Глобальная деревня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, доклад

Описание работы

Скорость электричества примерно 300 тысяч км/сек. Связь с помощью электричества - это мгновенная связь. Распространение связи посредством электричества по всей Земле означает, что пространство на ней как бы исчезает.
Понятие “глобальная деревня” - это телеологическое понятие. Это не только констатация того, что уже произошло, но и того, что во все возрастающей степени происходит и будет происходить. Иначе говоря, по мере информатизации общества понятие “глобальная деревня” все более соответствует его природе.

Работа содержит 1 файл

глобальная деревня.docx

— 17.16 Кб (Скачать)
ГЛОБАЛЬНАЯ  ДЕРЕВНЯ

Понятие “глобальная  деревня” ввел канадский философ  и культуролог М. Маклуэн (1911-1980).

М. Маклуэн: “Земной шар, “обвязанный” электричеством, не больше деревни”.

Скорость  электричества примерно 300 тысяч  км/сек. Связь с помощью электричества - это мгновенная связь. Распространение  связи посредством электричества  по всей Земле означает, что пространство на ней как бы исчезает.

Понятие “глобальная  деревня” - это телеологическое  понятие. Это не только констатация  того, что уже произошло, но и того, что во все возрастающей степени  происходит и будет происходить. Иначе говоря, по мере информатизации общества понятие “глобальная деревня” все более соответствует его  природе.

К настоящему времени понятие “глобальная  деревня” вошло в научный и  обиход. Вместе с тем, его содержательное освоение предполагает совместные усилия исследователей всех областей общественной жизни, их согласованную работу в  рамках формирующегося всемирного “творческого цеха”.

М. Маклуэн: “Для современных исследований типична глубинная направленность. Чтобы представить себе ситуацию структурно, вам нужно изучить ее со всех сторон.”

Под глобальной деревней имеется в виду все современное  общество как оно воспроизводится  с помощью “электрических” средств  общения (телевидения, радио, кино, телекоммуникаций). Изо дня в день вступая в  связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной  деревне. Они вольно или невольно все основательнее влезают в  жизнь друг друга, рассуждая при  этом обо всем, что им приходится видеть и слышать.

М. Маклуэн: “Я не отзываюсь одобрительно о глобальной деревне. Я просто говорю, что мы живем в ней.”

В глобальной деревне повседневно переплетаются  и выставляются на всеобщее рассмотрение “все времена и пространства сразу” - все мировоззрения, культуры, способы  общения, ценности, созданные и сохраненные  человечеством.

Эта все более  энергично формирующуюся реальность делает безнадежно анахроничными до сих пор встречающиеся у нас  высказывания типа “Сейчас с нами происходит то же, что в других странах  было лет двести тому назад”. Ведь строятся они в соответствии с линейно-прогрессистскими представлениями об историческом времени  и пространстве, широко распространенными  в XIX веке, но оказывающимися в положении  граждан второго сорта в условиях вездесущей мгновенно передаваемой по всему миру информации.

М. Маклуэн: “В то время как Визуальный Человек стремился к отдаленным целям, мечтая воплотить в жизнь по-энциклопедически солидные программы, Электронный Человек выбирает диалог и незамедлительную вовлеченность.”

“Глобальная деревня” - это мир повседневных “электрических” взаимосвязей. Он не имеет аналогов в прошлом. Мир  этот является перманентно взрывоопасным. Поэтому к нему требуется инженерное, управленческое, менеджериальное отношение.   

М. Маклуэн: “Крупнейшая информационная революция произошла, когда Спутник создал новое окружение для всей нашей планеты. Мир природы впервые оказался полностью уложенным в сделанный человеком контейнер.”

“С  появлением Спутника вся планета превратилась в глобальный театр, где нет больше зрителей, а есть только актеры.”

Все вышесказанное, как можно заметить, безусловно, относится и к нашей стране, имея в виду не только причастность России к “глобальной деревне” саму по себе, но и то, что при этом Россия проходит период собственного становления, когда разлад с действительностью  особенно опасен.

М. Маклуэн: “Настоящее - это будущее будущего.”

До сих  пор можно слышать утверждение  “Молодежи принадлежит будущее”. Но будущее определяется тем, что  мы делаем сегодня. И если молодежи не принадлежит ее настоящее, то, в  лучшем случае, ей будет принадлежать будущее, которое она не выбирала.

М. Маклуэн: “На космическом корабле Земля нет пассажиров, здесь каждый является членом экипажа.”

Политико-управленческая проблематика глобальной деревни (вопросы  разрешения конфликтов в процессе развития, обеспечения прав человека, противостояния “промыванию мозгов” и другим формам насилия) предопределяется, по Маклуэну, тем, что “глобальная деревня абсолютно обеспечивает максимальные разногласия по всем вопросам.”

Именно нестабильность и взрывоопасность, присущие современной  цивилизации в целом, заставляет относиться к ней по-управленчески.

М. Маклуэн: “Со временем можно будет программировать стабильность эмоционального климата целых культур точно так же, как у нас уже стало получаться с поддержанием равновесия рыночных экономик мира.”

Экологическое мирочувствование жителей “глобальной  деревни” - это уже реальность:

М. Маклуэн: “Кончилась Природа и родилась Экология. Экологическое мышление сделалось неизбежным, как только планета возвысилась до статуса произведения искусства.”

Непонимание проблем переходных состояний и  адаптации в условиях “глобальной  деревни” оборачивается несоответствием  ожиданий и реальности.

М. Маклуэн (1964 г.): “Одержимость старыми схемами механической экспансии от центра к краям беспочвенна в нашем электрическом мире. Электричество не централизует, а децентрализует. В политике это позволяет Кастро существовать как независимый центр.” 

   

Информация о работе Глобальная деревня