Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктур

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Цель прогноза — определить тенденции изменения факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: общехозяйственная конъюнктура, структурные изменения экономики, инвестиционная активность в потребляющих товар отраслях, научно-техническое развитие этих отраслей, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, социальных и других факторов, появление новых товарных рынков, изменение уровня цен, показателей кредитной и валютно-финансовой сфер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа……….4
2. Показатели конъюнктуры…………………………………………..…11
3. Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктур……………………………..………………………………….…….14
Заключение………………………………………...…………………...…18
Список литературы…………………………………………...……..…....19

Работа содержит 1 файл

Маркетинг - копия.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1.  Понятие рыночной конъюнктуры,  цели и методы ее анализа……….4

     2.  Показатели конъюнктуры…………………………………………..…11

     3. Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктур……………………………..………………………………….…….14

     Заключение………………………………………...…………………...…18

     Список литературы…………………………………………...……..…....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

 

     Экономика России как материальная база проводимого  общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

     Актуальность темы контрольной работы состоит в том, что перед предприятиями стоит проблема сбыта произведённой продукции, поэтому приоритетными направлениями для них являются маркетинговые исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между компаниями; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия.  

     Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

     Цель  прогноза — определить тенденции  изменения факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: общехозяйственная  конъюнктура, структурные изменения экономики, инвестиционная активность в потребляющих товар отраслях, научно-техническое развитие этих отраслей, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, социальных и других факторов, появление новых товарных рынков, изменение уровня цен, показателей кредитной и валютно-финансовой сфер.

     Основная  цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.  Понятие рыночной  конъюнктуры, цели и методы ее анализа

 

 

     Любая маркетинговая операция (разработка стратегии и планирование, выбор  сегмента рынка, принятие решения о  выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке. Термин ситуация происходит от позднелатинского situacio - положение.

     Рыночная  ситуация представляет собой сочетание  условий и обстоятельств, создающих  конкретную обстановку, или положение  на рынке.

     Понятия рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны.

     Первый  принцип маркетинга: "исследование рынка", или marketing reseаrch. Под данным принципом понимается работа профессионала (требующая достаточно высокой квалификации) по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков.

     Из  определения очевидно, что в "marketing reseаrch" входят две составляющие: "конъюнктура" и "собственно-маркетинговые исследования", которые также называются "комплексный анализ рынка".

     Предлагаются  следующие определения рыночной конъюнктуры:

     "Трендовое", или "динамическое" понимание  конъюнктуры - это изучение совокупности  взаимосвязанных причин и условий,  определяющих переход от одного  состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое.

     В этом плане имеются экономические  теории - длинных, средних, коротких волн конъюнктуры.

     Вообще  говоря, имеются следующие циклы  или "волны" конъюнктуры:                   

    • товарных запасов (около 3-3,5 лет); 
    •                   промышленные (или Марксовы - 7-11 лет);                    
    • строительные (или Кузнеца 19-21 лет);
    •                    длинные Кондратьевские (технологические, 49-62 лет);                    
    • сверхдлинные Сорокинские (социокультурные, около 100 лет).

     Основные  идеи этих теорий (которые подтвердились  на практике) состоят в том, что  анализируются 4 фазы того или иного  цикла: процветание (подъем), спад (кризис), депрессия ("полный развал"), восстановление (оживление); то, что лежит в основе возникающих "спектров колебаний" (например, смена технологического способа производства в длинных кондратьевских волнах, активная часть основного капитала в средних марксовых циклах, и т.п.); и анализируются экономические и социально-политические события, которые на этих фазах происходят.

     "Структурное", или "статическое" понимание  конъюнктуры (его можно назвать  еще и "дифференциальное" - поскольку  оно фиксирует только сложившиеся  события на рынке по отношению  к фирме) будет следующим: конъюнктура  - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют следующие основные параметры (переменные) рынка, которые важны для деятельности фирмы:               

    • соотношение между спросом и предложением (по отрасли);               
    • уровень цен;               
    • товарные запасы;              
    • портфель заказов;              
    • другие параметры, которые связаны с краткосрочными тенденциями развития рынка по отношению к данной фирме.

     Тогда рынок в контексте такого понимания  конъюнктуры – это сфера обмена, вообще говоря, только по трем параметрам: по уровню спроса; по уровню предложения; по ценам, которые взяты в определенной динамике.

     Говоря  в целом, конъюнктурные исследования связаны с изучением спроса, предложения  и цены по отдельным сегментам  рынка, в соотношениях с емкостью и объемом интересующих фирму сегментов, эластичности спроса и эластичности предложения, условий конкуренции, и т.д., причем, как правило, еще и по трем временным интервалам - стратегическому, тактическому и оперативному. Отметим, что в действительности, хорошие (качественные) конъюнктурные исследования - это достаточно дорогостоящие мероприятия, причем

     скорее  чисто экономического, чем маркетингового характера.

     Итак: конъюнктурные исследования - это  специально-экономическое изучение причин колебаний от равновесия спроса и предложения по тем или иным сегментам рынка, которые предназначены для разработки прогнозов развития сегментов рынков в долгосрочной перспективе. Но, как правило, собственно конъюнктурные исследования выступают в качестве некоего "фона" для собственно-маркетинговых комплексных исследований рынка. 

     Вторая  часть "marketing reseаrch" (комплексный  анализ рынка) включает в себя следующие  переменные:

     - изучение спроса (а также и  объемов спроса);

     - изучение товара (по сравнению  с конкурентами);

     - изучение рынка (по тенденциям развития) и определение рыночной структуры;

     - изучение покупателей (по стратам  и сегментам);

     - изучение конкурентов и условий  конкуренции;

     - анализ форм и методов сбыта;

     - изучение правовых аспектов торговли  на данном рынке.

     Можно дать и такое определение конъюнктуры:

     Конъюнктура рынка – сложившаяся экономическая  ситуация, включающая в себя соотношение  между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. 

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъектуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

     Изучение  конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

     При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

     По  своему характеру прогноз показателей  конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми снижает эту точность.

     Задачи  при изучении конъюнктуры рынка:

     1.                    В определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно: выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования, определить круг лиц, для которых ваша фирма будет выпускать продукцию и другие показатели.

     2.                    Систематизировать эти показатели.

     3.                    Установить силу и масштабы воздействия соответствующих коньюнктуро-образующих факторов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, и направленность действия.

     4.                    Выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.

     Данная  экономическая категория характеризуется  рядом качественных и количественных показателей, наиболее важными из которых являются предложение товаров, покупательский спрос, уровень цен, пропорциональность рынка, колеблемость, цикличность рынка и тенденции его развития, рыночный риск, уровень конкуренции.

     Конъюнктура рынка может меняться неожиданно и под воздействием разнообразных причин, даже таких вроде бы невесомых как слухи.

     Отличительными  чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность; пропорциональность; вариабельность; цикличность.

     Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

     1)                   анализ динамических закономерностей, тенденций;

     2)                   пропорциональность развития;

     3)                   анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статике, и в динамике;

     4)                   анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.

     Стихийность рынка, хотя и ограниченная в определенных пределах маркетингом, остается его  главным признаком. Она как бы заложена в рыночный механизм. Изменения основных параметров рынка на некоторых отрезках времени происходят с различной скоростью и интенсивностью, что и приводит к кратковременным или к более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. И поскольку рынок по своей сути склонен к стихийности, следовательно, его параметры подвержены колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся (цикличным и сезонным), очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, более того, весьма зависим от политических и психологических влияний, слухов, паники и т.п. Размах и длительность этих колебаний обусловлены комплексом и сочетанием разнообразных факторов и сил окружающей среды маркетинга.

Информация о работе Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной конъюнктур