Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа
В условиях глобализации экономических процессов, высококонкурентного рынка, ограниченности ресурсов приоритетными задачами для отечественных предприятий становятся: поиск новых факторов повышения конкурентоспособности; совершенствование и более активное использование инструментов маркетингового управления, в частности бенчмаркинга.
В условиях глобализации экономических процессов, высококонкурентного рынка, ограниченности ресурсов приоритетными задачами для отечественных предприятий становятся: поиск новых факторов повышения конкурентоспособности; совершенствование и более активное использование инструментов маркетингового управления, в частности бенчмаркинга.
Центральными проблемами
современной экономической
Интегрируясь в систему управления предприятия, бенчмаркинг позволяет устанавливать цели, соответствующие требованиям мирового рынка, обнаруживать лучшие стратегические решения и бизнес-стратегии для систематического совершенствования его деятельности. Необходимость и возможность использования передовых мировых и отечественных достижений являются насущной потребностью белорусского бизнеса.
Сегодня для большинства руководителей малых и средних предприятий Республики Беларусь «бенчмаркинг» – это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако еще 10 лет назад мало кто из наших предпринимателей различал понятия «менеджмент» и «маркетинг», а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной деятельности практически каждой белорусской компании. Бенчмаркинг уверенно находит свое место в управленческом арсенале руководителей малых и средних предприятий за рубежом. Таким образом, те белорусские организации, которые освоят этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.
Бенчмаркинг – это метод (инструмент) управления, который может помочь многим белорусским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.
Бенчмаркинг, как и большинство других инструментов управления, является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая и методологическая база, они занимают свое отдельное место в арсенале бизнес-решений.
В сложившейся ситуации возникает вопрос о применимости данных методов к малому бизнесу и возможности извлечения реальной пользы от новых подходов к управлению. Тем не менее, следует подчеркнуть, что малые фирмы не менее заинтересованы в построении и развитии систем качества, чем крупные компании, с той лишь разницей, что стандартные и широко распространенные подходы не всегда работают в малом бизнесе.
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны. Республика Беларусь в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса возводится сегодня в ранг государственной политики. Бенчмаркинг можно рассматривать как продукт малых и средних компаний, возникший из необходимости обучаться у больших фирм и возведенный в ранг метода управления.
Очевидно, что анализ возможностей бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса следует вести через призму особенностей предприятий-представителей этого сектора рынка.
Успех эталонного сопоставления в большой степени зависит от определения того, что будет подвергнуто сравнению. Проблем у малых предприятий всегда много, и у руководителей возникает желание улучшить все сразу. Эффект при таком подходе обычно нулевой.
Малые фирмы преимущественно используют для сопоставления показатели, которые отражают проблемы, лежащие «на поверхности» и имеющие сложившиеся подходы к измерению, такие как финансовое состояние, качество (рисунок 3.3). Более гибкие и менее осязаемые показатели, такие как командный дух или уровень стрессов организации, используются реже, так как трудно определить конечный объект сопоставления и произвести нормализацию информации.
Рисунок 3.3 – Показатели бенчмаркинга в малых и средних предприятиях [24, c. 26]
Использование малыми компаниями легко измеряемых показателей при проведении эталонного сопоставления продиктовано динамичной конкурентной средой, в которой находятся малые и средние предприятия. Поэтому объектом для эталонного сопоставления чаще других становятся показатели, коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе. Данные исследований Шеффилдского университета показывают, по каким основным позициям конкурируют малые и средние компании (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Индикаторы конкурентного сравнения (ключевые факторы успеха) для малых и средних предприятий
Индикатор |
Вес в конкурентной борьбе, % |
Цена |
62 |
Качество |
55 |
Забота о клиентах и сервис |
2 |
Обратная связь с потребителем |
49 |
Доставка |
29 |
Разнообразие продукции |
27 |
Новые продукты и услуги |
30 |
Эти исследования подтверждают преобладающую роль стандартных индикаторов для бенчмаркинга в малых и средних предприятиях. Уделение внимания менее осязаемым показателям – это вопрос времени и развития культуры совершенствования. Сегодня же малые компании, тем более в Беларуси, не обладают сбалансированными системами сбора, оценки, внедрения и анализа успешных бизнес-решений для измерения и эталонного сопоставления показателей не имеющих строгих методик определения.
Малые компании имеют гораздо
больший потенциал для
Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: «нехватка времени и средств», некоторые преграды для малых и средних предприятий выглядят существенными, особенно на фоне крупных компаний.
Во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться услугами консультационных фирм, когда есть замена в форме различных руководств и книг об успешных бизнес-решениях.
Во-вторых, все меньшее количество специалистов из крупных компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят на работу в малые фирмы.
В-третьих, членство в любом
из недавно появившихся
В-четвертых, менеджеры малых предприятий, по определению, намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их коллеги из корпораций. Зачастую их внимание рассеивается между стратегической и оперативной информацией. Как преимущество здесь можно отметить возможность постоянно «держать руку на пульсе» в отношении показателей ежедневной деятельности, от которых менеджеры в больших компаниях относительно удалены. С другой стороны, подобное положение менеджеров небольших компаний не всегда позволяет иметь объективное представление о деятельности организации в стратегическом плане.
В-пятых, для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими, отражающими разнообразные особенности малого бизнеса.
Большинство из отмеченных
выше препятствий к проведению эталонного
сопоставления носят
Рисунок 3.4 – Причины отказа от эталонного сопоставления на малых и средних предприятиях
Как видно из рисунка, и для многих белорусских предприятий закрытость компаний-партнеров и собственный комплекс «засекреченности» является важнейшей преградой для инициирования бенчмаркингового исследования. В Республике Беларусь сложилось так, что не каждый готов дать информацию о своем предприятии. Кроме того, существующие системы налогообложения и финансового учета компании, не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным показателям.
Однако основная, и на данный момент, единственная причина неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента управления на малых и средних предприятиях – это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления.
В Беларуси руководители компаний малого и среднего бизнеса, вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новые технологии в производстве.
Бенчмаркинг как новая и масштабная инициатива по управлению, должна быть начата непосредственно руководителем. Однако большинство из них имеют ложное представление о бенчмаркинге: используется ли он для сравнения продуктов и услуг компаний или цифр, или для понимания процессов. В то же время приходит и понимание того, что бенчмаркинг позволяет малыми средствами осуществить радикальные перемены, основанные на сравнении с другими компаниями: конкурентами или лидерами. Поддержка руководителей имеет решающее значение, так как они должны посвятить этому время, выделить средства, заинтересовать, устранить препятствия и наградить за старания.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно особенностей применения бенчмаркинга как инструмента управления на малых и средних предприятиях:
Бенчмаркинг в Республике Беларусь применяется сегодня лишь рядом крупных компаний, преимущественно имеющих контакты с зарубежными партнерами и ориентирующиеся на мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления белорусскими компаниями.