Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 02:32, сочинение
Современные тенденции к усилению товарной конкуренции, насыщению и перенасыщению локальных рынков похожими товарами заставляют компании много сил и средств тратить на внедрение товаров на рынок, развитие товарооборота. Главную роль в этом процессе играет маркетинг. За несколько последних десятилетий компании во всем мире достигли совершенства в искусстве массового маркетинга, продавая стандартную продукцию огромной массе потребителей.
Эссе
Есть
ли побочные (негативные)
эффекты у маркетинговой
деятельности?
Современные
тенденции к усилению товарной конкуренции,
насыщению и перенасыщению
Потребители, юристы, правительственные органы и другие юридические и физические лица обвиняют маркетинг в нанесении ущерба потребителям из-за завышения цен, введения в заблуждение, навязывания покупок, продажи низкокачественных и опасных для здоровья товаров, запланированного быстрого устаревания и т.п. Эти факты в ряде случаев действительно могут иметь место, поэтому остановимся на некоторых из них более подробно.
Маркетологов иногда обвиняют во введении потребителей в заблуждение. Это означает, что потребителя убеждают в том, что товар гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Введение в заблуждение условно можно разделить на три вида: обманные цены, недобросовестная реклама и вводящая в заблуждение упаковка. Об обманной цене говорят в тех случаях, когда обычная розничная цена рекламируется как «отпускная» или «оптовая», или когда предлагается большая скидка с искусственно завышенной прейскурантной цены. К недобросовестной рекламе относятся такие действия, как преувеличение возможностей или характеристик товара, завлечение потребителя в магазин предложением же распроданного товара в надежде, что потребитель купит что-нибудь другое, проведение фиктивных розыгрышей призов и т.п. Иногда потребителя пытаются ввести в заблуждение с помощью упаковки: например, бывают случаи, когда дизайн упаковки используется для создания видимости большего объема содержимого, или упаковка заполняется не целиком, или на упаковку наносится вводящая в заблуждение маркировка и др.
Еще одним побочным эффектом маркетинговой деятельности является навязывание покупок, другими словами то, что продавцы убеждают потребителей покупать товары, которые они не собирались покупать или которые им не нужны. Это действительно иногда имеет место, но в большинстве случаев маркетологи первыми протестуют против навязывания товаров. Дело в том, что этот прием работает только один раз, зато наносит непоправимый ущерб намерению маркетолога установить длительные взаимовыгодные отношения с потребителем.
Часто можно услышать критику в адрес собственно товаров, которые по разным причинам не удовлетворяют потребителей. Например, многие потребители с удивлением узнают, что многие виды так называемой «здоровой пищи», активно рекламируемой сегодня, имеют очень низкую питательную ценность. Более того, иногда они даже могут нанести вред здоровью. Но широкая рекламная компания и привлекательные рекламные слоганы, убеждающие потребителей в том, что «это – именно то, что вам нужно!» выполняют свои функции – продажи растут. Но при этом и увеличивается количество неудовлетворенных клиентов, что в конечном итоге приведет не только к потере доверия клиентов, но и к потере самих клиентов.
Критики маркетинга так же утверждают, что некоторые производители используют программы запланированного быстрого устаревания, в результате чего, потребитель покупает новый товар еще до того, как старый придет в негодность. Например, некоторые компании целенаправленно формируют среди своих потребителей моду на новый стиль своих товаров, чтобы стимулировать покупку новых моделей. Некоторые производители даже сознательно отказываются включать в свои товары все функциональные возможности для того, чтобы потом добавить их в новые модели и тем самым ускорить вытеснение с рынка предыдущих моделей. До тех пор, пока потребители не знают об этом, им даже нравятся перемены. Но вот если они узнают о том, что это намеренная политика для того, что получить от них больше денег, они чувствуют себя обманутыми и отказываются и дальше оставаться клиентами такой компании.
К сожалению, следует отметить, что сомнительные маркетинговые действия сегодня – не редкость. Но большинство компаний все-таки не пытаются обмануть потребителей, поскольку это вредит долгосрочной деятельности и репутации самой компании. Если потребитель не получит от компании то, на что рассчитывал, то в следующий раз он купит товар у другой компании. Поэтому, сегодня получает широкое распространение так называемый социально-ответственный маркетинг. Сегодня, ориентируя свою деятельность на благо всего общества в целом, цивилизованная компания принимает маркетинговые решения на основании нужд и интересов потребителей, целей самой компании и глобальных интересов общества в целом.
Таким образом, негативные эффекты сомнительной маркетинговой деятельности в конечном итоге наносят вред самой компании, применяющей их и не осознающей их последствий.
Информация о работе Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?