Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:15, доклад
Коммерческий банк, выступая сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяет общественные потребности, на основе полученной прибыли способствует реализации социальных и экономических интересов акционеров и служащих банка. Получив лицензию на ведение банковской деятельности, он фактически становится предприятием, имеющим собственную организационную структуру, внутренние и внешние связи. Банк в результате своей деятельности становится полновесным участником рыночных отношений, а следовательно, подчиняется определенным объективным законам.
Введение
Коммерческий банк, выступая сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяет общественные потребности, на основе полученной прибыли способствует реализации социальных и экономических интересов акционеров и служащих банка. Получив лицензию на ведение банковской деятельности, он фактически становится предприятием, имеющим собственную организационную структуру, внутренние и внешние связи. Банк в результате своей деятельности становится полновесным участником рыночных отношений, а следовательно, подчиняется определенным объективным законам.
Банк занимается перераспределением денежных средств общества путем их покупки и продажи, предоставляет кредиты, оставаясь при этом собственником той стоимости, которую он ссужает, и получает вознаграждение за данную работу в виде ссудного процента. Осуществляя сделки между контрагентами рынка ссудных капиталов - кредиторами и заемщиками, он выступает одновременно кредитором, посредником и заемщиком как в денежных расчетах, так и в сделках по кредитованию. Вместе с тем банк является активным участником рынка ценных бумаг, действуя в качестве эмитента, субъекта биржевых операций по купле (продаже) акций и других финансовых инструментов, а также посредника на фондовом рынке. Следовательно, для банка характерны черты и торгового, и посреднического предприятия.
Содержание и
специфика банковского
Становление банковского
маркетинга в России только начинается,
т.к. коммерческие банки как элемент
рынка возникли ещё до его реального
создания. Поэтому в первые годы
своего функционирования для большинства
коммерческих банков понятие банковского
маркетинга как такового по существу
отсутствовало. Это связано, прежде
всего, с тем, что отсутствовала
рыночная конъюнктура в общепринятом
понимании, банки не были укомплектованы
профессиональными кадрами, слабо
внедрялся зарубежный опыт, основное
накопление и распределение депозитно-
Реально же о банковском
маркетинге можно говорить лишь с 1991-1992
гг. В этот период банковский маркетинг
стал «реальной объективностью»
и постепенно начал использоваться
российскими коммерческими
Однако практика показала, что российская модель банковского маркетинга пока является довольно примитивной, поскольку не связана с серьёзным и глубоким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным элементом маркетинга на протяжении последних лет является в основном манипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремится предложить как можно более высокую депозитную ставку.
Главной чертой маркетинговой стратегии российских банков, начиная с 1991 г., когда реально начался переход к рынку, стала навязчивая реклама о выплате высоких процентов по вкладам в СМИ. Такая реклама оказывала массовое воздействие на большие слои населения, не обладающие достаточной подготовкой и культурой относительно вложений своих сбережений в условиях рынка. При этом в рекламе, осуществляемой банками, не давалась информация о своём финансовом состоянии, а сами банки предлагали довольно традиционный набор банковских услуг в виде рублёвых и валютных вкладов с 3, 6, 12-месячной выплатой процентов по вкладам.
В то же время, как показала банковская практика в России, уже в 1993 г. стало очевидным, что многие банки не только не могут выплатить проценты обещанных размеров, но и вообще некредитоспособны. Используя метод пирамиды и собрав значительные средства, банки игнорировали маркетинговую стратегию при вложениях и акцентировали внимание главным образом на межбанковских коротких кредитах в различные сферы экономики и на валютных операциях. Ставка на эти операции привела к значительному невозврату кредитов. Поэтому многие банки в 1993-1995 гг. оказались в серьёзной ликвидной ситуации и не смогли выплатить проценты по вкладам, а в ряде случаев - и дивиденды по акциям. В связи с этим возникли проблемные, или кризисные, банки, которые оказались либо на грани банкротства, либо на уровне отзыва лицензии со стороны ЦБ.
Банковская система
Существуют также объективные причины, которые не позволяют применять эффективную систему маркетинга в российских банках. Так, расширение активных операций по линии инвестиций в экономику сдерживает большой риск невозврата ссуд. Хотя банки активно работают на фондовых рынках, они не могут вправиться с таким наплывом акций, муниципальных и государственных ценных бумаг. Это связано с тем, что фондовые биржи продолжают выполнять роль и первичного, и вторичного рынков одновременно.
Банковский маркетинг
получил широкое
Сдерживание развития банковского маркетинга в России во многом обусловлено кадровым дефицитом. Специалистов по этому профилю не готовят вузы, а практиков, которые стали профессионалами, научившись на собственных ошибках, пока очень мало. Контроль качества клиентского обслуживания стал популярен у банков в связи с бурным развитием розничных продаж банковских услуг малому бизнесу и частным лицам.
Банковское дело в России переживает кризис. На смену периоду развития банковских технологий приходит период развития технологий взаимодействия с клиентами. В России ещё со времен планового хозяйствования намного лучше воспринимаются технологии, связанные с производством, но не с рынком.
Банковская деятельность является одной из самых технологически сложных. Именно поэтому становление этой сферы бизнеса сильно затянулось. Банки обратили внимание на технологии взаимодействия с клиентами существенно позже остальных сфер бизнеса. В этой связи даже в достаточно крупных банках подразделения, занимающиеся взаимодействием с клиентами, независимо от срока их формального существования, находятся в зачаточном состоянии.
Одна из целей банковского маркетинга - постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах Запада банковские услуги потребляют около 80 % домашних хозяйств. Конечно, в России эта цифра тоже может быть достаточно велика, но она складывается в основном только за счёт привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до востребования.
В рамках маркетинга в банках в полной мере должны реализовываться общие принципы:
1. направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей;
2. комплексность процесса функционирования маркетинга (планирование, анализ, регулирование и контроль);
3. единство перспективного и текущего планирования маркетинга;
4. контроль за принимаемыми маркетинговыми решениями в качестве основы их практического воплощения;
5. разностороннее и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка;
6. обеспечение заинтересованности работников в постоянном повышении своей квалификации;
7. создание благоприятного психологического климата в коллективе банка;
Основными задачами маркетинга в банке можно назвать:
В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объём депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов/расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объёму, количеству и качеству услуг.
Основополагающие цели банка
- организация механизма взаимодействия хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности;
- аккумулирование крупных, постоянно возрастающих денежных ресурсов населения и предприятий за счёт эмиссии и реализации ценных бумаг, вложение их в различные производственные сферы с максимально возможной ускоренной окупаемостью;
- наиболее рациональное инвестирование собственных ресурсов банка (реинвестируемая чистая прибыль, амортизационные отчисления и др.);
- создание широкой системы информации об оценке и рейтинге денежных вложений в различные ценные бумаги, имидж и рейтинг самого банка;
- налаживание постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами для обеспечения правительственных гарантий эмитируемых ценных бумаг в целях увеличения их привлекательности для инвесторов, особенно мелких;
- последовательное совершенствование организационной структуры банка, структуры его капитала, технического оснащения, кадровой политики;
- систематическое внедрение в деятельность банка инноваций, в широком плане представляющих любые изменения в работе банка в лучшую сторону.
К непосредственным целям банка должны предъявляться такие требования, как конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость, совместимость. Учитываются в полной мере сдерживающие факторы и возможности среды, требования пайщиков, внутренние ресурсы, общая культура банка.
Основные элементы банковского маркетинга и продвижение банковского продукта на рынок
Торговая марка - истинный капитал банка, который может быть определён как совокупная стоимость атрибутов торговой марки, оказывающих существенное влияние на выбор клиентов. Речь идет о денежной оценке способности торговой марки изменять объём спроса клиента на продукты и услуги данного банка. Эта оценка может быть как положительной, так и отрицательной, при прочих равных условиях именно она определяет склонность клиента к приобретению банковского продукта.
В сфере производства и
торговли ведущие компании («звёзды»)
пользуются авторитетом и широкой
национальной и международной известностью
своей торговой марки. Так, у компании
«Кока-Кола» стоимость марки
Банковскую рекламу в самом общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репутация банка, создаются и поддерживаются взаимопонимание, расположение и сотрудничество между банком и контрагентами. Исследование современной банковской рекламы в России позволяет в первом приближении выделит две основные рекламные стратегии, существенно различающихся по своему содержанию и характеру воздействия на целевую аудиторию. Назовём их условно «традиционная» и «новаторская».