Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:46, курсовая работа
Прослеживая историю развития маркетинговой теории, видим, что маркетинг плавно перешел от ориентации на производство к ориентации на продажу, и через нее - к ориентации на потребителя. В современном мире все действия должны совершаться только с учетом его потребностей и мотивов, высказанных и невысказанных желаний, и это бесспорно.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………............................. 3
1. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………... 4
1.1. Традиционные теории мотивации……………………………….. 4
1.2. Современные теории мотивации………………………………… 6
2. АНАЛИЗ МОТИВОВ НА ПРИМЕРЕ ПОКУПКИ ОДЕЖДЫ…... 13
2.1. Рациональные мотивы……………………………………………. 15
2.2. Утилитарные мотивы…………………………………………….. 16
2.3. Эстетические мотивы…………………………………………….. 16
2.4. Мотивы престижа………………………………………………… 18
2.5. Мотивы уподобления и моды……………………………………. 18
2.6. Мотивы самоутверждения……………………………………….. 19
2.7. Мотивы традиции………………………………………………… 20
2.8. Эмоциональные мотивы………………………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………. |
3 |
1. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………... | 4 |
1.1. Традиционные теории мотивации……………………………….. | 4 |
1.2. Современные теории мотивации………………………………… | 6 |
2. АНАЛИЗ МОТИВОВ НА ПРИМЕРЕ ПОКУПКИ ОДЕЖДЫ…... | 13 |
2.1. Рациональные мотивы……………………………………………. | 15 |
2.2. Утилитарные мотивы…………………………………………….. | 16 |
2.3. Эстетические мотивы…………………………………………….. | 16 |
2.4. Мотивы престижа……………………………………… |
18 |
2.5. Мотивы уподобления и моды……………………………………. | 18 |
2.6. Мотивы самоутверждения……………………………………… |
19 |
2.7. Мотивы традиции……………………………………… |
20 |
2.8. Эмоциональные мотивы………………………………………… | 20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… |
24 |
ЛИТЕРАТУРА……………………………………… |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Прослеживая историю развития маркетинговой теории, видим, что маркетинг плавно перешел от ориентации на производство к ориентации на продажу, и через нее - к ориентации на потребителя. В современном мире все действия должны совершаться только с учетом его потребностей и мотивов, высказанных и невысказанных желаний, и это бесспорно.
«Традиционный маркетинг основан на потребности. Вы берете товар, способный удовлетворить существующую потребность, и пытаетесь доказать, что он лучший в своём классе. В модном бизнесе действуют иначе. Тут речь идёт о создании потребности на пустом месте. Мода – это фабрика по производству желаний».[1]
Для того, чтобы усилия маркетологов увенчались успехом, и им удалось создать «желание», необходимо лучше изучить своего потребителя, подстроиться под его желания, говорить в рекламе на его «языке». В противном случае, человек не захочет выделить конкретное сообщение из того информационного шума, который окружает его в повседневной жизни. В результате, рекламный бюджет будет израсходован впустую, а товар или услуга так и не найдут своего покупателя.
Поэтому задача маркетолога заключается в том, чтобы понять, что именно происходит в сознании потребителя с момента поступления внешнего маркетингового раздражителя, до принятия окончательного решения. Непосредственное влияние на принимаемые потребителями решения оказывают четыре ключевых психологических процесса: мотивация, восприятие, обучение и память. В данной работе остановимся подробно на таком психологическом процессе, как мотивация покупки.
Термин «мотивация» буквально означает «то, что приводит в движение». Поэтому мотивацию рассматривают, как совокупность факторов, причин энергетизирующих (т.е. придающих энергию) и направляющих поведение человека.[2]
В произвольный момент времени человек испытывает множество потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном психологическом состоянии человеческого организма – голоде, жажде, температурном дискомфорте. Природа других является скорее психогенной, результатом таких состояний психологического дискомфорта, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. В том случае, когда потребность становится достаточно интенсивной, чтобы заставить человека действовать, она превращается в мотив.
Ключевым
моментом в изучении потребителя, создании
адекватного товарного предложения и
разработки коммуникационной стратегии
является необходимость классификации
мотивов потребителя, чтобы в итоге создать
предложение, которое с большой долей
вероятности, найдет отклик во внутреннем
мире потребителя.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. Мотивы, таким образом, играют роль двигателя поступков человека, хотя и далеко не всегда осознанно. Потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны.
Психологами
установлено, что существует известная
разница между истинными
— предметы для покупателя — это символы, и отторжение или принятие их символического значения человеком влечет за собой покупку или отказ от нее;
— совершить покупку для человека — это значит рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе. Следовательно, люди покупают что-либо с учетом того, что о них скажут другие;
— покупка может оставлять у человека чувство тревоги и даже "нечистой" совести, поскольку всякий раз, как только человек делает выбор в процессе покупки (а выбор практически всегда имеет место в актах купли-продажи), он от чего-то отказывается в пользу другого и это может вызывать сожаление, сомнение в сделанном выборе.
Психологами разработаны несколько основных концепций мотивации человека. Три наиболее известные из них – теория Зигмунда Фрейда, Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга – приводят своих сторонников к разному толкованию поведения потребителей и разным выводам по стратегии.
Теория Фрейда. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят их поведением, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Когда потребитель изучает отдельные марки товаров, он обращает внимание ни только на их основные характеристики, но и на менее заметные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал вызывают определенные ассоциации и эмоции. Основные руководящие человеком мотивы – от очевидных до самых завуалированных – позволяет определить методика, известная под названием «лестница». Обратившись к ней, маркетолог имеет возможность установить, к какому уровню мотивов потребителя ему наиболее целесообразно апеллировать.
Для выяснения вызываемых товаром скрытых ассоциаций исследователи проводят «глубинные интервью», использую проекционные техники – словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. Цель опросов – установить: что толкает человека к покупке; что удерживает человека от покупки; как возникает решение купить тот или иной продукт; какова связь данной, покупки с другими покупками, совершенными ранее.
Основные мотивы поведения человека психолог делил на две группы:
- либидо (любовь, дети, забота о старости);
- танатос (смерть, насилие, агрессия, страх).
Такой подход к изучению мотивации заключается в том, чтобы обнаружить скрытый смысл установок в совершаемых покупках. Маркетолог, учитывающий все эти моменты, будет делать акцент не на предмете (рациональная сторона покупки), а на положительных эмоциях (ассоциациях). Он будет обращаться к чувствам и работать на символическом уровне, когда приоритет рекламного воздействия отдается не столько доводам, сколько показу, но такому показу, который, в конечном счете, и настраивает на покупку.
Теория Маслоу. Учёный-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремиться к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке в соответствии с их значимостью: физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и самореализации (рис.1).
Рис.1.
Иерархия потребностей по А.Маслоу
Индивид в первую очередь пытается удовлетворить самые насущные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости потребности. К примеру, голодного человека (неудовлетворенность потребность 1) не интересуют новинки из мира искусства (потребность 5), как он выглядит в глазах общества (потребность3 или 4), насколько чистым воздухом он дышит (потребность 2). Но когда у него будет достаточно еды и питья, на первый план выйдут следующие по значимости потребности.
Теория Ф. Герцберга. Ф. Герцберг – автор двухфазной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствие факторов недовольства – требуется присутствие факторов удовлетворения.
На практике теория двух факторов применяется двояким образом. Во-первых, продавец должен избегать появления факторов недовольства. Во-вторых, производитель должен определить основных факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителем. Данный фактор и определяет выбор потребителем той или иной марки [3].
На мой взгляд, абстрактность этих теорий мотивации едва ли позволяет им быть эффективным инструментом планирования маркетинговой деятельности. Да к тому же покупатель изменился. Ведь раньше достаточно было спросить потребителя о том, чего он хочет и что его не удовлетворяет в прочих товарах, и создать новый уникальный товар, лишенный недостатков и предназначенный для полного удовлетворения потребителя. Это неизменно приносило успех. Но потом в системе начались сбои - неудовлетворенные потребности попросту иссякли. Увы, потребности, которые можно выявить, закончились! Из-за обилия предложений сам потребитель растерялся, он уже не может сформулировать свои собственные неудовлетворенные потребности.
Потребитель не будет менять свой выбор товара, который в целом его удовлетворяет, на товар новый и неизвестный, если выгоды от приобретения незначительны. Выгоды должны были расти как в количественном, так и в качественном выражении, чтобы новый товар смог занять место на рынке. В действительности именно так и происходило. Стиральные порошки стирали все лучше, машины становились все быстрее и экономичнее, предметы быта - все комфортнее или эргономичнее. В результате потребительские характеристики достигли своего апогея, значительный их рост, практически во всех областях, кроме High-Tech, прекратился, так как расти стало некуда, или очень сильно замедлился.
Тезис
о неудовлетворенности
Начнем с обсуждения работы Пулера, который развивает теорию Маслоу. Автор утверждает, что с развитием экономики произошёл своеобразный подъем по лестнице иерархии. Современный покупатель с легкостью удовлетворяет основные свои потребности и переключается на потребности самого высокого порядка по теории иерархии Маслоу - самореализации личности.
Информация о работе Анализ мотивации как причины покупки товаров легкой промышленности