Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:04, реферат
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.
2. Функции цены
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.
Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
2. Сравнивая ценности различных товаров, их
3. Учетная. Цена - денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара, т. е. в цене товара учитываются ОНЗТ. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.
На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: ВВП, объем производимой продукции отраслями и предприятиями и т. п. С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т. д.
4. Регулирующая. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение. Причем на рынке совершенной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил спроса и предложения. На рынке монополии производитель оказывает существенное влияние на формирование цены: а) в случае затоваривания монополист не будет снижать цену (как при совершенной конкуренции), а изменит предложение товара, сохранив прежнюю цену; б) в случае дефицита - он не увеличит предложение, а поднимет цену.
5. Стимулирующая. Стимулирующе
6. Перераспределительная. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Основные направления перераспределения:
- между отраслями и комплексами отрасл
- между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши);
- между регионами (угледобывающие и не
- между группами населения. Перераспре
7. Информационная. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Поскольку цена является носителем информации, она выступает инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех показателей в денежном выражении. Цена занимает ключевое место в системе управления предприятием, регионом, национальной экономикой.
Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.