Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:13, курсовая работа
Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее происходил на западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователю сетей доступ к коммерческим базам данных.
Введение
1. Структура информационного рынка
2. Современный информационный рынок
3. Финансовые результаты Российских IT – компаний
4. Финансовые результаты Самарских IT – компании
Заключение
Библиография
На корпоративном рынке ситуация не такая мрачная, так как у подобных компаний меньше накладные расходы: офис в полуподвальном помещении никогда не сравнится по затратам с супермаркетом на арендованных площадях в ТЦ. Тем не менее, результаты очень неравномерные.
Более половины опрошенных самарских компаний сообщили о росте показателей. “Джи-Эс-Ти Самара” за счет поставок техники на Самарский металлургический завод смогла выйти на уровень в 240 млн руб. оборота (50% -ный рост выручки). “КОСС Плюс”, в основном работающий с местными подразделениями “Роснефти” и другими нефтяными компаниями, повысил выручку на 10% (результат прошлого года – 130 млн руб). “Вебзавод” за счет расширения отдела продаж вырос на 70% (абсолютные цифры гендиректор Максим Батянов не раскрывает). “ЦКИТ Инфо – Про” нарастил объемы работ в энергетике и получил 50% роста (результат прошлого года – 88,1 млн. руб.). Корпоративный отдел “ГЕОСа” увеличил оборот на 30% (результат 2007 г. – 95,7 млн. руб.). В плюсе оказались те, кто смог обеспечить взрывной рост в первом полугодии, а во втором продолжил работу по длинным контрактам. “Задел был сделан в I и II кварталах. Ближе к концу года у всех спад”, – говорит Дамир Гибадуллин, директор по развитию и маркетингу “КОСС Плюс”. Другие компании ожидают, что их выручка останется на уровне прошлого года. Среди них один из крупных местных поставщиков оборудования “КиберКуб”, ведущий партнер Microsoft “Программные технологии”, значимые франчайзи 1 С “Байт” и “Росинфо”. В числе тех, кто не нарастил объемы, оказался и лидер прошлого года – московская компания “КРОК” (578,5 млн. руб. по Самарской области в 2007 г).
Итого, с учетом неофициальных данных о выручке компаний, средний рост региональных поставщиков оборудования составил около 16,7%, софтверных фирм – 37,6%.
Как поясняют участники рынка, из-за кризиса возникло три сложности в торговле. Первая – недостаток оборотных средств: банки не дают кредитов, а оптовики режут отсрочку платежа. По словам регионального директора дистрибьютора OCS Семена Цырлина, до кризиса кредитные линии были до 45 дней, сейчас – 2 недели. Кроме того, в октябре-ноябре дистрибьюторы перешли на расчет в долларах. Курс доллара сейчас быстро растет, за 2 недели может измениться на 2-4%. Поскольку клиент платит в рублях, изменение валютного курса подъедает “маржу” конечного продавца, и, когда средства поступают, может статься, что компания получает не прибыль, а убыток. Те из партнеров, которые не хотят рисковать из-за курсовой разницы, должны платить вперед. Со своей стороны, продолжает Семен Цырлин, региональные компании торгуются с целью зафиксировать расчетный курс доллара или подписать рублевый договор, но никто из поставщиков на это не идет. Решают проблему все по-своему. Директор компании “КиберКуб” Дмитрий Кузовлев сказал, что с некоторыми поставщиками перешел на расчет по предоплате. Дамир Гибадуллин рассказал о договоре с одним дистрибьюторов на эксклюзивных условиях: “Все ужимаются, а “Ланит” увеличил нам кредитные линии, так как сейчас старается набрать долю рынка”. Директор “Джи-Эс-Ти Самара” Алексей Малыхин сообщил, что в трудную минуту его акционеры помогли компании деньгами. Стоит отметить, что валютный вопрос в большей степени касается продавцов компьютерной техники и зарубежного ПО (например, от корпорации Microsoft) и почти не задевает фирмы сферы услуг и франчайзи 1 С.
“Кризисная” проблема номер два – задержка платежей, накопление дебиторской задолженности. Многие клиенты не платят, так как с ними не рассчитываются их клиенты. Часть долгов компании стараются получить, а часть просто списывают.
Третья и самая важная проблема – общее сокращение бюджетов на информационные технологии на конец 2008 г. и следующий год и, соответственно, резкое падение продаж. Крупные заказчики отказываются от продуктов автоматизации, которые им предлагают IT-компании. Коммерческий директор “Программных технологий” Артур Галанин: “У нас, я полагаю, и у всех компаний отрасли проблемы характерные. Проекты по чистой легализации, скорее всего, откладываются или снимаются, проекты по решениям откладываются, одни на месяц (уже который месяц), другие сразу без обиняков “на весну, лето, осень и т.д. “. Генеральный директор “Росинфо” Сергей Терин отмечает, что заказчики от малобюджетных закупок не отказываются, но переносят на неопределенный срок все объемные проекты: “Одно дело выделить 10 тыс. руб. на программное обеспечение, другое дело – 100 тыс. руб. “. Многие директора IT-компаний полагают, что в следующем году будет только хуже. Дмитрий Кузовлев считает, что рынок в целом (и железо, и софт, и услуги) просядет на 20-30%.
Спасение от кризиса ряд опрошенных директоров видит в оказании услуг, в первую очередь услуг обслуживания сетей за абонентскую плату (IT-аутсорсинг). Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора компании “КРОК”: “В условиях ограниченных бюджетов заказчики будут нацелены на сохранение существующих систем с одновременным сокращением издержек. Актуальными становятся услуги по аутсорсингу, поскольку это позволяет эксплуатировать уже имеющееся оборудование, не увеличивая штат собственных IT-специалистов. Кроме того, востребованными окажутся решения для оптимизации бизнеса – например, системы мониторинга и управления основными фондами, а также решения, позволяющие уменьшить затраты на коммуникации и обмен информацией, такие как сети передачи данных. “Думаю, что аутсорсеры будут расти как грибы”, – считает Дамир Гибадуллин.
Впрочем, региональные специалисты по аутсорсингу на взрывной рост рынка в целом не надеются и делают нишевые предложения. В “Тридите”, по словам соучредителя компании Евгения Тишина, вокруг обслуживания сетей ажиотажа нет. Зато ударными темпами идет направление 3D-моделирования, так как девелоперы ищут новые маркетинговые ходы, чтобы продать недвижимость на вставшем рынке. “А ведь еще летом это направление бизнеса у нас было убыточным”, – признается Евгений Тишин. В “IT Докторе”, по слов директора компании Артема Зубова, будут развивать обслуживание серверов на бесплатном ПО (Linux). За 2008 г. по этому направлению удалось привлечь около полутора десятков клиентов, на 2009 г. это приоритет в развитии. В “Лидер АйТи” ввели акцию и предлагают клиентам уволить сисадминов, трудоустроить их в своей фирме, а заказчика взять на аутсорсинг.
Услуги – в целом самое перспективное направление для развития, так как по ним наценка достаточно высокая, до 75%, в то время как в торговле оборудованием она составляет до 15-20%, в программном обеспечении – от 7-10% (ходовые продукты Microsoft) до 55% (1 С). Артур Галанин рассказал, что за год ему удалось удвоить долю решений в выручке: “У нас сейчас чистых легализационных проектов немного. В том смысле, что мы во всех случаях, почти во всех, стараемся поставлять решение”. Однако это создает некоторую напряженность – решения продавать сложнее, чем товары. Сергей Терин рассказал, что компания “Росинфо” сумела в 2008 г. реализовать несколько проектов по комплексной автоматизации на базе новых продуктов 1С. “Научились их продавать”, – пояснил г-н Терин. В этом году в Самаре появился первый региональный партнер Microsoft, авторизованный на внедрение решений, в первую очередь CRM-системы. Партнерский статус Microsoft Business Solutions первым получил “Тридит”. Впрочем, Евгений Тишин говорит, что направление не окупается. Затраты на сертификацию сотрудников компания понесла, а прибавления заказчиков пока не видно. По словам Алексея Чернявского, регионального менеджера Microsoft, за прошедший год в регионе было внедрено порядка 20 CRM-систем. Почти все внедрения осуществляли московские компании, а местные если и продавали CRM, то внедрять были вынуждены в партнерстве.
Госсектор привлекает солидными бюджетами, но достанутся они немногим. Как полагают эксперты, на фоне урезания корпоративных бюджетов на IT внимание заказчиков в 2009 г. будет приковано к госсектору. Уже этой осенью число крупных компаний, которые принимают участие в торгах, значительно возросло, а конкуренция обострилась. В следующем году эта тенденция, скорее всего, получит развитии.
На ближайшие 3 года только на новые проекты в областной бюджет правительство заложило более 1,5 млрд руб. (без учета постоянных закупок лицензий и антивирусов отдельными министерствами и ГУПами), утвердив этим летом два плана мероприятий. Но пока что трехлетний бюджет не принят, он проходит согласование в Губернской думе. Между тем в один из документов уже вносят некоторые исправления. “План мероприятий по реализации концепции формирования в Самарской области электронного правительства” планируют преобразовать в областную целевую программу. Об этом сообщил Станислав Казарин, руководитель управления формирования электронного правительства департамента государственного управления аппарата правительства Самарской области. По словам г-на Казарина, точная информация о предполагаемых расходах области на IT станет доступна не раньше января следующего года, уже после того, как региональный парламент утвердит бюджет. Ну а полная ясность появится весной 2009 г., когда областной минфин подтвердит лимиты финансирования.
Заключение
Современный
информационный рынок можно разделить
на четыре основные области, которые
находятся во взаимодействии: это
такие как электронная
Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее происходит на западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователя сетей доступ к коммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образования инвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованы от рождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связь занимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов – 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то время как в развитых странах инвестиции в средство связи составляют существенную часть бюджетных расходов.
Информационные ресурсы – непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.
Развитие современных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных. В России же высокая стоимость услуг прямого доступа к базам данных не позволяют этим базам данных набрать критическую массу числа абонентов, делающих их работу экономически целесообразной.
Internet – глобальная
компьютерная сеть, охватывающая
весь мир. Сегодня Internet имеет
миллионы абонентов в более
чем 150 странах мира. Ежемесячно
размер сети увеличивается на
7-10%. Если ранее сеть
Ценность любой информационной сети, прежде всего, определяется ее информационными ресурсами, то есть знаниями, программами, данными, которые сеть предоставляет пользователям. Эти ресурсы должны как можно шире охватывать те области, в которых работают пользователи сети. Вся современная обработка информации рассчитана на использование информационных банков, поэтому пользователи должны иметь в информационной сети доступ к ним.
Также в последнее время стала проблема защиты информации при передаче её по сетям и хранении. Эту проблему пытается решить криптография. Криптография – наука о защите информации от прочтения ее посторонними. Защита достигается шифрованием, т.е. преобразованием, которые делают защищенные входные данные трудно раскрываемыми по входным данным без знания специальной ключевой информации – ключа. Криптография известна с древнейших времен (достаточно вспомнить коды Цезаря) и до недавнего времени оставалась привилегией исключительно государственных и военных учреждений.
Библиография
1. Андреева И.А. Информационный бизнес и Интернет // ИРР, N5, 2008
2. Григорьева,
С. Управление ресурсами и
3. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. – М.: Электронные знания, 2007. – 173 с.
4. Сайт Деловой квартал, http://dkvartal63.ru.
5. Сайт http://www.idc.com/russia/
6. Сайт Федеральная
служба государственной
7. “Эксперт” №16 (557) / 23 апреля 2007 / В погоне за потенциалом
Информация о работе Анализ состояния рынка информационных продуктов и услуг