Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:50, доклад
«Черный» мерчандайзинг — сознательное манипулирование чужой продукцией (как правило, продукцией конкурентов) в точке розничной торговли. Его виды и цели могут быть разными, а набор приемов широк.
Полузаконные методы увеличения полочного пространства и дискредитации конкурентов
Временное расширение выкладки своей продукции с помощью мнимой проверки начальства. Представим себе ситуацию: молодой мерчандайзер просит у лояльно настроенного сотрудника торгового предприятия «слегка увеличить» выкладку на один день и замолвить о нем словечко перед контролером, который завтра должен прийти в магазин с визитом и от которого зависит бонус за целый месяц. Разумеется, одновременно с просьбой передается небольшой, но весьма ценный и очень полезный подарок. Для осуществления трюка предварительно нужно найти кандидата на вытеснение с полок. Как? Узнав у других сотрудников магазина, что продается хуже всего.
Мерчандайзинг - направление маркетинга, комплекс мероприятий, способствующих стимулированию розничных продаж через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала. Большинство покупателей спешит, иногда забывая сделать все необходимые покупки. Продавцы не могут помочь всем покупателям выбрать нужный товар.
По результатам исследований только около 20% покупок можно отнести к четко спланированным. Как минимум 50% потребителей принимают окончательное решение о покупке товара непосредственно в местах продаж (для продуктов эта величина составляет 78%!). Поэтому грамотное размещение продукта и рекламных материалов в точках продаж зачастую определяет решение о покупке данного продукта.
Цель мерчандайзинга заключается в увеличении общей прибыли и формировании лояльности покупателей; важно, чтобы все товары в магазине смотрелись достойно.
К задачам мерчандайзинга относятся приемы, помогающие:
Благодаря
«войнам» на магазинных полках в нашей
речи появился новый термин — «черный» мерчандайзинг. Чтобы не возникали
ассоциации с народными мстителями в темных
плащах, орудующих в торговом зале, сразу
дадим определение этого понятия. «Черный» мерчандайзинг — сознательное манипулирование
чужой продукцией (как правило, продукцией
конкурентов) в точке розничной торговли.
Его виды и цели могут быть разными, а набор
приемов широк.
Полузаконные методы увеличения полочного пространства и дискредитации конкурентов
На следующий день мерчандайзер действительно приходит в сопровождении солидного проверяющего. Тот осматривает выкладку, хвалит мерчандайзера и интересуется продажами своего товара. Довольный похвалой, он рассыпается в комплиментах менеджеру зала (без презента опять не обходится). Раз дела идут хорошо, значит, они могут быть еще лучше — если более полно представить на полках ассортимент и потеснить неходовой товар марки Х. При этом могут быть продемонстрированы итоги маркетинговых исследований, совпадающие с результатами продаж в данном магазине. В психологии данный прием называется «ногой в дверь» — разовая мелкая услуга, в обмен на которую сравнительно легко получить согласие, нередко приводит к серьезному изменению выкладки в магазине. Все может происходить в несколько этапов.
Другие популярные полузаконные приемы.
Незаконные методы увеличения полочного пространства и дискредитации конкурентов
Например, единица продукции конкурента стоит 100 р. Если мерчандайзер повесит ценник 1000 р., продавцы могут этого не заметить. А собственная продукция стоит, допустим, 120 р. Если 80 р., соседу могут повесить ценник на 10,0 р. Возникают разборки на кассе. При этом негатив чаще всего проецируется на продукт. Затем достаточно поставить провокации на поток, придать им системность — и недоверие к марке обеспечено.
Как со всем этим бороться? Прежде всего, учить своих мерчандайзеров не отвечать тем же. На бесконечную ответную реакцию уходит масса времени и сил, осложняются отношения с торговыми точками. Надо подготовить мерчандайзеров к качественной обратной связи, и мгновенно реагировать на нестандартные ситуации.
Вот
еще несколько простых
1.
Доплачивать продавцам в
2. Наладить контакт со службой безопасности в крупных сетях.
3. Использовать записи систем видеонаблюдения, которыми оборудовано большинство магазинов, чтобы обнаружить факты «черного» мерчандайзинга и найти их непосредственного исполнителя. В этом заинтересованы оба — и производитель, и розничный торговец, — особенно в случае умышленной порчи продуктов.
4.
Если «саботажника» удалось
5.
Информация о санкциях, постигших
компанию-нарушителя и ее