что, открывая сайт какой либо компании, открывается помимо нужной страницы ещё другая. Примером может служить интернет издание популярной спортивной газеты “Спорт – экспресс” (www.sport-express.ru), где при открытии сайта открывается страница с рекламой автомобилей Шкода.
Недостатком этого вида рекламы служит то, что он может вызывать у пользователей отрицательные эмоции по отношению к фирмам использующей этот вид рекламы и уменьшением скорости работы интернета.
Public
relations - это мероприятия, направленные
на установление и усиление
связей с общественностью.
Обоснованием проведения PR - акций является то, что публикация вызывает больше доверия и меньше предвзятости по сравнению с оплаченной рекламой.
К PR - мероприятиям в Интернет можно отнести публикацию пресс-релизов, обращение к представителям СМИ, работу с аудиторией в конференциях, дискуссионных листах, рассылках, проведение в сети розыгрышей, лотерей, конкурсов, спонсорство.
Воздействие на аудиторию возможно посредством публикации материалов и новостей в Интернет - СМИ, сетевых обозревателях, сайтах информационных агентств и СМИ, специализированных и тематических серверах. Пресс-релиз может информировать Ваших читателей об открытии или существенной переработка сайта, запуске нового проекта, предоставлении новой услуги, награды, достижения, партнерские соглашения, альянсы, события, интересные факты и т.д.
Осуществление контакта с представителями традиционных СМИ посредством Интернет может принести ощутимую пользу для Вашего бизнеса - в настоящее время многие из журналистов off-line используют сеть как основной источник новостей. Таким образом, информация о компании будет распространяться не только в Интернет, но и по традиционным каналам.
Хорошие результаты обычно дает работа с аудиторией в on-line конференциях, дискуссионных листах, рассылках, которые представляют собой инструменты направленного воздействия на целевую аудиторию.
Список рассылки обычно представляет собой средство вещания на определенную целевую группу и часто имеет тысячи подписчиков, он является действительно эффективным инструментом маркетинга. Предприятие может участвовать в рассылках специализированных рассылочных серверов (таких как www.Subscribe.Ru) или открыть собственную рассылку. Размещая в рассылке интересную и актуальную информацию, компания поддерживает постоянный интерес подписчиков к своей деятельности. На таком же принципе основана работа в конференциях и дискуссионных листах.
Проведение в сети розыгрышей, лотерей, конкурсов поможет привлечь внимание большого числа пользователей к сайту компании.
Спонсорство сайта или его определенного раздела отличается от обычного размещения на сайте рекламы, прежде всего степенью интеграции и взаимодействием между издателем и спонсором (рекламодателем). Спонсор не только получает внимание аудитории, посещающей данный сайт. Поддерживая ценный для посетителей ресурс, он значительно улучшает свой имидж и лояльность по отношению к себе постоянной аудитории сайта.
В спонсорский пакет может быть включено:
В WWW могут быть опубликованы пресс-релизы или представлена текущая информация для акционеров. WWW может быть эффективно использована в кризисных ситуациях, когда фирма нуждается в срочной реакции на рыночную ситуацию, при этом преимуществом WWW является возможность обновления информации в реальном времени.
Брэнд (brand) - это некое впечатление о товаре у потребителей, ярлык, который мысленно наклеивается на товар, восприятие товара потребителем. Управляемый брэнд выявляет все достоинства товара, выделяет его из общей массы похожих предлагаемых товаров или услуг в выгодном свете. Интернет предоставляет широкие возможности для брэндинга товаров и услуг. Одним из самых эффективных средств является web-сайт и баннерная реклама. Процесс создания брэнда и управления им называется брэндингом (branding). Брэндинг - наука и искусство создания долгосрочного покупательского предпочтения к определенной товарной марке.
Брэнд может создаваться как обычными средствами в реальной жизни (традиционный брэнд), так и прямо в Интернет (Интернет - брэнд). В первом случае Интернет является одним из инструментов брэндинга и используется на некоторых его этапах. Второй случай применим к тем товарам, которые создаются и используются только в Интернет. Примером удачного брэндинга в Интернет может служить поисковая машина Yandex или Rambler.
В общем случае схема создания брэнда включает следующие этапы:
1) Позиционирование брэнда - определение места, которое занимает брэнд в восприятии целевого сегмента по отношению к конкурентам, т.е. определение достоинств брэнда, которые выделяют его из числа конкурентов. Интернет позволяет провести исследования целевой аудитории и ее потребностей.
2) Определение стратегии брэнда, т.е. путей, по которым будут использоваться ресурсы организации для создания ценности брэнда.
3) Создание идеи брэнда - обещание преимуществ, которые получит покупатель, выбрав данный товар. Эту идею нужно донести до сознания потребителя.
4) Выбор названия товара (брэнда). В Интернет имя сайта зачастую заменяет понятие торговой марки в реальном мире. И хотя компании не обязательно иметь сайт с именем, аналогичным товарному знаку (www.торговая_марка.ru), тем не менее, на практике доменное имя становится материальной ценностью. Ему верят, на сайт с популярным именем чаще заходят. Имя может подсказать новому посетителю, какая информация содержится на данном сетевом ресурсе.
Как и в реальности, в Интернет различается брэндинг высокотехнологичных и потребительских товаров. Традиционные мероприятия брэндинга потребительских товаров - это реклама. Способы ее проведения в Интернет аналогичны рассмотренным ранее, но в данном случае проводится реклама не конкретного товара, а торговой марки в целом. Так, например, основная задача баннера в данном случае – узнаваемость торговой марки.
Для высокотехнологичных товаров ситуация складывается по другому. Для них эффективным методом продвижения брэнда является не реклама, а информация о товаре. Потребитель не в состоянии сам оценить преимущества и недостатки сложного товара, а в этом случае одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о покупке, является риск, который берет на себя потребитель. Доступность информации, а также интерактивный диалог между продавцом и покупателем и между существующим и будущим покупателем увеличивает ощущение безопасности, доверие покупателя и его предпочтение к товару.
В
отличие от концепции продвижения,
эта информация дает пользователю возможность
построить отношения с
Использование информации как средства лучшего обслуживания клиента является лучшей поддержкой отношений поставщика и пользователя.
Во многом успех торговых марок в Интернете определяется функциональными удобствами того сервера, который брэнд продвигает.
Прямой маркетинг – это маркетинг, направленный на конкретного потребителя, в его основе лежит работа с целевой аудиторией, определение и удовлетворение ее потребностей. Основным инструментом прямого маркетинга в Интернет является e-mail рассылка объявлений (спам). Рассылка миллионов таких писем называется спэмингом. Спэммеры не спрашивают у адресатов, хотят ли те получить сообщения такого рода. Большинство пользователей считают смэмминг грубым нарушением своих прав, однако количество этих рассылок не уменьшается, а увеличивается. Несмотря на то, что, на объявления такого рода в среднем читает 1% пользователей, - этот процент считается приемлимым.
С помощью
электронной рассылки (как и с
помощью обычной почтовой
Рассылка информации выполняется в несколько этапов:
1) Получение списка e-mail адресов. Главное отличие рассылки сообщений по электронной почте от всех остальных видов прямой рекламы состоит в том, что она, как правило, не приветствуется получателями, которые не заинтересованы в Вашем предложении. Более того, массовая рассылка (спам) не поощряется провайдерами и всячески ими пресекается. Поэтому при рассылке своих сообщений по электронной почте нужно более тщательно отбирать целевые сегменты Ваших покупателей.
Возможны два пути получения списков адресов: доставания адресов с тематических сайтов и перебор всех английских слов в качестве имен пользователей на известных почтовых серверах. Поэтому следует учесть, что доля спама и рассылок в общем потоке писем на Яндексе (см. Приложение Б, таблица 4) будет выше, чем на мелких почтовых серверах.
2) Составление текста, с учетом определенных правил:
3) Отправка
писем по адресам. Отправлять
следует каждый раз с разных
адресов, так как почтовые
Несмотря на высокую эффективность спама, многие маркетологи не советуют его использовать, так это методы наносят вред имиджу торговой марки (бренда). Пример расчёта эффективности спама, как элемента прямого маркетинга, приведён в приложении 2 таблицы 6.
К счастью, в интернет существуют возможности для прямого маркетинга. Потребителям можно предложить получать бесплатно информацию о новых товарах и услугах фирмы. Это можно сделать с помощью того же электронного письма, однако потребитель должен сам дать согласие на то, что на его адрес будут приходить информационные письма.
На сегодняшний день в Интернет представлено огромное количество информации, в том числе и о предприятиях, различная финансовая и аналитическая информация, новости экономики и политики, а также многое другое. Большинство организаций, независимо от направлений деятельности и форм собственности, имеют свои представительства в Интернет (web-сайты или просто странички), где представлена информация об их деятельности, предложениях, потребностях и пр. Вследствие этого Интернет предоставляет прекрасные возможности для проведения маркетинговых исследований. Причем, в отличие от традиционных методов исследований, Интернет позволяет найти необходимую информацию достаточно оперативно и в полном объеме. Такие исследования просто необходимы для разработки стратегии развития бизнеса, для быстрого реагирования на изменения рынка и для планирования рекламной кампании.
На основе маркетинговых исследований в Интернет можно:
Новатором в области исследования своего рынка с помощью интернета является воронежский магазин компьютерной техники “Рет” (www.ret.ru), который взамен ответов на вопросы о себе в интернете предоставляет клиенту скидку в размере 2% от цены товара. Этим фирма решает сразу 2 проблемы: узнаёт своих клиентов и, благодаря ценовой дискриминации, предоставляет скидки тем кто, скорее всего в них нуждается, ища скидки, и если бы не они, купил товар у конкурентов по более низкой цене.
Для закрепления теоретических знаний о комплексе продвижения я решила проанализировать разработку такого комплекса на конкретном примере. Из всех составляющих продвижения я решила выбрать рекламу, так как является наиболее распространенным и эффективном средством продвижения продукта на рынок на современном развития экономики РФ при слабой маркетинговом обеспечении предприятия малого и среднего бизнеса.
Для исследования я выбрала предприятия малого бизнеса – туристическую фирму, которая специализируется на детском отдыхе. Эта фирма является тур оператором, что подразумевает формирование конечного туристического продукта в виде путевки в тот или другой оздоровительный санаторий профилакторий, либо развлекательный туристический лагерь. Туристический продукт формируется этой фирмой из составляющих, предоставляемых партнерами фирмы: гостиницами, авто перевозчиками, музеями, страховыми агентствами, которые обеспечивают передвижение проживание, экскурсионное обслуживание, визовое обслуживание, страховое обслуживание и другие услуги, необходимые для успешного функционирования туристической группы в отрыве от места расположения туристической фирмы. Туристическая фирма организует детский отдых за рубежом и на территории РФ: детские оздоровительные лагеря в Анапе, Санкт-Петербурге, Миколайках. Взрослые туры в Юрмалу, Египет, Сирию.
Ввиду того, что фирма имеет доходы, недостаточные для организации специализированного отдела (валовой доход составляет 1,5 млн. рублей в год, штатное расписание из 5 должностей), занимающегося маркетинговыми разработками, функции по исследованию рынка источников для формирования туристического продукта, разработке и продвижению его на рынок услуг возложены на коммерческого директора фирмы. Для анализа источников формирования туристического продукта на фирме применяют Internet и электронную почту.
Рассмотрим подробно этапы разработки рекламной компании для нового продукта данной фирмы – организация отдыха детей в детском центре города Светлогорск и в центре "МЕРКУРИУС" в Литовской Республике. Культурная программа конечного туристического продукта включает в себя следующие услуги: экскурсионное обслуживание обучение авто вождению и английскому языку.
Ясно, что фирма действует на рынке туристических услуг. Их продукции рассчитана на детей школьного возраста, но понятно, что приобретают эту продукцию их родители, т. е. люди среднего возраста (35-50 лет) со средним – высоким уровнем дохода (приблизительно более 1000 рублей на человека). Кроме нашей фирмы на рынке действуют еще несколько, осуществляющих аналогичную деятельность. Вот основные конкуренты фирмы: ООО "Универсал – Тур" и "Лик-Авиа". Эти два предприятия похожи на нашу фирму: такой же оборот и примерно такую же численность работников.
Партнеры: Отель Голембиевский (Польша), ДОЛ "Меркуриус" (Литва), МГПАТП, ДОЛ"П. Морозова", страховые компании: "Айни", "Росно", "Ресо".
Целями рекламной компании, проводимой предприятием явилось ознакомления потенциальных покупателей с номенклатурой оказываемых услуг, что должно создать предпосылки для увеличения объема продаж (получения рекламного дохода и прибыли). Предполагалось, что потребность в продукте данной фирмы имеется, и она осознается, но потребитель о ней забывает (игнорирует) и поэтому целью рекламы являлось пробуждение данной потребности. Реклама данной фирмы, осуществляемая с помощью различных видов носителей, призвана подтолкнуть покупателя приобрести их товар.
При разработке сметы на рекламную компанию, направленную на продвижение проекта на рынок, данная фирма руководствовалась следующими критериями: планируемый бюджет не может превышать пяти процентов от объема продаж, предусмотренных законодательством РФ для включения в себестоимость изготавливаемой продукции в целях налогообложения. Т.е. согласно концепции "бюджета в процентах от сбыта" реклама рассматривалась прежде всего как издержки, и не превышала некоторого фиксированного процента:
Рассмотрим смету расходов на рекламу в 2008 г
Т а б л и ц а 1
Наименование издание |
|
|
|
| ||||
Расхо-
ды |
Продажи | Расхо-ды | Продажи | Расхо-ды | Продажи | Расхо-ды | Продажи | |
«Ва-банкъ» | 3000 | 3758 | 4950 | 4760 | ||||
«Мой город» | 1607 | 1682 | 6500 | 5847 | ||||
«Золотое сечение» | - | 280 | - | 360 | ||||
«Полюс» | - | 168 | - | - | ||||
|
4607 | 196577 | 6213 | 2700 | 11450 | 1187055 | 10913 | 265489 |
Итого в году до начала компании (2008г.), описываемой нами, расходы на рекламу составили 33184.08 руб., а реализация продукции данной фирмы составила: 1455441.03 руб. в процентном отношении расходы на рекламу от выручки составляют: 2,2%
Вот смета расходов на 2008 год.
Т а б л и ц а 2
Наимено-
вание издания |
|
|
|
| ||||
Расхо-ды (руб.) | Реализация (руб.) | Расхо-
ды (руб.) |
Реализация (руб.) | Расхо-ды (руб.) | Реализация (руб.) | Расхо-ды (руб.) | Реализация (руб.) | |
Ва – банкъ | 4714,67 | 4000 | 1209 | 3000 | ||||
Радуга | 313 | 313 | - | 415 | ||||
"Дворникъ" | 5600 | 7500 | 3905 | 4780 | ||||
Агентство "Мольберт и братья": изготовле-ние транспа-ранта | - | 21605 | - | - | ||||
"Каскад" | 3600 | 1900 | - | 3460 | ||||
Итого: | 10676 | 321666 | 33418 | 1607800 | 5114 | 104056 | 11655 | 267890 |
Процент расходов от рекламы составляет 3.1% от бюджета.
Как видно, что подобное распределение средств не говорит о расчете на какую-либо долгосрочную перспективу, а как бы дается то, что можно позволить – примерно 2-3 %. Причем при определении процента фирма ориентировалась на свой опыт и интуицию.
Как
уже было сказано, что мы рассматриваем
рекламу у фирмы для
Предлагаемый данной фирмой продукт – это отдых детей в детских лагерях. Было решено выделить из этого довольно заурядного вида отдыха дополнительные качества, т. е. дополнительные услуги, которые не использовались в объявлениях других фирм.
Приступим теперь к выбору непосредственных носителей рекламы. Ясно, что фирма, выбирая тот или иной носитель рекламы действовала из определения охвата, стоимости издания данной аудиторией. В связи с небольшими размерами фирмы (не могла себе позволить дорогих средств – размещения рекламы на телевиденье) и особенностями фирмы было решено размещать в печатных изданиях. На первоначальном этапе фирма размещала рекламу в разных печатных изданиях, пробовались различные виды формата: строчный и модульный Они использовали газеты, радио, экспериментировали с бегущей строкой; журналы не привлекались, ввиду того, что они выходят не периодически, что не позволяло решать задачи рекламной компании фирмы. В выборе средств коммуникации организация совершала "местную покупку", ориентируясь на рынок СМИ Калининградской области. Как уже было сказано выше, подобный выбор носителей рекламы объяснялся в первую очередь недостатком средств на рекламную компанию, во-вторых, спецификацией реализуемой продукции (в сфере услуг исследования показывают предпочтительность выбора печатных источников и радио). Исходя из опыта предыдущей компании, фирма остановила свой выбор на газетах ("Ва-банкъ", "Дворникъ" и "Радуга"), использовала бегущую строку на "Каскаде".
Рассмотрим охват некоторых популярных калининградских изданий (некоторые популярные еженедельники, бесплатные издания г. Калиниграда), исходя из показателя количества прочитавших хотя бы раз номер данного издания за месяц:
Т а б л и ц а 3
Издание | Охват (в % от общей численности аудитории) |
1. "Дворникъ" | 63 |
2. "Калининградская правда" | 55 |
3. "Мой город" | 48 |
4. "Ва-банкъ" | 43 |
5. "Из рук в руки" | 16 |
6. "Янтарный караван" | 7 |
7. "Страна Калининград" | 6 |
В виду состава целевой аудитории проанализируем эти издания:
1.
На возрастной состав
Т а б л и ц а 4
Издание | 10 – 17 лет | 18-35 лет | 35-50 лет | Свыше 50 лет |
1. "Дворникъ" | 50 | 63 | 64 | 69 |
2. "Калининградская правда" | 31 | 43 | 54 | 65 |
3. "Мой город" | 38 | 47 | 51 | 50 |
4. "Ва–банкъ" | 35 | 49 | 43 | 43 |
5. "Янтарный караван" | Незначительное | 7 | 10 | 5 |
6. "Страна Калининград" | Незначительное | 3 | 9 | 5 |
7. "Из рук в руки" | 13 | 14 | 9 | Незначительное |
2. По доходу, приходящегося на одного человека (в % от общего числа аудитории):
Т а б л и ц а 5
Издание | До 500 рублей | 500-100 рублей | Более 1000 рублей |
1. "Дворникъ" | 59 | 63 | 69 |
2. "Мой город" | 40 | 48 | 51 |
3. "Ва-банкъ" | 38 | 43 | 51 |
4. "Калининградская правда" | 20 | 40 | 15 |
5. "Из рук в руки" | 19 | 39 | 36 |
6. "Страна Калининград" | Незначительное | 9 | 9 |
7. "Янтарный караван" | 8 | 6 | 7 |
В течении свой деятельности фирма экспериментировала с различными изданиями, такими как "Калининградская правда", "Мой город", "Из рук в руки". Однако остановила свой выбор именно на "Ва-банке", "Дворнике" при проведении этой рекламной компании. Выбор "Ва-банк" был обоснован стоимостью данных изданий, потому что видно, что по показателям охвата аудитории вообще и, в частности, целевой аудитории он находиться на серединных позициях. Очевидно, что газета "Дворникъ", несмотря на ее высокую стоимость, была выбрана в связи с безусловным лидерством по охвату аудитории.
Нижеприведенная таблица иллюстрирует стоимость средств, используемых данной фирмой (стоимость цветных объявлений в тех газетах, где это практикуется):
Т а б л и ц а 6
Наименование источника | Стоимость за см2(руб./см2) | Тираж (экземпляров) |
"Ва-банкъ" | 22 | 108000 |
"Мой город" | 25 | 110000 |
"Янтарный край" | 23,5 | 17000 |
"Радуга" | 11 | 1500 |
"Дворникъ" | 34,28 | 115000 |
"Калин. Правда" | 23 | 50000 |
Видно, что "Радуги" и "Янтарного края" не сравним с тиражами остальных. Из них фирма предпочла "Ва-банкъ".
Рассчитаем тариф миллайн для сравнения эффективности этих изданий.
Миллайн"Калин. правда" =
Миллайн"Ва-банкъ" =
Миллайн"Мой город" =
Миллайн"Дворникъ" =
Отсюда можно сделать вывод, что миллайн "Ва-банкъ" является самой выгодной. То есть фирма остановила свой выбор на "Ва-банкъ" в связи с самым выгодным из представленных изданий по цене. "Дворникъ" отличается относительно невысокой стоимостью, и, судя по статистическим сводкам, выгодным положением относительно охвата целевой группы. Выбор газеты ("Радуга") был мотивирован тем, что их продукт ориентирован на детей и поэтому разместили их в детской газете. Важным фактором является и то, что в этой газете довольно низкие расценки: разместить одно модульное объявление в полстраницы стоит также, если разместить в другой газете в два меньшее.
Кроме того, фирма проводит опрос своих клиентов, предлагая им следующие вопросы: Как они узнали о существовании данной фирме? В какой газете? и т. д. И выяснилось, что большинство клиентов узнавали о данном предприятии через "Ва-банк", "Дворникъ". Наряду с тем, что стоимость размещений в этой газете ниже.
Видно,
что фирма предпочитала, в основном,
общедоступные, бесплатные издания, которые
имеют широкую аудиторию и
соответствуют ее предпочтениям. За
месяц до пика продаж они начали
рекламу массированную
Были
разработаны специальные
В газете "Ва-банкъ" и "Дворник" были размещены цветные модульные объявления. Для представления публике нового продукта было решено перейти на них, с использованием ярких цветов, разрабатывал который специалист по дизайну (цвет определенным образом влияет на восприятие и отношение потребителя. В нашей рекламе преобладают красные и синие цвета, которые позволяют привлечь и сконцентрировать внимание потребителя. Желтый цвет рекомендуется использовать при рекламе туристического бизнеса). Использование этого более дорогого средства привело к положительным результатам: если при строчечном объявлении в фирму поступало 2-3 обращения в день, то после опубликовании модульного их количество возросло в два раза. Кроме того, следует отметить, что издания при определенном количестве публикаций и модулей предоставляет своим клиентами скидки.
Заголовок гласил: "Лето для детей" (слоган). Он был рассчитан на то, чтобы привлечь внимание потребителя к такому обороту, как лето именно для ваших детей. Далее в обращении объяснялось, почему лето будет полноценным: такие услуги как вождение, изучения английского, проведение КВН. Такое обращение было решено разместить во "взрослых газетах", а в "детской газете" обращение начиналось со слов: "найти янтарный клад, построить замок из песка, поучаствовать в фестивале и т.д.", т. е. обращение непосредственно к детям, для того, чтобы они передали его своим родителям.
Важно определить характеристики продукта: низкая частота покупки (среднестатистический покупатель приобретает примерно один раз в год), высокая забываемость продукта, также наблюдается некоторое снижение потребителей из–за падения уровня дохода. Руководством фирмы было принято решение осуществлять пульсирующую рекламу. В "Ва-банке" объявления размещались еженедельно, по вторникам. В "Дворникъ" объявления размещались также каждую неделю, по средам. Причем такое расписание (4 раза в месяц) имело место в период наивысшего пика продаж (2 и 4 кварталы). В нашем анализе нас интересует только сезонная реклама в связи со спецификой производства.
Принимая
такие решения фирма в
Стоимость бегущей строки на "Каскаде", где размещается реклама данной фирмы составляет 10 рублей за слово в вечернее время, где представлена чисто техническая деятельность фирмы: спектр оказываемых услуг, стоимость, телефон и адрес фирмы. Объявление давали два раза в неделю (по три повторения). Данный вид рекламы стал применяться сравнительно недавно и результат от использования такого вида рекламы не заставил себя ждать: опрашиваемые клиенты указывали данное средство коммуникации.
Кроме того, данной фирмой было решено разместить перетяжной транспарант на три месяца, начиная с мая, т. е. перед самим пиком продаж. Это обуславливалось тем, что наружная реклама гарантирует широкий охват аудитории, который особенно важен при продвижении нового продукта. Его стоимость составила следующую сумму:
Общая сумма составила: 21605 руб. Однако, несмотря на дороговизну данное средство показало себя очень эффективным при опросе клиентов и увеличения количества станков.
Тур фирма "Ориент-Классик" уже два года является учредителем фестивалей детского творчества, проводящихся в Светлогороске. Фирма организовывает данные фестивали на средства, выдаваемые Администрацией Калининградской области. Соответственно она осуществляет рекламу своего имиджа.
К примеру, в прошлом году проводился фестиваль "Музыкальная волна". Его бюджет, выделенный Администрацией составил приблизительно 100000руб.
Данная фирма как учредитель такого фестиваля представила свою продукцию. Она приготовила буклеты, где был указан ее местонахождение; сувенирные ручки, календарики, кепки с логотипом фирмы, были расклеены афиши (элемент наружной рекламы), и т. п. Фестиваль был хорош для фирмы из-за большого охвата аудитории – о фирме узнало множество людей. Кроме того, так как расходы фирмы составили только затраты на выпуск презентативной продукции. Необходимо упомянуть о том, что она том фестивале фирма экспериментировала с проведением лотереи, главным призом была путевка. Однако по наблюдениям руководства особых результатов это не дало. Как известно, что лотерея как мероприятие по стимулированию фирмы предназначено для продвижения абсолютно новых товаров. И применение лотереи носило одноразовый характер и было несколько не обосновано – это и объясняло неудачу данной фирмы.
Кроме того, фирма представляла свой продукт на различных семинарах, проводимых Оргкомитетом по туризму в Москве, где происходил обмен опытом и налаживанием партнерских взаимоотношений с различными тур фирмами. Для поддержания авторитета в глазах общественности в средствах массовой информации (радио "Балтийская волна", газета "Калининградская правда"). Являются членами Комитета по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области.
“Глобальная компьютеризация” - этот термин существует уже несколько лет - постепенно становится реальностью. Компании, участвующие в развитии Сети, осознают огромные возможности Интернет. Некоторые производители программного и аппаратного обеспечения опасаются, что эпоха персональных компьютеров скоро подойдет к концу. Их можно успокоить: этого не случится, хотя спрос на ПК, по-видимому, существенно снизится. Зачем держать на столе персональный компьютер, если можно получать доступ к Интернету с мобильного телефона или даже телевизора? Nokia Communicator (http://www.nokia.com) предлагает не только доступ в WWW, но и услуги электронной почты и передачи файлов. Многие компании предоставляют доступ в Интернет через компьютерные приставки, которые позволяют c помощью телевизора просматривать Web - страницы, получать и отправлять сообщения по электронной почте.
Несомненно, с развитием технологий доступа в Интернет, возрастёт потребность в этих технологий. Наверняка новые возможности интернет будут использованы фирмами, маркетологами и, конечно, потребителями в качестве дешевого доступа к целому ряду высококачественных и надёжных услуг. В эти услуги должны входить традиционные интернет – услуги, например финансовый менеджмент, закупочная деятельность, маркетинг, и данных, так и принципиально новые цифровые услуги, в частности обслуживании совместной деятельности партнёров по бизнесу. Ожидается, что эти услуги дадут фирмам и маркетологам ряд преимуществ, например увеличат время присутствия товаров и услуг компании на рынке, снизят затраты и облегчат адаптацию к изменению ситуации на рынке.
В нашей работе мы пришли к следующим выводам:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАЬУРА
1. Багиев Г.Л. - Маркетинг - М.: Экономика, 1999
2. Борисовский Л. Е. - Маркетинг: курс лекций - М.: ИФРА-М, 1999
3. Дурович А. Д. - Маркетинг предпринимательской деятельности - М.:Финасы и статистика, 1997
4. Завьялов П.С. - Формула успеха: маркетинг – М.: Международные отношения, 1991
5. Котлер Ф. - Маркетинг – менеджмнет - Спб.:Питер, 1999
6. Котлер Ф. - Основы маркетинга - М.: Экономика, 1995
7. Ламбен Ж. - Стратегический маркетинг - М.: Экономика, 1998
8. Основы маркетинга /общ. редакция В.Романова - М.: Экономика, 1997
9. Эванс Дж.Р. – Маркетинг - М.: Экономика, 1990
Таблица № 1
«Распространение интернета по РФ» «Что ищут в Российском интернете»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 3 “Доля видов интернет - рекламы в российском интернете”
Примечание: на день выборки пришелся выходной, следовательно оснавная доля пользователей использовала интернет дома (в рабочие дни – основная масса пользователей используют интернет на работе). По этому данные могут отличаться от средних по стране за определённый период, но незначительно.
Приложение В
Таблица 5 “Пример расчёта эффективности баннерной рекламы”
Поступления и затраты | $ USD |
Изготовление баннера | - 50 $ |
Публикацию баннера на популярных сайтах в течение определенного периода | - 650 $ |
Увеличение посещаемости в период | + 90 $ |
Увеличение прибыли в период | + 180 $ |
Увеличение имиджа торговой марки | + 450 $ |
Доходы будущих периодов | + 180 $ |
Итого: | + 200 $ |
Эффективность: 28.6 %.
Таблица 6 “Пример расчёта эффективности спама”
Поступления и затраты | $ USD |
Составление рекламного послания | - 10 $ |
Затраты по рассылке | - 100 $ |
Увеличение обращений в период | + 10 $ |
Увеличение прибыли в период | + 200 $ |
Увеличение имиджа торговой марки | - 50 $ |
Доходы будущих периодов | + 50 $ |
Итого: | + 100 $ |
Эффективность: 91 %.
Информация о работе Интернет как инструмент коммуникационной политики предприятия