Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:01, реферат
Как любая плановая деятельность, стратегия ценообразования начинается с четкого определения целей и заканчивается адаптивным или корректирующим механизмом. Важно, чтобы решения в этой области увязывались с общей программой маркетинга фирмы. Это делается на этапе определения общей ценовой политики. Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием. Ее необходимо пересматривать, когда создается новый продукт, продукт пересматривается, меняется общая среда конкуренции, товар проходит через различные этапы жизненного цикла, конкуренты меняют цены, возрастают издержки или цены фирмы подлежат рассмотрению правительством.
Ценообразование в маркетинге
1. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий
Как любая плановая
деятельность, стратегия ценообразования
начинается с четкого определения
целей и заканчивается
Ценовая стратегия функционирует плохо, если цены меняются слишком быстро; ценовую политику сложно объяснить потребителям; участники каналов сбыта жалуются на недостаточность доли прибыли; решения о ценах принимаются без достаточной информации о рынке; существует слишком много вариантов цен; слишком большая доля времени торгового персонала уходит на «уторговывание»; цены не соответствуют целевому рынку; на значительную доля товаров дается скидка или цены снижаются в конце торгового сезона для ликвидации излишних запасов; слишком большая часть потребителей чувствительна к цене и привлекается скидками конкурентов; спрос эластичен; фирма сталкивается с серьезными проблемами, связанными с законодательством по ценам [9, с.280]
Ценовые стратегии - обоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной нормативной прибыли для фирмы в планируемом периоде.
Ценовой стратегический
набор - выбор стратегий
Перечень возможных
стратегий зависит также от правовых
факторов. Во избежание ценовых
С учетом специфики
российского рынка
Сбор исходной Стратегический Подготовка проекта
информации анализ ценовой стратегии
Оценка затрат Финансовый анализ
Уточнение финансо Сегментный анализ
вых целей фирмы рынка
Определение потен- Анализ конкуренции Окончание процесса
циальных покупателей формирования
ценовой стратегии
Уточнение маркетинго- Оценка внешних
вой стратегии факторов
Определение потен Оценка влияния госу
циальных конкурентов дарственного регули
рования
Рис. 1. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий
Обобщение и
анализ опыта разработки ценовых
стратегий в странах с
Важность ценовых решений, связанных с ценовой стратегией, обосновывается следующими соображениями.
1. Назначенная
цена непосредственно
2. Цена продаж
непосредственно определяет
3. Цена продаж влияет на общее восприятие товара или марки и вносит свой вклад в позиционирование марки в глазах потенциальных покупателей. Цена неразрывно связана с понятием качества и, следовательно, является одной из составляющих имиджа марки.
4. В большей
степени, чем другие
5. Ценовая стратегия
должна быть совместима с
Цели ценовых стратегий. Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями компании и отражать их. Различные фирмы в отрасли могут иметь разные цели и соответственно и соответственно различные стратегии цены.
Существует три основные цели ценообразования, из которых может выбирать фирма: основанные на сбыте, основанные на прибылях и основанные на существующем положении. В первом случае фирма заинтересована в росте реализации или максимизации доли на рынке, во втором - в максимизации прибыли, получении удовлетворительного дохода от инвестиций или обеспечении быстрого поступления наличных средств. При целях, основанных на текущем положении, фирма стремится избежать неблагоприятных правительственных действий, минимизировать результат действий конкурентов, поддерживать хорошие отношения с участниками каналов сбыта, противодействовать возникновению конкуренции, уменьшать запросы поставщиков или стабилизировать цены [9, с.281].
В различных литературных источниках предлагаются несколько отличные друг от друга подходы к определению ценовых стратегий. Ряд российских и зарубежных ученых предлагают три основных стратегии, которых может придерживаться фирма: «снятие сливок», проникновение и нейтральная. Каждая стратегия определяется той ролью, которую ценообразование играет в общей маркетинговой стратегии продукта. Ценообразование для снятия сливок - это установление высокой цены по отношению к экономической ценности этого продукта для большинства возможных покупателей с целью получить прибыль за счет относительно низкой чувствительности к цене у маленькой группы покупателей. «Проникающее ценообразование» - это установление низкой цены по отношению к экономической ценности с целью получить прибыль от устойчивой позиции на рынке или от объема продаж [6, с.233]. Нейтральное ценообразование подразумевает такое стратегическое решение, при котором цены не используются для захвата доли рынка, т. е. не позволяет одной лишь цене влиять на этот процесс. Нейтральное ценообразование снижает роль цены как инструмента рынка в пользу других рычагов, которые руководство считает более важными или эффективными в плане издержек для рынка данного товара [6, с.243].
Хруцкий В.Е. предлагает два основных подхода: стратегии установления цен на новые продукты и стратегии ценообразования на уже существующие изделия и услуги. Для успешного продвижения на рынке новых изделий и услуг применяют шесть основных ценовых стратегий:
1)«снятие сливок» с рынка, т. е. установление с самого начала продвижения нового продукта высокой цены на него в расчете на тех потребителей, которые готовы купить данный продукт по любой цене;
2)цена внедрения
нового продукта на рынок. При
таком подходе цена
3)«психологическая
цена», которая
4)цена лидера
отрасли, которая
5)цена с возмещением
издержек производства и
6)цена престижа,
т. е. цена на изделия или
услуги высокого качества, обладающие
какими-то уникальными или
Установление
цен на изделия и услуги, которые
уже имеются на рынке, не может
осуществляться в отрыве от постоянного
совершенствования
1)скользящая
падающая цена на изделия и
услуги, которая устанавливается
в зависимости о соотношения
спроса и предложения и
2)долговременная цена, слабо подверженная изменениям на протяжении длительного периода времени;
3)цена сегмента
рынка, когда на одни и те
же продукты устанавливаются
различные цены в зависимости
от того, на какой сегмент рынка,
группу потребителей
4) гибкая, или
эластичная цена, быстро реагирующая
на изменение рыночной
5) преимущественная
цена, предусматривающая постепенное
понижение цен на свои изделия
предприятием, которое занимает
доминирующие позиции на рынке
и может обеспечить
6) цена на
изделие, уже снятое с
7) цена, специально устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;
8) специальная договорная цена, устанавливаемая на отдельные виды продуктов и гарантирующая определенные выгоды потребителям при соблюдении ряда условий приобретения продуктов [8, с.328-340].
Авторы учебного
пособия «Ценообразование»
1) Стратегии
дифференцированного
· стратегия скидки на втором рынке;
· стратегия периодической скидки;
· стратегия случайной скидки;
· стратегия ценовой дискриминации.
2) Стратегии конкурентного ценообразования - строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.
· стратегия проникновения на рынок;
· стратегия по «кривой освоения»;
· стратегия сигнализирования ценами;
· географическая стратегия.
3) Стратегии
ассортиментного
· стратегия «набор»;
· стратегия «комплект»;
· стратегия «выше номинала»;
· стратегия «имидж» [7, с.37-46].
Котлер во 2-м европейском издании «Основы маркетинга» предлагает следующие подходы к ценообразованию: стратегии установления цен на новые товары, т. е. на этапе выведения товаров на рынок; стратегии ценообразования в рамках товарной номенклатуры, т. е. на родственные товары в рамках товарной номенклатуры, стратегии корректирования цен, т. е. стратегии, которые принимают во внимание различие потребностей покупателей и изменение ситуации на рынке; стратегии инициативы или ответа на изменение цен [2, с.688].
Ряд российских ученых, таких как Голубков Е.П., Багиев Г.Л., Эриашвили Н.Д. и др. предлагают сходные, с перечисленными выше, стратегии ценообразования.
2. Виды стратегий ценообразование в маркетинге