Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:02, доклад
Нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы разрабатываются или прогнозируются до формирования бизнес-плана. На стадиях подготовки производства нового товара и организации процессов по его производству осуществляется материализация упомянутых идей маркетинга. Три рассмотренных элемента составляют сущность понятия "маркетинг": маркетинг — во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, первая стадия жизненного цикла объекта, и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.
Нормативы конкурентоспособности
товаров и фирмы
Первый из трех элементов, характеризующий сущность маркетинга как концепцию ориентации любой деятельности на потребителя, реализуется, во-первых, при стратегическом планировании, во-вторых, при разработке положений об отделах предприятия и, в-третьих, при решении комплекса вопросов по реализации изготовленного товара. Последнему аспекту третьего элемента сложной методологии маркетинга посвящается рассматриваемый ниже материал.
Как отмечает один из известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер, в системе маркетинга перед покупателем, продавцом и работником муниципалитета (законодателем) возникают следующие проблемы /12/.
Покупатель ищет ответ на следующие 5 вопросов:
Чтобы хорошо и успешно работать, продавцу нужно разрешить несколько проблем:
Работника муниципалитета как законодателя, представляющего интересы граждан и общества в целом, волнуют следующие проблемы:
Исходя из предложенной нами концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи службы маркетинга (табл. 1).
Численность службы маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода фирмы, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, очень сложные, и на этом нельзя экономить.
Таблица 1. Функции и задачи службы маркетинга
Функции |
Задачи |
1. Формирование рыночной стратегии фирмы |
1. Анализ и прогнозирование
потребностей и спроса |
2. Реализация концепции маркетинга |
2.1. Согласование структуры
и содержания системы |
3. Реклама товара и стимулирование сбыта |
3.1. Определение целей
рекламы |
4. Обеспечение маркетинговых исследований |
4.1. Разработка и |
РАЗВЕТВЛЕННАЯ СТРУКТУРА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Практически все предприятия уже поняли необходимость маркетинга. Поэтому практически у всех существуют соответствующие службы, которые в той или иной степени работают с информацией и делают на основе ее кое-какие выводы. Но у редких предприятий маркетинг является определяющей службой. Все еще большинство предприятий работает на производство продукции, а не на ее продажу. Отсюда и все проблемы: затоваривание склада, астрономические задолженности и, как следствие, множество других. То есть, в нынешних условиях, как это ни странно, производство является вторичным процессом. Главная служба — это служба сбыта и маркетинга.
Маркетинг на предприятии подразделяется
на:
1. маркетинг сырья,
2. маркетинг технологий и производства,
3. маркетинг готовой продукции.
Если последним в различной мере занимаются на большинстве предприятий, то редкое предприятие занимается первыми двумя, а они не менее важны. Ведь определив ту продукцию, которую необходимо произвести, предприятию необходимо подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество-количество одновременно по все трем подразделениям маркетинга, а не по каждому в отдельности. Следует отметить, что помимо цены, качества и количества продукции в нынешнее время не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии и обслуживание, но, прежде всего, работу с Клиентом.
МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНОК
Конечной целью всех маркетинговых исследований является разработка программы продвижения предприятия на рынок. Ниже приводится пример такой программы.
Пример программы продвижения на рынок
1. Основная цель — наладить
эффективные и
Вид работ |
Результаты |
1. Исследование конкурентов | |
получение первичной информации |
|
сбор ценовой информации |
сводная информация |
разработка и согласование выходной формы по конкурентам (25-50 пунктов анализа) |
форма анализа |
заполнение информацией |
заполненные формы |
обработка информации |
|
занесение в компьютерную базу данных |
база данных |
создание сводного отчета по Клиентам и прогнозам спроса |
отчет-методика |
2. Анализ Клиентов | |
получение первичной информации |
|
разработка формы анализа |
форма анализа |
разработка анкеты анализа неудовлетворенного спроса для опроса персонала, работающего с Клиентами |
анкета |
сбор анкет |
анкеты персонала |
обработка анкет |
отчет |
разработка формы- |
форма анализа |
создание базы данных крупных Клиентов |
база данных |
определение перспективных Клиентов |
список |
создание отчета |
отчет-методика |
3. Анализ эффективности
деятельности предприятия ( | |
получение первоначальной информации |
|
разработка механизма анализа эффективности |
алгоритм |
сбор информации об оборотах, сроках
оборачиваемости и |
|
создание классификатора продукции |
классификатор |
структуризация и анализ затрат |
|
сводный экономический анализ и создание отчета |
отчет-методика |
4. Структурная постановка маркетинга | |
подготовка форм для сбора внутренней информации, заполняемой сотрудниками подразделений фирмы, которые передаются для регулярного анализа в аналитический отдел |
формы сбора информации |
разработка и согласование форм регулярной подачи информации из службы маркетинга для руководства фирмы и всех подразделений |
формы отчетов |
адаптация маркетинговых мероприятий
по анализу рынка и его |
методики исследований |
разработка системы получения обратной связи от Клиентов |
методика |
создание структуры службы маркетинга, штатных расписаний основных сотрудников |
штатное расписание |
создание ориентировочного плана и бюджета маркетинговых и рекламных мероприятий |
план-бюджет |
разработка методики анализа эффективности рекламы |
методика |
2. Долгосрочная цель — АО «NNN» — безусловный лидер на рынке своей продукции.
Мероприятия |
Ответственный |
1. Общие вопросы | |
доработка штатной структуры и должностных обязанностей |
директор по маркетингу |
решение кадровых вопросов |
директор по маркетингу |
проведение экспресс-обучения службы маркетинга, отдела контроллинга и аналитической службы |
директор по маркетингу |
внедрение системы потоков маркетинговой информации в фирме |
директор по маркетингу |
определение стратегии и целей
фирмы и позиционирования на рынке;
закрепление этого в |
директор по маркетингу, начальник отдела маркетинга |
2. Система управления ассортиментом | |
документальное принятие справочника продукции фирмы |
начальник аналитического отдела |
создание системы управления ассортиментом, заполнение информацией |
начальник аналитического отдела |
создание системы управления себестоимостью |
начальник аналитического отдела, начальник отдела контроллинга |
3. Аналитическая работа | |
проведение сквозного анализа на основе внутренней статистики и маркетинговой информации |
директор по маркетингу, начальник аналитического отдела |
проведение анализа по оборудованию |
начальник аналитического отдела |
тестирование методики анализа эффективности рекламы |
начальник аналитического отдела |
анализ сроков оборачиваемости по проектам и типам оборудования |
начальник аналитического отдела, начальник отдела контроллинга |
4. Экономический маркетинг и управленческий учет | |
структуризация затрат по типам и подразделениям |
начальник отдела контроллинга |
внедрение механизма определения
финансово-экономических |
начальник отдела контроллинга |
внедрение методики расчета коэффициентов эффективности деятельности фирмы |
начальник отдела контроллинга |
разработка алгоритмов ценообразования и оптовых скидок |
начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу |
бизнес-планирование деятельности фирмы и подразделений |
начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу |
внедрение механизма экономического анализа эффективности; анализ основных продуктов предприятия |
начальник отдела контроллинга |
создание сводного отчета по экономическо-финансовой деятельности фирмы (в целом и по подразделениям) |
начальник отдела контроллинга, директор по маркетингу |
разработка нормативов для подразделений фирмы (по срокам и затратам) |
начальник отдела контроллинга |
определение экспертных коэффициентов оборота по основным фондам и материальным активам |
начальник отдела контроллинга |
5. Маркетинговая деятельность | |
проведение анализа емкости рынка и его перспектив |
директор по маркетингу |
проведение анализа регионов (конкуренты и Клиенты), определение наиболее перспективных |
начальник отдела маркетинга |
создание базы данных по Клиентам фирмы |
начальник отдела маркетинга |
апробация механизма анкетирования Клиентов фирмы |
начальник отдела маркетинга |
создание базы данных по потенциальным Клиентам фирмы |
начальник отдела маркетинга |
апробация методики анкетирования менеджеров отдела продаж для снятия обратной связи от Клиентов |
начальник отдела маркетинга |
апробация методики анкетирования менеджеров фирмы по выявлению неудовлетворенного спроса |
начальник отдела маркетинга |
апробация методики социологических исследований психологического климата |
директор по маркетингу |
сбор информации о поставщиках |
начальник отдела маркетинга |
3. Сбытовая политика:
4. Конкурентная политика:
5. Рекламная политика:
6. Маркетинговая политика:
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
Информация о работе Функции и структура службы маркетинга предприятия