Автор: a*******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа
Актуальность данной темы, обусловлена тем, что в настоящее время новое отношение к торговой марке как к эффективному инструменту рынка начинает активно развиваться в 70-е годы прошлого века, когда общепринятая теория имиджа предприятия постепенно трансформируется в теорию бренд - имиджа. В 80-е годы происходит «новая промышленная революция», в центре которой оказалась торговая марка. Если прежде при создании или развитии бизнеса речь шла о покупке предприятия, производящего конкретный товар или услугу, то теперь в расчет принимается и стоимость приобретения торговой марки.
Список сокращенных наименований……………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Определение бренда. Цель, этапы создания бренда. Брендинг………6
1.1 Определение понятия. Характеристики и виды бренда. Основы
строения бренда. Цель создания бренда на рынке…………………………..6
1.2 Этапы создания бренда. Расширение бренда.…………………………..17
1.3 Брендинг………………………………………………………………….....23
Глава 2 Продвижение бренда на рынок………………………………………….27
2.1 Методы продвижения бренда……………………………………………..27
2.2 Цена и оценка бренда……………………………………………………..29
2.3 Самые дорогие бренды России. Десять лучших брендов в 2010 году…31
Глава 3 Создание бренда на примере группы компаний «МДМ»…………….35
3.1 Торговые марки «МДМ», история создания, описание………………...35
3.2 Использование рекламы в продвижении торговых марок……………...42
3.3 Эффективное использование торговых марок…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………..45
Список литературы………………
Исходя из этого, разработать хороший и успешный бренд, за который покупатель был бы готов заплатить больше — основная задача компании, которая тоже желает быть успешной [6].
Создание бренда — вещь очень непростая, тут нужно и мастерство, и талант, и, конечно же, значительные финансовые возможности. Поэтому, перед тем как запустить свой бренд, компания всегда просчитывает, какую сумму она готова на него потратить, а также каким образом вложенные средства можно потом вернуть и через какое время [7].
Следующим шагом становится исследование рынка. Рынок «зондируется» на предмет того, не осталось ли где-нибудь незанятых ниш. То есть — всем ли и всего ли хватает. Если нет, то можно радоваться — это как раз тот шанс, который можно использовать. Конечно, найти такой шанс становится все труднее, тут требуется смекалка и интуиция. Что нужно потребителю? — это вопрос непростой. Поэтому можно только позавидовать тем компаниям, которые напрямую на покупателя не ориентированы. Например, вполне можно открыть металлургический завод, получить десяток заказов от автомобильных заводов на выпуск подшипников и дверей и спокойно заниматься своим делом, будучи абсолютно уверенным, что все, что произведено по заказу, незамедлительно купят [8]. Выйти же на свободный рынок с мощной конкуренцией, не имея достаточной известности и какой-либо поддержки — это смелый шаг, на это надо решиться. И тщательно все продумать, потому что к успеху ведет, в первую очередь, знание психологии потенциального потребителя.
Что же ему нужно и как ему это дать? — ответ на эти вопросы можно считать уже большим шагом вперед в деле продвижения нового бренда. Например, покупатель был бы не против покупать стиральный порошок в полтора раза дешевле. Но только с условием, что этот порошок так же превосходно справится с пятнами и все отстирает. И к тому же, что он будет обладать определенной «престижностью», а хозяйка, приобретая его, не будет чувствовать себя ущербно. После этого можно приступать уже и к третьему этапу — нужно сыграть на психологии так, чтобы заставить приобрести именно свой товар.
Создание слоганов и названий — это, в большинстве случаев, и является основным инструментом воздействия. В ситуации с порошком, например, слоган мог бы звучать как «высокое качество для самых разумных» или «новый современный порошок», «качество плюс экономия». Подчеркнуть качество, престижность, современность — это самое важное в том случае, если цена предлагаемого продукта ниже среднерыночной, иначе его могут причислить к категории «барахло для самых бедных», что может совсем погубить его репутацию, и, следовательно, уровень его продаж [9].
Что касается создания брендов, то к этому делу очень разный подход на Востоке и на Западе. Скорее всего, это объясняется извечной разницей менталитетов. В Соединенных Штатах и Англии (так сложилось, что они олицетворяют собой весь Запад) в первую очередь компании ставят себе задачу продвинуть свой товар. Поэтому и носителем бренда тоже является товар, а не производящая его компания. Вследствие этого приходится часто встречать «свободностоящие» бренды, то есть производимые одной компанией, но не имеющие на это никаких указаний. Сама компания часто остается в тени и произнесение ее названия не вызывает никаких ассоциаций, поскольку оно никогда не ставится на этикетках и обертках [10].
Далеко не все потребители знают или хотя бы догадываются, что маргарин «Rama» и чай «Lipton» производит одна и та же фирма «Unilever», потому что ни в названиях, ни в сути своей эти продукты не имеют ничего, что позволило бы сделать вывод об их родственности. Выпускание на рынок такого самостоятельного бренда — ответственный ход, инвестиции окупаются только в долгосрочной перспективе, когда рынок привыкнет к этому продукту, а покупатели тоже привыкнут и полюбят [11].
Огромным плюсом такого самостоятельного продвижения брендов является то, что в случае неудачи или провала одного из них тень на саму компанию (следовательно, и на другие 999 брендов) практически не падает, потому что потребители в большинстве случаев просто не осведомлены о том, выпускает ли каждая конкретная фирма еще что-нибудь или нет. Таким образом, становится возможным просто «уничтожить» бренд-неудачник и спокойно заняться другими.
Восточная же система, которая базируется на японских традициях продвижения, построена принципиально иначе. За основу японцы берут саму компанию и строят ее корпоративный бренд. Ситуация, когда производитель не афишируется и вообще не указан, для японцев крайне непонятна и даже вызывает подозрения: зачем скрывать производителя, почему бы не двигать его бренд всеми силами вперед, а вместе с ним — и сразу все продукты компанией производимые? У японцев все гораздо более четко. Что бы ни производила компания «Sony», логотип «Sony» всегда будет стоять и на упаковке, и на изделии. А производит она очень много: и бытовую технику, и электронику. Единственное, что делают на Востоке — это разграничивают подбренды. То есть, одна линия продукции, например холодильники, маркируется одним словосочетанием, а другая — телевизоры — вторым. Но с обязательным присутствием в названии линии имени компании. В силу этого японские производители лишены возможности продолжать успешную работу при провале одного из брендов: это будет ощутимый, если не сокрушительный, удар по всей компании. Но японцы, видимо, настолько уверены в своем качестве, что не боятся такого поворота событий [12].
У западной системы с ее разнообразием брендов внутри одной компании есть и еще один серьезнейший недостаток. Если брендов выпущено слишком много, то, мало того, что покупатели могут в них запутаться, но каждый бренд еще и «съедает» деньги. Да-да, он съедает их постоянно, можно даже рассчитать, сколько компании приходится тратить на его поддержание в сутки, в месяц или в год. Другое дело, что некоторые бренды ведут себя как добропорядочные плодовые деревья: своими плодами они с лихвой окупают стоимость саженцев и удобрений, на них потраченных. Такие, безусловно, следует взращивать и дальше. Но какой смысл растить дерево, которое поливать нужно каждый день, а на ветках, кроме листьев, ничего? Та же история и с брендами. Если их становится чрезмерно много (а для крупной компании даже тысяча наименований — это не предел), то деваться некуда, и приходится производить оптимизацию собственного портфеля, а проще говоря, выкидывать из него все ненужные бренды.
Дело осложняется тем, что выкинуть бренды — это не то же самое, что выкинуть бумажки. Находятся-то они на рынке, а рынок всегда очень динамичен, да к тому же и капризен. Поэтому, прежде чем предпринимать столь решительные действия, совсем не помешает несколько раз крепко подумать. И в первую очередь — опять же провести исследование. Не так-то просто выявить, что приносит доход, а что не приносит. Цена же ошибки может стать очень дорогой. Практика показывает, что по-настоящему успешных брендов, «кормильцев» компании, обычно не так уж много — около 20 %. То есть, из каждых пяти один только «пашет», а остальные ничего не делают, кроме как кушают ваши денежки. Вот этих последних и нужно выявить и ликвидировать в первую очередь, чтобы спасти бюджет. Для этого нужно провести очень нелегкую работу — сесть и скрупулезно посчитать: сколько денег было в бренд вложено, сколько денег от бренда было получено. Таким образом можно выявить бренды-генераторы и бренды-потребители. Очень важно при этом учитывать и силу брендов. Если бренд является лидером в своей области, то его обычно называют доминирующим. Второе и третье место — сильные бренды, остальные — слабые. Исходя из этого и решается непростой вопрос, что убрать, а что оставить.
Но даже принять такое решение — это значит сделать только полдела. Уничтожение бренда — вещь болезненная, хотя и совершенно необходимая для общей успешности компании. Во-первых, каждый бренд кормит сотни людей: менеджеров, которые занимаются его продвижением, бухгалтеров, а если бренд достаточно крупный, то еще и региональных директоров с целыми штатами сотрудников. Найти всем им новую работу — задачка явно не на пять минут, а выкинуть на улицу — это удар по имиджу. А во-вторых, убийство бренда — это тоже удар по имиджу, и еще какой. Если «извести» его грубым пещерным способом, то есть просто изъять товар из магазинов либо перестать финансировать продвижение, то это легко может вызвать недовольство у самых лояльных покупателей. Естественной смертью бренды не умирают. Уничтожение одного из них почти всегда ведет к снижению объемов продаж. Мало того: даже когда компания сливает два бренда в один, эффект от полученного обычно оказывается меньше, чем суммарный эффект слагаемых. При проведении этой тонкой операции крайне важно выяснить, чем каждый из брендов привлекал потребителя, и постараться совместить эти качества в новом [13]. Также хорошо помогает проведение подарочных акций, когда все покупатели получают презент в виде образца нового бренда или хорошей скидки, заодно узнавая о том, что он появился. Такие мероприятия позволяют смягчить переход между брендами.
Практика показывает, что чистка «портфеля» влияет на бизнес очень благотворно. Пресловутая компания «Unilever» не так давно проводила подобную чистку, в результате чего ее портфель сократился с более чем тысячи брендов до 400. Такие действия позволяют не выбрасывать деньги на ветер, а сосредоточиться на том, что действительно популярно, востребовано и доходно.
Скрытно небольшими группами. Бренд и реклама очень тесно связаны, поскольку конечная цель — продвижение определенного товара — у них общая. Разница между ними в том, что бренд глубже. Если реклама — это просто предложение что-то купить (и очень часто не в меру навязчивое, так что покупать совсем и не хочется), то бренд существует в сознании потребителя, он строится из всех его ассоциаций и эмоций, так или иначе связанных с фирмой или с товаром. Принципы же рекламы и брендинга довольно схожи [14]. Особую значимость сейчас начинает приобретать такая характеристика, как ненавязчивость. Реклама становится более осмысленной, простых призывов «Купи!» без аргументации даже по телевизору уже не увидишь. Покупатель стал более разборчивым и требовательным ко всему, в том числе и к рекламе. Начинает распространяться и партизанский маркетинг — неявное рекламирование того или иного товара на форумах или в интернет-блогах. Это работает намного лучше.
Что же касается продвижения брендов, очень хорошим способом является, например, спонсирование различных мероприятий, конференций, посвященных наиболее насущным проблемам. Денег на это тратится не так уж много — всего-то надо снять зал и разослать приглашения. Но каждый из гостей, получив ручку со слоганом «Мы предлагаем решить это вместе!» и логотипом, разумеется, невольно проникнется уважением и испытает дружеские чувства по отношению к компании, которая заботится о решении общих проблем и даже за свой счет предоставляет всем возможность собраться и поговорить. А если бренд запал в сознание, то это можно считать достижением цели. Скорее всего, такой человек при первой возможности купит то, что предлагает данная фирма.
Мы все
как-то привыкли, что каждый рекламный
ролик может рекламировать
В настоящее время принципы брендинга и рекламы подвергаются пересмотру, потому что старые принципы в условиях высококонкурентного рынка и очень разборчивого покупателя попросту не работают [16]. Найти свою целевую аудиторию и грамотно провести с ней контакт становится самым главным методом, если компания действительно желает сделать свой бренд успешным.
Цель создания бренда на рынке является создание конкурентных преимуществ в данном сегменте рынка.
Условия, в которых компании необходимо создавать бренд:
• рынок характеризуется жесткой конкуренцией - рынок насыщен однородными, качественными продуктами и услугами в одной ценовой категории и необходим переход к эмоциональному восприятию товара или услуги;
• динамика развития рынка должна быть значительной;
• имеется достаточное
материальное благополучие общества.
Этапами создания бренда
1. Целеполагание:
2. Планирование проекта:
3. Анализ текущего состояния бренда (только для существующих брендов):
Информация о работе Бренд: создание, продвижение, оценка стоимости