Бенчмаркинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации экономических процессов, высококонкурентного рынка, ограниченности ресурсов приоритетными задачами для отечественных предприятий становятся: поиск новых факторов повышения конкурентоспособности; совершенствование и более активное использование инструментов маркетингового управления, в частности бенчмаркинга.

Работа содержит 1 файл

Бенчмаркинг.docx

— 41.00 Кб (Скачать)
  1. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ / Н.А. Воеводина, А.В. Кулагина, Е.Ю. Логинова, В.Б. Толберг. – Москва: ЛА «Научная Книга», 2009. – 117 c.
  2. Данилов, И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / И.П. Данилов, Т.В. Данилова. – Москва: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 72 с.
  3. Михайлова, М. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством / М. Михайлова // Методы менеджмента качества. – 2003. – № 5. – С. 18-21.
  4. The role of competitive benchmarking in small-to medium-sized enterprises [Electronic resource] / Research links. – The University of Sheffield, 2011. – Mode of access: http://www.sheffield.ac.uk/research/madeinsheffield. – Date of access: 15.12.2011.

 

В условиях глобализации экономических  процессов, высококонкурентного рынка, ограниченности ресурсов  приоритетными задачами для отечественных предприятий становятся: поиск новых факторов повышения конкурентоспособности; совершенствование и более активное использование инструментов маркетингового управления, в частности бенчмаркинга.

Центральными проблемами современной экономической ситуации Республики Беларусь являются достижение глобальной конкурентоспособности  и обеспечение стабильных темпов роста ключевых, наукоёмких отраслей промышленности, к которым относятся  электронная и электротехническая. Решение данной проблемы связано  с разработкой и реализацией  стратегий активного инновационного развития предприятий, где центральное  место необходимо отводить бенчмаркингу, с целью изучения и применения передового опыта. Он, как наиболее актуальный инструмент стратегического управления, поднимает исследования на качественно новый уровень, ориентирует на опережение развития объекта управления.

Интегрируясь в систему  управления предприятия, бенчмаркинг позволяет устанавливать цели, соответствующие требованиям мирового рынка, обнаруживать лучшие стратегические решения и бизнес-стратегии для систематического совершенствования его деятельности. Необходимость и возможность использования передовых мировых и отечественных достижений являются насущной потребностью белорусского бизнеса.

    1. Перспективы применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях Республики Беларусь

Сегодня для большинства  руководителей малых и средних  предприятий Республики Беларусь «бенчмаркинг» – это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако еще 10 лет назад мало кто из наших предпринимателей различал понятия «менеджмент» и «маркетинг», а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной деятельности практически каждой белорусской компании. Бенчмаркинг уверенно находит свое место в управленческом арсенале руководителей малых и средних предприятий за рубежом. Таким образом, те белорусские организации, которые освоят этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.

Бенчмаркинг – это метод (инструмент) управления, который может помочь многим белорусским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.

Бенчмаркинг, как и большинство других инструментов управления, является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая и методологическая база, они занимают свое отдельное место в арсенале бизнес-решений.

В сложившейся ситуации возникает  вопрос о применимости данных методов  к малому бизнесу и возможности  извлечения реальной пользы от новых  подходов к управлению. Тем не менее, следует подчеркнуть, что малые  фирмы не менее заинтересованы в  построении и развитии систем качества, чем крупные компании, с той  лишь разницей, что стандартные и  широко распространенные подходы не всегда работают в малом бизнесе.

Малые и средние предприятия  играют важную роль в экономике любой  страны. Республика Беларусь в этом смысле не является исключением, и поддержка  малого бизнеса возводится сегодня  в ранг государственной политики. Бенчмаркинг можно рассматривать как продукт малых и средних компаний, возникший из необходимости обучаться у больших фирм и возведенный в ранг метода управления.

Очевидно, что анализ возможностей бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса следует вести через призму особенностей предприятий-представителей этого сектора рынка.

Успех эталонного сопоставления  в большой степени зависит  от определения того, что будет  подвергнуто сравнению. Проблем  у малых предприятий всегда много, и у руководителей возникает  желание улучшить все сразу. Эффект при таком подходе обычно нулевой.

Малые фирмы преимущественно  используют для сопоставления показатели, которые отражают проблемы, лежащие  «на поверхности» и имеющие сложившиеся  подходы к измерению, такие как  финансовое состояние, качество (рисунок 3.3). Более гибкие и менее осязаемые  показатели, такие как командный  дух или уровень стрессов организации, используются реже, так как трудно определить конечный объект сопоставления  и произвести нормализацию информации.

Рисунок 3.3 – Показатели бенчмаркинга в малых и средних предприятиях [24, c. 26]

Использование малыми компаниями легко измеряемых показателей при  проведении эталонного сопоставления  продиктовано динамичной конкурентной средой, в которой находятся малые  и средние предприятия. Поэтому  объектом для эталонного сопоставления  чаще других становятся показатели, коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе. Данные исследований Шеффилдского университета показывают, по каким основным позициям конкурируют малые и средние компании (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Индикаторы конкурентного сравнения (ключевые факторы успеха) для малых и  средних предприятий

Индикатор

Вес в конкурентной борьбе, %

Цена

62

Качество

55

Забота о клиентах и  сервис

2

Обратная связь с потребителем

49

Доставка

29

Разнообразие продукции

27

Новые продукты и услуги

30


 

Эти исследования подтверждают преобладающую роль стандартных  индикаторов для бенчмаркинга в малых и средних предприятиях. Уделение внимания менее осязаемым показателям – это вопрос времени и развития культуры совершенствования. Сегодня же малые компании, тем более в Беларуси, не обладают сбалансированными системами сбора, оценки, внедрения и анализа успешных бизнес-решений для измерения и эталонного сопоставления показателей не имеющих строгих методик определения.

Малые компании имеют гораздо  больший потенциал для конкурентного бенчмаркинга, чем принято думать. Теоретически они всегда имеют перед глазами массу примеров (ориентиров), к которым следует стремиться. Практически же, методы, которые используют ведущие компании либо недоступны, либо неизвестны. Кроме этого, применению бенчмаркинга в малых компаниях препятствует еще целый ряд факторов или барьеров.

Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: «нехватка  времени и средств», некоторые  преграды для малых и средних  предприятий выглядят существенными, особенно на фоне крупных компаний.

Во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться услугами консультационных фирм, когда есть замена в форме различных руководств и книг об успешных бизнес-решениях.

Во-вторых, все меньшее  количество специалистов из крупных  компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят на работу в малые фирмы.

В-третьих, членство в любом  из недавно появившихся бенчмаркинговых «клубов» довольно дорого для малых компаний.

В-четвертых, менеджеры малых  предприятий, по определению, намного  ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их коллеги  из корпораций. Зачастую их внимание рассеивается между стратегической и оперативной  информацией. Как преимущество здесь  можно отметить возможность постоянно  «держать руку на пульсе» в отношении  показателей ежедневной деятельности, от которых менеджеры в больших  компаниях относительно удалены. С  другой стороны, подобное положение  менеджеров небольших компаний не всегда позволяет иметь объективное  представление о деятельности организации  в стратегическом плане.

В-пятых, для достижения желаемого  эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими, отражающими разнообразные  особенности малого бизнеса.

Большинство из отмеченных выше препятствий к проведению эталонного сопоставления носят нефинансовый характер. Анализ прямых и косвенных  препятствий позволяет обобщить препятствия, встающие перед малыми компаниями при принятии решения о проведении эталонного сопоставления и ранжировать их по степени важности (рисунок 3.4).

 

Рисунок 3.4 – Причины  отказа от эталонного сопоставления  на малых и средних предприятиях

Как видно из рисунка, и  для многих белорусских предприятий  закрытость компаний-партнеров и  собственный комплекс «засекреченности»  является важнейшей преградой для  инициирования бенчмаркингового исследования. В Республике Беларусь сложилось так, что не каждый готов дать информацию о своем предприятии. Кроме того, существующие системы налогообложения и финансового учета компании, не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным показателям.

Однако основная, и на данный момент, единственная причина  неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента управления на малых и средних предприятиях – это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления.

В Беларуси руководители компаний малого и среднего бизнеса, вступая  в неформальные отношения с партнерами или конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами  дает наиболее ценные для бизнеса  идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию  новые технологии в производстве.

Бенчмаркинг как новая и масштабная инициатива по управлению, должна быть начата непосредственно руководителем. Однако большинство из них имеют ложное представление о бенчмаркинге: используется ли он для сравнения продуктов и услуг компаний или цифр, или для понимания процессов. В то же время приходит и понимание того, что бенчмаркинг позволяет малыми средствами осуществить радикальные перемены, основанные на сравнении с другими компаниями: конкурентами или лидерами. Поддержка руководителей имеет решающее значение, так как они должны посвятить этому время, выделить средства, заинтересовать, устранить препятствия и наградить за старания.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы относительно особенностей применения бенчмаркинга как инструмента управления на малых и средних предприятиях:

  • Бенчмаркинг в развитых странах используют более половины компаний, представляющих малый и средний бизнес. Еще большее число организаций считает бенчмаркинг эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и совершенствования системы управления.
  • Потенциал бенчмаркинга в малом и среднем бизнесе может быть эффективно реализован при использовании преимуществ небольших компаний: близость к потребителю, более сильная роль лидера и гибкость организации.
  • «Комплекс засекреченности» по-прежнему остается основным барьером для малых и средних компаний при проведении бенчмаркинга, помимо традиционного барьера «ограниченность ресурсов». В связи с этим, среди менеджеров малого бизнеса большей популярностью пользуется сравнительный бенчмаркинг финансовых показателей либо простой конкурентный анализ.
  • Выбор финансовых показателей в качестве объекта сопоставления продиктовано интенсивной конкурентной средой в малом и среднем секторах рынка. Другая особенность малых компаний – более тесная, в отличие от крупного бизнеса, связь с потребителем обуславливает выбор в качестве объектов бенчмаркинга показатели, отражающие ключевые факторы успеха организации: удовлетворение потребителей и цену на продукт (услугу).

Бенчмаркинг в Республике Беларусь применяется сегодня лишь рядом крупных компаний, преимущественно имеющих контакты с зарубежными партнерами и ориентирующиеся на мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления белорусскими компаниями.

 

 


Информация о работе Бенчмаркинг