Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 3
Бюджетный дефицит 4-8
Государственный долг 8
Виды государственного долга 9-11
Способы сокращения государственной задолженности 11-13
Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика 13-17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.08 Кб (Скачать)

     Различают внутренний и внешний  государственный долг.

     Внутренний -это долг государства  населению, субъектам хозяйствования  своей страны. Внешний – это  задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других  стран. 

    Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет).        Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

     Вместе с тем нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга, потому что при определенных  условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем.

     Рост внутреннего долга опасен  для страны с низким уровнем  доходов, но следовательно, и  сбережений. Покупка населением, субъектами  хозяйствования государственных  ценных бумаг является альтернативой  инвестированию свободных денежных  средств в производство. Поэтому  наращивание быстрыми темпами  выпуска государственных ценных  бумаг может привести к сокращению  основного капитала.

     Другая опасность связана с  тем, что государство, продавая  ценные бумаги, конкурирует на  рынке ссудного капитала с  частным сектором. В результате  конкуренции ставка ссудного  процента повышается, что ведет  к совращению частных инвестиций  в экономику страны, чистого экспорта  и частично потребительских расходов.

     Негативным последствием роста  внутреннего долга является увеличение  суммы процентных выплат по  нему. Если в экономике наблюдается  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут  оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно  отслеживать динамику соотношения  между внутренним долгом и  объемом национального производства. Если долг растет медленнее,  чем объем валового внутреннего  продукта, то это означает уменьшение  его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего  долга обгоняют темпы роста  валового внутреннего продукта, то доля государственного долга  в последнем будет увеличиваться.  Чтобы при этом его последствия  не стали слишком тяжелыми  для экономики, правительство  должно предпринять определенные  меря по управлению государственным  долгом.

     Внешний долг может появиться  по двум основным причинам: в  результате прямого заимствования  средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи  государственных ценных бумаг  иностранным юридическим и физическим  лицам, государствам.

     Последствия внешнего долга более  тяжелы для страны, чем внутреннего.  При внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные  товары и услуги, чтобы оплатить  проценты и погасить долг, что  снижает жизненный уровень населения  данной страны. Кроме того, при  предоставлении займа страна-кредитор  может потребовать выполнения  ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с  негативными последствиями внешнего  долга обычно законодательно  устанавливается его лимит. Следует  отметить, что абсолютная сумма  долга малопоказательна для экономического  анализа. Поэтому оценивают его  относительную величину. Используют  такие показатели, как доля внешнего  долга в валовом национальном  продукте, отношение годового объема  выплат по внешнему долгу к  объему валютных поступлений  за год. По оценкам специалистов  данный показатель не должен  превышать 25%.

     Большой внешний долг снижает  международный авторитет страны  и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные  меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый  уровень. 

Способы сокращения государственной задолженности

     Для того чтобы последствия  роста внутреннего долга для  страны не стали слишком тяжелыми  правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению  долгом.

     Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных  налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство финансирует  дефицит бюджета путем выпуска  денег, то это приводит к  инфляции. Она обесценивает номинальный  внутренний долг и процентные  выплаты по нему. Более того, высокие  темпы инфляции могут сделать  процентные ставки по государственным  ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может  привести к гиперинфляции, которая  разрушительная для экономики  страны. Следует учитывать также,  что значительная доля государственного  долга сейчас представлена краткосрочными  государственными бумагами, а в  условиях инфляции при каждом  новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет  возрастать. Получили распространение  также ценные бумаги с плавающей  процентной ставкой, которая изменяется  при изменении ставки ссудного  процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности  инфляции.

     Введение специальных налогов  или повышение налоговых ставок  позволит в краткосрочном периоде  увеличить доходы бюджета, а  значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном  интервале это может привести  к сокращению производства, сужению  базы налогообложения и, следовательно,  к уменьшению налоговых поступлений  в казну.

     В некоторых случаях целесообразно  прибегнуть к сокращению государственных  расходов путем секвестирования.  секвестирование--пропорциональное  снижение расходов (на 5 или 10,15% и  т.д.) ежемесячно практически по  всем статьям бюджета до конца  текущего финансового года. Секвестированию  не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется  высшими органами власти.

     Существуют также статьи, секвестирование  которых невозможно (выплата процентов  по государственному долгу и  др.). Например, в США все федеральные  расходы делятся на две части--прямые (обязательные) и дискреционные.  К прямым относят те расходы,  которые регламентируются постоянно  действующим законодательством  (пособие по безработице, программы  медицинского обслуживания и  т.д.). К дискреционным--расходы, которые  зависят от конкретного состояния  дел в экономике и ежегодно  рассматриваются и утверждаются  конгрессом США. По данным статьям  Конгрессом устанавливается ежегодно  лимит расходов. Если фактические  расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм  секвестирования, что позволяло  уменьшить бюджетный дефицит  и государственный долг.

     Внешний долг имеет последствия,  которые более печальны для  страны, по сравнению с последствиями  внутреннего долга. Поэтому правительство  предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый  уровень. Оно может использовать  для погашения части долга  золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия  кредиторов правительство может  переоформить краткосрочную и  долгосрочную задолженность долгосрочную  или отсрочить выплату внешнего  долга.

2) Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика

    Резкие  изменения совокупного спроса и  предложения -шоки - приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны  спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения  денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного  спроса и т.д. Шоки предложения могут  быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим, значительным ростом затрат на охрану окружающей среды  и т.д.

    С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

    Например, негативный шок предложения (рост цен  на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочна кривая AS сдвигается вверх от SRAS до SRASj) и падение объема выпуска (точка В) (рис. 4.6.).

    

    Если  правительство и Центральный  банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться  к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска  вернется к прежнему состоянию. Это  отразится на графике обратным движением  вдоль прежней кривой ADj из точки В в точку А. Однако, такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

    Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2), но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока (точка С). Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

    В литературе встречаются и другие представления модели AD-AS. Если необходимо акцентировать внимание не на временном аспекте анализа, а на близости экономики к потенциалу, используют изогнутую форму кривой AS, где совмещаются ее кейнсианский и классический отрезки. Иногда используется "усредненный" вариант, когда кривая AS имеет положительный наклон, что удобно, например, для иллюстрации "инфляционной спирали" и разграничения в ней инфляции спроса и инфляции предложения (рис. 4.8.).

    

    Например, в экономике, близкой к полной занятости, рост совокупного спроса, вызванный увеличением предложения  денег (AD1 -  AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до Р2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой AS от AS1 до AS2). Движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до РЗ, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Повторение попыток монетарного воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Долгосрочное устойчивое равновесие установится на уровне потенциала Y*.

    Модель  AD - AS (с определенной степенью условности) может быть использована для интерпретации и анализа процессов, происходящих в переходной экономике России и других стран.

    Последствия форсированной либерализации хозяйственной  деятельности в России отразились на состоянии совокупного спроса и  предложения, либерализация цен  и снятие дефицита потребительских  товаров (в том числе и за счет импорта) привели к перераспределении  денежных средств населения в  пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Безналичные  средства предприятий, служившие ранее  простым средством учета плановых потоков продуктов, стали реальными  платежными средствами. Все это привело  к увеличению совокупного спроса в экономике. Графически это могло  быть отражено сдвигом вправо-вверх  кривой AD), что приводило к росту цен в экономике.

    Структурная перестройка экономики в процессе либерализации хозяйственной жизни, связанная, в частности, с изменением структуры спроса и относительных  цен, определенным образом повлияла на состояние совокупного предложения. Например, вследствие несовпадения структуры  факторов производства, занятых в  разных отраслях, было невозможно их полное перераспределение в соответствии с новыми потребностями из угасающих  отраслей в перспективные. В связи  с этим далеко не весь производственный потенциал, задействованный в доперестроечный  период, мог быть использованным после  либеризации экономики. В сторону  сокращения объема потенциального выпуска (долгосрочного совокупного предложения) действовали и такие факторы, как разрыв ряда производственных связей и сокращение торговых отношений  с бывшими союзными республиками и партнерами по СЭВу. Достаточно отчетливо  проявилось в переходной экономике  России явление "гистерезиса" - утраты части производственного потенциала, вследствие того, что падение производства оказалось достаточно устойчивым и  долговременным.

    В модели AD - AS подобные изменения совокупного предложения можно отразить графически сдвигом LRAS влево от прежнего уровня потенциального выпуска.

    Краткосрочная кривая AS, если предположить ее положительный наклон, окажется слева от LRAS и также будет смещаться влево-вверх под воздействием, например, ценовых шоков, таких как рост цен на топливно-энергетические ресурсы. Все это будет иметь следствием дальнейшее снижение объема выпуска и рост цен, но теперь уже как результат инфляции издержек.

Информация о работе Государственный долг