Функции и структура службы маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:02, доклад

Описание работы

Нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы разрабатываются или прогнозируются до формирования бизнес-плана. На стадиях подготовки производства нового товара и организации процессов по его производству осуществляется материализация упомянутых идей маркетинга. Три рассмотренных элемента составляют сущность понятия "маркетинг": маркетинг — во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, первая стадия жизненного цикла объекта, и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.

Работа содержит 1 файл

семинар 4.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Функции и структура службы маркетинга предприятия

Нормативы конкурентоспособности  товаров и фирмы разрабатываются  или прогнозируются до формирования бизнес-плана. На стадиях подготовки производства нового товара и организации  процессов по его производству осуществляется материализация упомянутых идей маркетинга. Три рассмотренных элемента составляют сущность понятия "маркетинг": маркетинг — во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, первая стадия жизненного цикла объекта, и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.

Первый  из трех элементов, характеризующий  сущность маркетинга как концепцию  ориентации любой деятельности на потребителя, реализуется, во-первых, при стратегическом планировании, во-вторых, при разработке положений об отделах предприятия и, в-третьих, при решении комплекса вопросов по реализации изготовленного товара. Последнему аспекту третьего элемента сложной методологии маркетинга посвящается рассматриваемый ниже материал.

Как отмечает один из известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер, в системе  маркетинга перед покупателем, продавцом  и работником муниципалитета (законодателем) возникают следующие проблемы /12/.

Покупатель ищет ответ на следующие 5 вопросов:

  • достаточно ли широк выбор марок товара?
  • обладает ли какая-нибудь из этих марок нужными покупателю характеристиками?
  • приемлема ли цена товара?
  • выглядит ли продавец старающимся помочь, располагающим к себе и честным?
  • есть ли гарантия и существует ли хорошо налаженная система послегарантийного обслуживания?

Чтобы хорошо и успешно работать, продавцу нужно разрешить несколько проблем:

  • каких характеристик ждут потребители товара?
  • какие группы потребителей и какие именно нужды фирме следует стремиться удовлетворить?
  • какими должны быть дизайн и цена товара?
  • какую гарантию и какой сервис следует предложить покупателю?
  • услугами каких оптовых и розничных торговцев следует воспользоваться?
  • какие меры в области рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и пропаганды могли бы способствовать продаже товара?

Работника муниципалитета как законодателя, представляющего интересы граждан и общества в целом, волнуют следующие проблемы:

  • безопасны ли и надежны ли предлагаемые производителем товары?
  • точно ли описывают производители свои товары в рекламных объявлениях и на упаковке?
  • существует ли в пределах рынка конкуренция, благодаря которой имеется выбор товаров по качеству и ценам?
  • справедливо ли обращаются с покупателями продавцы и работники сервиса?
  • не наносит ли данная деятельность вреда окружающей среде?

Исходя из предложенной нами концепции  маркетинга фирмы, предлагаются следующие  функции и задачи службы маркетинга (табл. 1).

Численность службы маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода фирмы, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, очень сложные, и на этом нельзя экономить.

Таблица 1. Функции и задачи службы маркетинга

 

Функции

Задачи

1. Формирование рыночной стратегии фирмы

1. Анализ и прогнозирование  потребностей и спроса 
1.2. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка 
1.3. Анализ и прогнозирование факторов конкурентного преимущества фирмы 
1.4. Анализ связей фирмы с внешней средой 
1.5. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов 
1.6. Прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы 
1.7. Анализ и прогнозирование организационно- технического уровня производства конкурентов и фирмы 
1.8. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости будущих товаров фирмы 
1.9. Анализ действия законов рыночных отношений в условиях фирмы 
1.10. Прогнозирование объемов рынков по сегментам 
1.11. Прогнозирование лимитных цен на будущие товары 
1.12. Прогнозирование конкурентоспособности будущих товаров на конкретных рынках 
1.13. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности будущих товаров 
1.14. Окончательный выбор целевых рынков на.... год 
1.15. Разработка нормативов конкурентоспособности будущих товаров 
1.16. Оформление документа "Рыночная стратегия фирмы на... год"

2. Реализация концепции  маркетинга

2.1. Согласование структуры  и содержания системы менеджмента  фирмы 
2.2. Участие в проектировании организационной и производственной структуры фирмы 
2.3. Участие в разработке положений и должностных инструкций фирмы 
2.4. Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно-методической и технической документации, разрабатываемой и получаемой фирмой 
2.5. Разработка, согласование и утверждение руководством фирмы "Плана мероприятий по реализации концепции маркетинга в деятельности фирмы на период _____" 
2.6. Участие в анализе международной деятельности фирмы 
2.7. Прогноз цен на новые товары 
2.8. Согласование контрактов и договоров 
2.9. Участие в организации сбыта товаров 
2.10. Установление схемы обратной связи по стадиям жизненного цикла товаров

3. Реклама товара и  стимулирование сбыта

3.1. Определение целей  рекламы 
3.2. Определение методов, правил и средств рекламы 
3.3. Организация работы рекламных агентств и служб 
3.4. Организация стимулирования сбыта товаров и роста прибыли

4. Обеспечение маркетинговых  исследований 

4.1. Разработка и совершенствование  структуры службы маркетинга  фирмы 
4.2. Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований 
4.3. Кадровое обеспечение исследований 
4.4. Обеспечение техническими средствами 
4.5. Обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга фирмы.


 

 

РАЗВЕТВЛЕННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Практически все предприятия уже  поняли необходимость маркетинга. Поэтому  практически у всех существуют соответствующие  службы, которые в той или иной степени работают с информацией  и делают на основе ее кое-какие выводы. Но у редких предприятий маркетинг является определяющей службой. Все еще большинство предприятий работает на производство продукции, а не на ее продажу. Отсюда и все проблемы: затоваривание склада, астрономические задолженности и, как следствие, множество других. То есть, в нынешних условиях, как это ни странно, производство является вторичным процессом. Главная служба — это служба сбыта и маркетинга.

Маркетинг на предприятии подразделяется на:  
1. маркетинг сырья,  
2. маркетинг технологий и производства,  
3. маркетинг готовой продукции.

Если последним в различной  мере занимаются на большинстве предприятий, то редкое предприятие занимается первыми  двумя, а они не менее важны. Ведь определив ту продукцию, которую  необходимо произвести, предприятию  необходимо подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество-количество одновременно по все трем подразделениям маркетинга, а не по каждому в отдельности. Следует отметить, что помимо цены, качества и количества продукции в нынешнее время не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии и обслуживание, но, прежде всего, работу с Клиентом.

МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА  ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНОК

Конечной целью всех маркетинговых исследований является разработка программы продвижения предприятия на рынок. Ниже приводится пример такой программы.

Пример программы продвижения  на рынок

1. Основная цель — наладить  эффективные и саморазвивающиеся  службы сбыта и маркетинга.

Вид работ

Результаты

1. Исследование конкурентов 

получение первичной информации

 

сбор ценовой информации

сводная информация

разработка и согласование выходной формы по конкурентам (25-50 пунктов  анализа)

форма анализа

заполнение информацией

заполненные формы

обработка информации

 

занесение в компьютерную базу данных

база данных

создание сводного отчета по Клиентам и прогнозам спроса

отчет-методика

2. Анализ Клиентов 

получение первичной информации

 

разработка формы анализа Клиентов

форма анализа

разработка анкеты анализа неудовлетворенного спроса для опроса персонала, работающего  с Клиентами

анкета 

сбор анкет

анкеты персонала

обработка анкет

отчет

разработка формы-характеристики крупных Клиентов (20-30 параметров)

форма анализа

создание базы данных крупных Клиентов

база данных

определение перспективных Клиентов

список

создание отчета

отчет-методика

3. Анализ эффективности  деятельности предприятия (экономический  маркетинг) 

получение первоначальной информации

 

разработка механизма анализа эффективности

алгоритм

сбор информации об оборотах, сроках оборачиваемости и рентабельности подразделений и фирмы в целом 

 

создание классификатора продукции

классификатор

структуризация и анализ затрат

 

сводный экономический анализ и  создание отчета

отчет-методика

4. Структурная постановка  маркетинга  

подготовка форм для сбора внутренней информации, заполняемой сотрудниками подразделений фирмы, которые передаются для регулярного анализа в  аналитический отдел

формы сбора информации

разработка и согласование форм регулярной подачи информации из службы маркетинга для руководства фирмы и всех подразделений

формы отчетов

адаптация маркетинговых мероприятий  по анализу рынка и его перспектив; описание методик регулярного анализа  профиля потребителя, конкурентов, поставщиков и проведения маркетинговых мероприятий

методики исследований

разработка системы получения  обратной связи от Клиентов

методика

создание структуры службы маркетинга, штатных расписаний основных сотрудников

штатное расписание

создание ориентировочного плана и бюджета маркетинговых и рекламных мероприятий

план-бюджет

разработка методики анализа эффективности  рекламы

методика


2. Долгосрочная цель — АО  «NNN» — безусловный лидер на  рынке своей продукции. 

Мероприятия

Ответственный

1. Общие вопросы 

доработка штатной структуры и  должностных обязанностей

директор по маркетингу

решение кадровых вопросов

директор по маркетингу

проведение экспресс-обучения службы маркетинга, отдела контроллинга и  аналитической службы

директор по маркетингу

внедрение системы потоков маркетинговой  информации в фирме

директор по маркетингу

определение стратегии и целей  фирмы и позиционирования на рынке; закрепление этого в нормативных  документах

директор по маркетингу, начальник  отдела маркетинга

2. Система управления ассортиментом 

документальное принятие справочника  продукции фирмы

начальник аналитического отдела

создание системы управления ассортиментом, заполнение информацией

начальник аналитического отдела

создание системы управления себестоимостью

начальник аналитического отдела, начальник  отдела контроллинга

3. Аналитическая работа 

проведение сквозного анализа  на основе внутренней статистики и  маркетинговой информации

директор по маркетингу, начальник  аналитического отдела

проведение анализа по оборудованию

начальник аналитического отдела

тестирование методики анализа  эффективности рекламы

начальник аналитического отдела

анализ сроков оборачиваемости  по проектам и типам оборудования

начальник аналитического отдела, начальник  отдела контроллинга

4. Экономический маркетинг  и управленческий учет 

структуризация затрат по типам  и подразделениям

начальник отдела контроллинга

внедрение механизма определения  финансово-экономических результатов  деятельности фирмы

начальник отдела контроллинга

внедрение методики расчета коэффициентов  эффективности деятельности фирмы

начальник отдела контроллинга

разработка алгоритмов ценообразования  и оптовых скидок

начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу

бизнес-планирование деятельности фирмы  и подразделений

начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу

внедрение механизма экономического анализа эффективности; анализ основных продуктов предприятия

начальник отдела контроллинга

создание сводного отчета по экономическо-финансовой деятельности фирмы (в целом и по подразделениям)

начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу

разработка нормативов для подразделений  фирмы (по срокам и затратам)

начальник отдела контроллинга

определение экспертных коэффициентов  оборота по основным фондам и материальным активам

начальник отдела контроллинга

5. Маркетинговая деятельность 

проведение анализа емкости  рынка и его перспектив

директор по маркетингу

проведение анализа регионов (конкуренты и Клиенты), определение наиболее перспективных

начальник отдела маркетинга

создание базы данных по Клиентам фирмы

начальник отдела маркетинга

апробация механизма анкетирования  Клиентов фирмы

начальник отдела маркетинга

создание базы данных по потенциальным  Клиентам фирмы

начальник отдела маркетинга

апробация методики анкетирования менеджеров отдела продаж для снятия обратной связи от Клиентов

начальник отдела маркетинга

апробация методики анкетирования  менеджеров фирмы по выявлению неудовлетворенного спроса

начальник отдела маркетинга

апробация методики социологических исследований психологического климата

директор по маркетингу

сбор информации о поставщиках

начальник отдела маркетинга


3. Сбытовая политика:

  • создание структуры ассортимента и дополняющее взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами, предприятиями и организациями с целью оказания услуг «под ключ», то есть стать для любого заказчика Генеральным подрядчиком в своей сфере услуг и продукции, что предполагает переход от продажи продукции к оказанию комплексных услуг;
  • в долгосрочном плане посредством обладания информацией о рынке и постепенного замыкания Клиентов на себя стать управляющей компанией на рынке России с перспективой создания финансово-промышленной группы.

4. Конкурентная политика:

  • агрессивная борьба с конкурентами, работающими в России;
  • создание из независимых региональных предприятий или организаций дилеров или партнеров по бизнесу;
  • контакты с зарубежными производителями и поставщиками сырья с целью налаживания партнерских отношений и согласованного раздела сфер влияния.

5. Рекламная политика:

  • разделение рекламной кампании на два блока: общий рекламный и имиджевый блок (информационные сообщения, статьи в общероссийской прессе, выставки и другое) и целенаправленные действия по сегментам (статьи в специализированной прессе, в региональной прессе, участие в региональных и специализированных выставках, рассылка по почте, участие в отраслевых семинарах и другое);
  • ведение рекламной кампании со средней интенсивностью и небольшими затратами.

6. Маркетинговая политика:

  • организация на предприятии регулярной и мобильной службы маркетинга;
  • раздел внешней маркетинговой деятельности на четыре блока: стратегический маркетинг (изучение сегментов рынка), текущие плановые мероприятия (поддержание Клиентов, обратная связь, формирование передней линии продаж и другое), маркетинговые исследования по заказу подразделений предприятия и активное продвижение продукции в рамках сбытовой политики;
  • закрепление за маркетингом предприятия оперативного отслеживания исполнения сбытовой политики и создание предложений по корректировке сбытовой политики.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА

  1. Необходимо кардинально перестроиться, переориентировать предприятие на подчинение производства сбыту, маркетингу. Повернуться лицом к Клиенту. Создать клиенто-ориентированную психологию на предприятии.
  2. Сформировать из различных подразделений разветвленную структуру маркетинга, подчиняющуюся центральному аналитическому центру из 2-3 человек, которые будут управлять сбором и анализом информации, готовить ее для принятия решений и проводить мероприятия по активному маркетингу. Эта служба должна непосредственно подчиняться Генеральному директору или Коммерческому директору.
  3. Самыми необходимыми мероприятиями являются: определение профиля потребителя, составление базы данных по постоянным Клиентам-предприятиям; составление базы данных по конкурентам с их количественным и качественным описанием; составление базы данных по поставщикам сырья и комплектующих; определение тенденций рынков продукции; формирование Клиентской и ассортиментной политики, политики ценообразования и конкурентной борьбы; составление плана-графика мероприятий по продвижению товаров и фирмы на рынок.

Информация о работе Функции и структура службы маркетинга предприятия