Анализ мирового рынка нефтb

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:28, реферат

Описание работы

Формирование и основные аспекты развития мирового рынка нефти
Структура отрасли и основные поставщики нефтепродуктов
Современное состояние динамики потребления и запасов на Мировом рынке нефти

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок нефти.docx

— 416.94 Кб (Скачать)

      1.Анализ мировой рынок нефти 

      1.1 Формирование и основные аспекты  развития мирового рынка нефти 

      На  начало XXI века нефть остается важнейшим  мировым энергетическим ресурсом и  крупнейшим объектом международной  торговли.

      В связи с этим, рынок нефти является объектом нормативно-правового регулирования. Следовательно сама федеративная модель построения государства предполагает наличие определенных прав по регламентации  экономических отношений субъектами Федерации и не все они должны регулироваться единообразно в силу наличия у каждого естественно-природных  и иных особенностей, отдельные аспекты  экономической деятельности и возникающих  в связи с ней правоотношений могут закрепляться в нормативных  правовых актах субъектов Федерации. Относительно хозяйствующих субъектов  нефтедобывающего комплекса в рамках полномочий, предоставленных федеральным  законодательством (Законами "О недрах", "О соглашениях о разделе  продукции", Энергетической стратегией России до 2020 г., Налоговым кодексом РФ и др.), субъекты Федерации могут  регулировать, например, вопросы в  сфере геологического изучения, пользования  и распоряжения (совместно с Россией) недрами, разведки и добычи, подземного хранения нефти, ее транспортировки, налогообложения, охраны окружающей среды, установления льгот, в том числе для субъектов  малого и среднего бизнеса, и др.

      Главной задачей Энергетической стратегией России до 2020 г является определение  путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности  его продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов  ее реализации.

      Одной из актуальных на сегодняшний день является проблема соответствия законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству, в том числе  по вопросам регулирования нефтяной деятельности.

      Традиционно правовые акты, содержащие нормы, закрепляющие правовой статус хозяйствующих субъектов  в сфере предпринимательской  деятельности, можно классифицировать следующим образом:

      - правовые акты общего действия (распространяются на всех хозяйствующих  субъектов независимо от сферы  их деятельности (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.);

      - правовые акты специального действия (распространяются на хозяйствующих  субъектов конкретной сферы деятельности).

      К первой группе правовых актов относится, например, Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ (далее - ГК РФ), Налоговый  кодекс РФ (далее - НК РФ), Федеральные  законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", "О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и др.

      Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в сфере  государственного регулирования отношений  недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

      Ко  второй группе правовых актов (применительно  к хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса) относятся, например, Федеральные  законы от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О  соглашениях о разделе продукции", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О  недрах" (с изм. от 26.07.2010 N 186-ФЗ).

      Структура нефтяного комплекса сформировалась в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 1.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных  предприятий в акционерные общества" и от 17.11.92 г. № 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в  акционерные общества государственных  предприятий, производственных объединений  нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" в  результате преобразования государственных  предприятий и организаций нефтяного  комплекса в акционерные общества и проведенной приватизации.

      Отношения государства и иностранных инвесторов в сфере недропользования регулируются двумя законами - "О соглашениях  о разделе продукции" и "О  недрах". В законе "О соглашениях  о разделе продукции" нечетко  прописана взаимная ответственность  инвестора и государства за выполнение своих обязательств, что является ключевым условием успешного исполнения соглашений. Закон «о недрах» регулирует отношения, возникающие в связи  с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

      Каждый  отдельный закон, регулирующий определенную сферу предпринимательской деятельности, является основой для подзаконных  нормативных правовых актов, в которых  конкретизируются и детализируются вопросы организации и осуществления  этого вида деятельности. В частности, положения федеральных законов, обозначенных нами во второй группе, конкретизируются и дополняются в нормах Положения  о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств, утвержденного Постановлением Правительства  РФ от 4 июня 2002 г. N 382 "О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ", Приказа Министерства природных  ресурсов РФ от 19 ноября 2003 г. N 1026 "Об утверждении порядка переоформления лицензий на пользование участками  недр", Постановления Федерального горного и промышленного надзора  России от 11 сентября 1996 г. N 35 "Об утверждении  Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых  и нефтяных месторождений" и др.

      Правовые  акты, содержащие нормы, закрепляющие правовое положение хозяйствующих  субъектов в сфере предпринимательской  деятельности, можно классифицировать в зависимости от уровня государственного регулирования, т.е. от того, какое публично-правовое образование продуцирует нормы  права, и от характера направленности регулируемых отношений - на правовые акты международного, федерального и  регионального уровня.

      Несмотря  на то что вопрос о ценностях и  перспективах регулирования как  в целом предпринимательской  деятельности, так и правового  статуса субъектов, ее осуществляющих, международно-правовыми средствами различные авторы решают по-разному, п. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры являются составной частью правовой системы РФ, а также обладают преимуществом перед правилами, установленными правовыми актами РФ в случае их противоречия.1

      Мировая добыча нефти в 2006 составляла около 3,8 млрд. т в год, или 30 млрд. баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет (таблица 1), неразведанной — ещё на 10—50 лет. Также растёт и потребление нефти — за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд. баррелей в год.

      России  принадлежит от 6,2 % до 13 % (по разным оценкам) разведанных запасов нефти. Наша страна занимает первое место  в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер  нефти делит пальму первенства с  Саудовской Аравией. Сегодня более 90 % экспортируемых российских энергоносителей  поставляется в государства Европы. 

      Таблица 1.

      Страны  с крупнейшими запасами нефти (По данным BP Statistical review of world energy 2009)2

Страна Запасы1 % от мировых  запасов Добыча² На сколько  лет хватит³
Саудовская  Аравия 264,1 21,0 10846 67
Иран 137,6 10,9 4325 87
Ирак 115,0 9,1 2423 130
Кувейт 101,5 8,1 2784 100
Венесуэла 99,4 7,9 2566 106
ОАЭ 97,8 7,8 2980 90
Россия 79,0 6,3 9886 22
Ливия 43,7 3,5 1846 65
Казахстан 39,8 3,2 1554 70
Нигерия 36,2 2,9 2170 46
США 30,5 2,4 6736 12
Канада 28,6 2,3 3238 24
Катар 27,3 2,2 1378 54
Китай 15,5 1,2 3795 11
Ангола 13,5 1,1 1875 20
Члены ОПЕК 955,8 76,0 36705 71
Весь  мир 1258,0 100,0 81820 42
 

      Примечания:

      1. Оценочные запасы в миллиардах (109) баррелей

      2. Добыча в тысячах (10³) баррелей  в день

      3. На сколько лет хватит нефти,  рассчитывается как запасы / добыча

      Анализируя  таблицу 1, можно сделать вывод, что  самый большой запас нефти  имеют Ирак и Венесуэла и в  дальнейшем возможно эти государства  будут ведущими мировыми державами, так как энергетические ресурсы  являются главными источниками жизни  на земле. Также видно, что если сложить  весь запас нефти в мире, то можно  сделать вывод, что этого источника  энергии хватит лишь на 40-50 лет. И, в  последствии, нам необходимо будет  искать заменяющий нефть энергетический ресурс.

      Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем  начнет постепенно снижаться. Поэтому  в период 2010-2020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники  энергии.3

      Таким образом, все эти факторы в  своей совокупности являются основными  факторами – индикаторами в формировании цен на мировом рынке нефти. 

      

      Рис. 1. Прогноз мировой добычи и потребления  нефти до 2016 г.

 

       Анализ рисунка 1 показывает, что  основными рынками потребления  нефти на протяжении ряда лет останутся  США, АТР и Европа. В дальнейшем эта ситуация скорее всего сохранится.

      Мировой спрос на нефть в среднесрочной  перспективе, как прогнозируется, будет  продолжать расти.

      Прогнозируются  относительно высокие темпы прироста потребления нефти. МЭА предусматривает, что в среднем по миру они составят 1,9%, в том числе 0,8% – в промышленно  развитых странах, 2,9% - в развивающихся  странах с переходной экономикой. Наиболее динамично будет расти  этот показатель в Китае (4,6%), Южной  Азии (4,2%), в Восточной Азии (3,6%), в  Африке и Латинской Америке (2,5%).

      Ценовая политика на рынке нефти тоже имеет  существенное место. Так например, с  конца 2003 до 2005 включительно произошёл  новый резкий скачок цен. Цена нефти  в феврале 2008 уже превышала «психологическую»  отметку в 100 долларов за барель, в  марте высокие темпы роста  цен продолжились (110 долл.). В мае 2008 года была достигнута цена 135 долларов и далее удерживалась на уровне выше 100 долларов. Максимальная цена нефти  сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив 147 долларов за баррель.

Информация о работе Анализ мирового рынка нефтb