Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:25, курсовая работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, исследование среды маркетинга предприятия, раскрыта ценовая, товарная политика предприятия, сделан SWOT-анализ, а также анализ внутренней и внешней среды предприятия. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи маркетинговой деятельности……………………………...4
1.1. Определение целей маркетинговой деятельности…………………….4
1.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………....7
2. Исследование среды маркетинга предприятия………………………….12
2.1. Анализ внутренней среды……………………………………………..12
2.2. Анализ внешней среды………………………………………………..17
2.3. СВОТ-анализ…………………………………………………………...22
3. Исследование рын-ка………………………………………………………24
3.1. Определение емкости рынка………………………………………….24
3.2. Исследование конкурентов……………………………………………25
3.3. Исследование поставщи-ков…………………………………………...27
4. Изучение потребите-лей………………………………………...…………29
4.1. Факторы, оказывающие влияние на потребителя……………………29
4.2. Сегментация…………………………………………………………….29
5. Товарная политика предпри-ятия………………………..………………..32
5.1. Оценка предлагаемого товара…………………………………………32
5.2. Анализ конкурентоспособности товара………………………………33
5.3. Система сбыта………………………………………………………….33
6. Ценовая политика предприятия…………………………………………..35
Заключе-ние…………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………..37
2. Разработка всех рекламных и пропагандистских кампаний фирмы и организует их проведение.
3. Разработка дизайнерско-конструкторских параметров новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.
Все работы отдела маркетинговой информации выполняются по утвержденному плану-графику, а разовые (внеплановые) работы выполняются в соответствии с распоряжениями генерального директора фирмы и записками, согласованными с начальником отдела.
Анализ деятельности предприятия проводится по трем направлениям его деятельности: снабжение, производство и сбыт. Должны быть изучены и сферы деятельности, которые обеспечивают нормальную работу предприятия: финансы, служба информации, кадровая политика.
Для реализации целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия, которая самым тесным образом связана с общей стратегией. Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижения поставленных целей. Стратегия разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализ потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия.
Главное внимание маркетингом уделяется целевым покупателям. Но прежде чем Предприятие сможет удовлетворить покупателя, она должна понять его нужды и потребности. Поэтому, настоящий маркетинг требует тщательного анализа целевой аудитории. Известно, что ни одна Предприятие не способна удовлетворить всех покупателей на данном рынке. Покупателей слишком много, и у всех разные потребности. Следовательно, сначала необходимо разделить весь рынок на сегменты и отобрать наиболее привлекательные из них. Этот процесс состоит из пяти этапов:
- количественная оценка спроса и его прогноз;
- сегментация рынка;
- отбор целевых сегментов;
- позиционирование товара на рынке;
- анализ позиционирования конкурентных товаров.
Для оценки количества покупателей на целевом рынке используются методы маркетинговых исследований, среди которых наиболее популярными можно назвать следующие:
- методы опроса покупателей целевого рынка;
- методы моделирования рынка;
- методы вычисления индекса факторов сбыта;
- методы прогнозирования спроса;
- методы опроса торгового персонала;
- методы экспертных оценок.
Таким образом, преуспевать будут те предприятия, которые смогут удовлетворить потребности покупателя экономно, удобно и при хорошем взаимопонимании.
2. Исследование среды маркетинга предприятия
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и неопределенность на деятельность предприятии, маркетинговая среда глубоко затрагивает деятельность предприятия. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреда. Рассмотрим последовательно оба этих явления.
2.1. Анализ внутренней среды
Основным видом деятельности предприятия «Полиграф» является изготовление полиграфической продукции и оказание полиграфических услуг.
Предприятие создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на пополнение рынка товарами и услугами для максимального удовлетворения потребностей населения и реализации на базе получения прибыли социальных и экономических интересов основателей и членов коллектива.
В предприятии «Полиграф» выделена единая служба маркетинга.
Основную деятельность «Полиграф» ведет на рынке полиграфических услуг по допечатной подготовке, печати и послепечатной доработке полиграфической продукции. Подавляющее большинство клиентов предприятии в настоящий момент относятся к следующим сегментам:
- рекламной полиграфии;
- книжно-журнальной полиграфии;
- бумажно-беловой продукции.
Основные черты рынка полиграфических услуг.
Таблица 1
Основные черты рынка полиграфических услуг
Основные черты | Рынок рекламной полиграфии | Рынок книжно-журнальной полиграфии | Рынок бумажно-беловой продукции |
---|---|---|---|
Клиенты (покупатели) | 1. Рекламные и дизайнерские агентства 2. Рекламные (маркетинговые) отделы компаний 3. Профессиональные посредники | 1. Издательства периодических изданий (журналов и газет) 2. Издательства книжной (специализированной) продукции | 1. Оптовые покупатели (посредники) 2. Розничные покупатели (потребители) |
Продукция | 1. Полиграфические изделия, имеющие исключительно рекламный характер, и предназначенные для доведения информации рекламного характера до потребителя товара (услуги) | 1. Информационная журнальная и газетная продукция периодического характера 2. Книжная (брошюрная) продукция, в основном, разового характера | 1. Блокнотно-тетрадная продукция 2. Бланковая продукция 3. Бумажная продукция для ручного труда |
Производители (продавцы) | Средние и большие типографии с мощным комплексом послепечатной доработки | Средние и большие типографии, имеющее печатное оборудование большого формата и оборудование по брошюровке и скреплению | Малые и средние типографии, не имеющие специализированного оборудования и применяющие большое количество ручного труда |
Каналы распространения продукции (метод продаж) | Метод личных продаж (производитель-клиент). Возможно наличие одного посредника | Метод личных продаж (производитель-клиент). Посредники отсутствуют | Развитые (многоэлементные) каналы товародвижения (производитель–оптовик– |
Посредники | Профессиональные посредники с высоким уровнем специальной подготовки. Часто имеют комплекс допечатной подготовки | Отсутствуют | Профессиональные посредники, имеющие развитые отделы продаж и (или) собственную розничную сеть |
Рынки.
В технико-экономической характеристики предприятия были приведены основные сегменты полиграфического рынка, а также вкратце упоминалось об используемых принципах сегментации рынка. Ниже следует более подробное рассмотрение данной проблемы.
Сегментировать рынок целесообразно с точки зрения:
- бизнес-схем, которые используются клиентами предприятии для достижения своих рыночных целей, для выработки политики скидок и анализа ведущих потребностей данного рыночного сегмента;
- продуктов, потребляемых клиентами предприятии, для отслеживания действий конкурентов, разработки новых продуктов и внедрения передовых технологий продаж, производства и управления;
- истории, динамики и объемов продаж, для выработки целенаправленной и индивидуализированной политики продаж и стимулирования сбыта по отношению к конкретным клиентам (политика ключевых клиентов).
С точки зрения используемых бизнес-схем всех клиентов можно сегментировать на:
- рынок производителей;
- рынок промежуточных продавцов;
- потребительский рынок;
- рынок государственных учреждений;
- международный рынок.
Рынок производителей (типографии, издательства).
Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги предприятии для использования их в дальнейшем производстве. К рынку производителей относятся:
- малые типографии, имеющие недостаточный парк оборудования по послепечатной доработке, которые заказывают в предприятии окончательную или промежуточную доработку тиража;
- малые типографии и издательства, не имеющие оборудования для цветоделения и сканирования, которые приобретают у предприятии услуги по допечатной подготовке.
Рынок промежуточных продавцов (рекламные и дизайнерские агентства).
Рынок промежуточных продавцов – это организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их конечному потребителю с прибылью для себя. К рынку промежуточных продавцов предприятии относятся:
- рекламные и дизайнерские агентства, частные лица, заказывающие полиграфическую продукцию с целью их дальнейшей перепродажи конечному потребителю;
- издательства и редакции, издающие журналы, каталоги, газеты и т.п.;
- оптовые, посреднические и розничные предприятии, занимающиеся реализацией бумажно-беловых товаров и канцелярской продукции.
Потребительский рынок (представительства, торговые и производственные предприятии).
Потребительский рынок – это отдельные организации, приобретающие полиграфические услуги для личного потребления (рекламная продукция, вспомогательные материалы). К потребительскому рынку предприятии относятся:
- представительства иностранных производственных и торговых компаний, которые заказывают полиграфическую продукцию для обеспечения собственных рекламных мероприятий и внутреннего потребления (фирменные бланки, конверты, канцелярская продукция, визитные карточки);
- отечественные производственные, торговые и консультационные предприятии, заказывающие полиграфическую продукцию с теми же целями.
Рынок государственных учреждений.
Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги для их последующего использования в сфере коммунальных услуг.
Международный рынок.
Международный рынок – это покупатели за рубежом страны. В настоящее время Предприятие с международным рынком не работает.
С точки зрения продуктов, потребляемых клиентами предприятии рынок можно сегментировать следующим образом.
Сегмент потребителей рекламной полиграфии – рекламные и дизайнерские агентства, рекламные и маркетинговые подразделения торговых и производственных компаний.
Сегмент потребителей книжно-журнальной продукции – редакции и издательства периодической литературы (журналы, газеты), научно-популярной и прочей литературы.
Сегмент потребителей услуг допечатной подготовки – малые типографии, рекламные и дизайнерские агентства, издательства.
Сегмент потребителей бумажно-беловой продукции – оптовые посредники и розничные продавцы бумажно-беловой продукции.
Сегментировать рынок с точки зрения анализа истории, динамики и объемов продаж не представляется возможным ввиду отсутствия системы работы с клиентами, что является одним из слабых мест в политике продаж предприятии. В настоящее время эти данные. В связи с этим возникают следующие проблемы:
- невозможность формирование прозрачной и привлекательной политики стимулирования сбыта в виде скидок, бонусов и т.п.;
- невозможность анализа истории и динамики продаж в разрезе продуктов, рынков, отдельных клиентов и временных периодов;
- высокую вероятность потери большого количества клиентов, обусловленную уходом любого менеджера отдела продаж.
2.2. Анализ внешней среды
Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на само предприятие и на его микросреду. К таким силам, по мнению автора, следует относить факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Демографические факторы оказывают на деятельность предприятия самое глобальное и существенное влияние, т.к. они определяют портрет потребителя его товаров и услуг, сотрудников, партнеров, конкурентов и т.п. В производственной сфере обязательно необходимо иметь в виду результаты исследования демографических факторов и социальной среды, особенно в области структурных изменений. Именно социальная среда оказывает наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых зависит направленность и размер потребительского спроса, а значит и возможности предприятии реализовать свою продукцию. В анализе демографических факторов и социальной среды необходимо выявить влияние следующих факторов:
- количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах);
- наличие и потенциальное количество рабочей силы;
- квалификационные характеристики рабочей силы.
Важнейшей составной частью социальной среды является социально-культурная среда, в состав которой входят жизненные ценности и традиции населения. Исследование этих факторов достаточно важно для стратегического управления, т.к. они влияют на мотивацию потребителей и сотрудников. К социально-культурной среде можно отнести следующие аспекты:
- традиции и культурные ценности, уровень образования;
- отношения членов общества друг к другу;
- приятие или неприятие частного предпринимательства;
- отношения предприятие – общественные организации;
- отношения к иностранцам;
- профсоюзная деятельность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения.
Рассмотрим теперь экономические факторы.
Изучение экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества. Совершенно очевидно, что эти знания являются жизненно необходимыми для предприятии, поскольку она (Предприятие) как раз и строит свою деятельность на использовании ресурсов. При рассмотрении экономической среды предприятия следуют обратить внимание на следующие факторы:
- характер экономики и экономических процессов (в том числе влияние инфляции и дефляции);
- система налогообложения и качество экономического законодательства;
- масштабы правительственной поддержки отдельных отраслей;
- общая коньюктура национального рынка;
- размеры и темпы изменения размеров рынка;
- размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами предприятии;