Дефекты рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:26, доклад

Описание работы

Состояние рынка, при котором конкуренция оказывается неспособной (вопреки тому, что следовало бы ожидать) привести экономику к оптимальному (наиболее эффективному) распределению ресурсов, подразумевает дефект рынка. К таким дефектам относят монополию и сговор производителей, внешние экологические эффекты и иные проявления неэффективности рыночного механизма. Несовершенства рынка часто выставляются в качестве оправдания чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Работа содержит 1 файл

Дефекты рынка-эссе.docx

— 25.18 Кб (Скачать)

     Состояние рынка, при котором конкуренция  оказывается неспособной (вопреки  тому, что следовало бы ожидать) привести экономику к оптимальному (наиболее эффективному) распределению ресурсов, подразумевает дефект рынка. К таким дефектам относят монополию и сговор производителей, внешние экологические эффекты и иные проявления неэффективности рыночного механизма. Несовершенства рынка часто выставляются в качестве оправдания чрезмерного вмешательства государства в экономику.

     Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед  обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.1

     Существует  два способа минимизации отрицательных  экстерналий.

     Первый  способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья  деятельность вызывает отрицательные  экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административнокомандных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий и т.д.

     Другой  способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять своё поведение. Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные экстерналии, когда выгоды получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами», как правило, понимается государство. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий.2

     Государство может сглаживать асимметричность  информации путем контроля за качеством  товаров и услуг, распространения  нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьёзные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сфере инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо, которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

     Явление цикличности, свойственное рынку, порождает  массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.

     Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя считать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведёт к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

     Рынок представляет собой систему добровольного  обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, то есть создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия. На государство возлагается серьёзная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для этого государство должно обеспечить право частной собственности. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

     Для того, чтобы избежать дефекта рынка, государство должно регулировать экономические процессы, в том числе и рыночные.

     Государственное регулирование экономики подразумевает комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

     Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
  • Регулирование внешней торговли
  • Регулирование распределения доходов.3

     Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
  • Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.

     Методы  регулирования разделяются на:

  • Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
  • Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
  • Внешнеэкономическое регулирование

     Формы регулирования:

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование ситуаций

     Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

     Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.4

     Таким образом, одним из важнейших направлений  деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

     Государственное регулирование экономики является системой экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

 

Список использованной литературы

 
     
  1. Андреанов В. Государственное регулирование  и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист – 2010, №5.
  2. Васильев А.В. Государство, право и рыночная экономика – М.: РАГС, 2009.
  3. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики – М.: РАГС, 2010.
  4. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие./Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулина - М.: Высшая школа, 2010.

Информация о работе Дефекты рынка