Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родиной чая являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.
АНАЛИЗ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА (ЧАЙ)
I ОПИСАНИЕ ТОВАРА
Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родиной чая являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.
В России чай стали употреблять с 1638 года. В XVIII веке популярность чая в России возросла, ввоз увеличился и стали изыскивать возможность его возделывания в стране. В 1864 г. впервые демонстрировались образцы “Кавказского чая”. В России чай выращивают в Краснодарском крае.
Чайное растение - вечнозеленое дерево. Для выработки чая в основном используют листья растения. Собирают молодые неогрубевшие побеги с двумя-тремя верхними нежными и сочными листочками и нераспустившейся почкой. Старые грубые побеги дают чай низкого качества. Собранный зеленый чайный лист имеет сложный состав, который при переработке на чайных фабриках претерпевает значительные изменения и превращения. Благодаря разным способам технологической переработки из одинакового исходного сырья получают чай различных типов: черный - при наибольших окислительных превращениях, зеленый - при наименьших, красный и желтый - при окислительных превращениях средних степеней.
Важнейшим компонентом чая является комплекс фенольных соединений (чайный танин), состоящий из катехинов и галловых эфиров. Наиболее богат ими зеленый байховый чай, содержащий не менее 90% катехинов от их количества в сырье; в черном байховом чае их содержание составляет 20-40%.
Фенольные соединения и продукты их
конденсации придают чаю
Наиболее стабильны в процессе переработки алкалоиды чая: кофеин, теобромин, теофиллин, аденин, ксантин, гипоксантин, гуанин и др. В чае в наибольшем количестве содержится кофеин - от 2 до 4 % сухой массы. При переработке значительная часть кофеина образует с танином танат кофеина, обладающий приятным вкусом без горечи, воздействующий на организм человека мягче, чем чистый препарат кофеина. Это соединение вызывает помутнение чайного напитка при охлаждении, что является признаком высокого качества чая. При нагревании помутнение исчезает.
Благодаря разнообразию содержащихся веществ напиток из чая благотворно действует на организм человека и повышает жизненный тонус, играет определенную лечебную роль.
Согласно международной
Дефектами чая считаются:
Как показывают данные статистики, 82% всего импорта в Россию составляет черный чай. Наибольшим спросом пользуется чай, выращенный в Индии или на Шри Ланке. Однако в мире структура спроса несколько иная: в США и Западной Европе 59% населения пьют черные ароматизированные чаи, чуть меньше - фруктовые, остальные - травяные. Несмотря на обилие представленных в продаже пакетированных чаев, в 90 случаях из 100 российский потребитель приобретает рассыпной.
Социологическое исследование, проведенное
Чайной ассоциацией России, показало,
что при покупке чая
Россияне отдают предпочтение следующим сортам чая: индийскому (18,07%), цейлонскому (16,87%), английскому (9,64%), с ароматом бергамота (7,83%), зеленому (2,41%).
Рис. 1. Дерево оценки потребительских свойств чая.
Таблица 1. Оценка товара по параметрам.
Параметры |
Модели | ||
Lipton, гранулир. |
Pickwick, с клубникой |
“Майский чай” “Бухта Коломбо” | |
I. Оценка объективных параметров 1. Уровень качества 2. Вес нетто (кол-во пакетиков) 3. Диапазон рыночной цены 4. Страна-изготовитель 5.Страна-экспортер 6. Типовые разновидности (см. Рис. 1) II. Оценка рыночных параметров товара
2. Привлекательность для 3. Наличие на рынке в
3. Насколько хватает пачки. |
Высокий
Гранулиров.
Привлекательна
Привлекателен
Рынок насыщен
Довольно регулярно
Известная торговая марка
Гранулиров. - на любителя |
Высокий
Пакетированный
Привлекательна
Не в достаточной степени Рынок насыщен частично Периодически
Наличие ароматич. добавок, быстрота в использовании Сравнительно высокая цена |
Высокий
Россия Крупнолистовой
Привлекательна, наличие междунар.наград Привлекателен
Рынок насыщен
Периодически
Настоящий листовой чай
Отсутств. внеш. целлофановой упаковки; наличие подделок |
Итак, на рынке представлены различные виды, сорта чая. Так, чай различается по весу (от до), по цене (от до), по способу упаковки: есть чай и пакетированный, и в железных банках, и деревянных коробках, но это скорее средства рекламы, или презентации торговой марки. По качеству же чаи в принципе схожи: если не брать в расчет подделки, то обычно чай получается наваристый, запашистый и с характерным чайным вкусом. Что касается потребления товара, то оно сводится к следующим показателям:
Таблица 2. Характеристика результатов потребления.
Наименование параметра |
Модели товара |
||
Lipton, гранулир. |
Pickwick, с клубникой |
“Майский чай” “Бухта Коломбо” | |
Уровень обеспеченности товаром (в процентах от 100%) |
91 |
80 |
98 |
Уровень удовлетворенности покупкой |
89 |
87 |
92 |
Уровень соответствия ожиданиям потребителя |
99 |
97 |
100 |
Желание повторить покупку |
95 |
84 |
98 |
Желание купить чай другой марки |
52 |
61 |
33 |
Интерес к другой разновидности чая этой марки (степень доверия марке) |
100 |
93 |
96 |
Предложения по усовершенствованию |
- |
Добавить травяных чаев |
Добавить внешнюю целлофановую упаковку |
II СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
Маркетинговое сегментирование определяет степень специализации фирмы на различных рынках и по разным товарам. В основе сегментирования лежит различия в покупательских привычках, потребностях, финансовых ресурсах и т.д. Любая из этих переменных может быть положена в основу сегментирования. Существуют отрасли, где применяется полное сегментирование - встречается на рынках, где количество покупателей очень мало, и каждый покупатель рассматривается фирмами как отдельный сегмент.
Но производитель не всегда приспосабливается к нуждам каждого конкретного покупателя (чем более массовый товар, тем труднее его абсолютно точно сегментировать). В этом случае продавец выявляет широкие разряды покупателей, отличающихся своими требованиями к товару или своими ответными маркетинговыми реакциями (например, сегментация по уровню доходов или по возрастному признаку). При более детальной сегментации объединяются несколько признаков. При сегментации рынка на основе большего числа параметров точность каждого отдельного сегмента повышается, а их число растет.
В зависимости от степени сегментации существуют три уровня маркетинговой политики:
Массовый маркетинг - продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу.
Товарно - дифференцированный маркетинг - продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.
Целевой маркетинг - продавец производит различие между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга для отобранных сегментов
Маркетинговое сегментирование вскрывает
возможности различных
Недифференцированный маркетинг - фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, подержанию его запасов и транспортировке невысоки. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создают товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.
Дифференцированный маркетинг - фирма
решает выступить на нескольких сегментах
рынка и разрабатывает для
каждого из них отдельное предложение.
Предлагая разнообразные
Информация о работе Анализ рынка и позиционирование№ на примере чая