Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа
Реформирование российской экономики происходит в условиях кризиса большинства отраслей промышленности, включая и сферу обращения. Это послужило причиной того, что многие фирмы стали менять свою стратегию и разрабатывать такие системы управления, которые позволили бы им реагировать на различные изменения во внешней среде. С этой целью они стали обращаться к маркетинговым исследованиям, которые отражают интересы как отдельной фирмы, так и многочисленных потребителей.
Введение
Глава 1. Общая характеристика предприятия
Глава 2. Характеристика маркетинговой среды предприятия
2.1 Характеристика микросреды ОАО «ВИЗИТ»
2.2 Характеристика макросреды ОАО «ВИЗИТ»
Глава 3. Комплекс маркетинга ОАО «ВИЗИТ»
3.1 Характеристика товаров. Жизненный цикл товара
3.2 Ценовая политика ОАО «ВИЗИТ»
3.3 Сбытовая политика ОАО «ВИЗИТ»
Заключение
Список литературы
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики и управления
Кафедра «Маркетинг»
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг»
на тему: Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ВИЗИТ»
Выполнила:
студентка гр. 063ЭФ42
А.А. Легошина
Руководитель:
к.э.н., доц.
Е.В. Балахонова
Пенза 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика предприятия
Глава 2. Характеристика маркетинговой среды предприятия
2.1 Характеристика микросреды ОАО «ВИЗИТ»
2.2 Характеристика макросреды ОАО «ВИЗИТ»
Глава 3. Комплекс маркетинга ОАО «ВИЗИТ»
3.1 Характеристика товаров. Жизненный цикл товара
3.2 Ценовая политика ОАО «ВИЗИТ»
3.3 Сбытовая политика ОАО «ВИЗИТ»
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование российской экономики происходит в условиях кризиса большинства отраслей промышленности, включая и сферу обращения. Это послужило причиной того, что многие фирмы стали менять свою стратегию и разрабатывать такие системы управления, которые позволили бы им реагировать на различные изменения во внешней среде. С этой целью они стали обращаться к маркетинговым исследованиям, которые отражают интересы как отдельной фирмы, так и многочисленных потребителей.
Постоянно меняющаяся конкурентная среда требует от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования своей деятельности, связанной созданием, распределением и потреблением товаров и услуг.
Важным направлением предпринимательства является организация маркетинговой деятельности. Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить лучшим образом путем производства соответствующих продуктов. С другой стороны, маркетинг имеет и общественное значение, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях.
В сфере коммерческой деятельности разные компании восприняли маркетинг в разное время. «Samsung», «Prokter & Gamble» и «Coca-Cola» осознали его потенциальные возможности почти сразу. Наиболее быстрыми темпами его осваивали фирмы - производители потребительских товаров длительного пользования и фирмы, выпускающие промышленное оборудование. Производители таких товаров, как сталь, химикаты и бумага, обратились к маркетингу позднее, и многим из них предстоит еще осваивать его и осваивать. В последней четверти двадцатого века прошел сдвиг в оценке маркетинга со стороны фирм потребительских услуг.
Используя маркетинговые подходы, организация по-новому может определить требования к пониманию внешней среды и обеспечить условия для быстрого реагирования на происходящие изменения.
ГЛАВА 1. Общая характеристика предприятия
Итак, объектом исследования является ОАО «ВИЗИТ». История «ВИЗИТа» началась в 1947 году в городе Кузнецке Пензенской области, когда началось строительство пивоваренного завода. С 1947 года ОАО «ВИЗИТ» занималось только производством пива, кваса, безалкогольной браги и морса. В 1992 году Кузнецкий пивзавод был преобразован в открытое акционерное общество и получил свое название «ВИЗИТ». С 1999 года ОАО «ВИЗИТ» состоит в Союзе пивоваров. В 2003 году с высоким качеством были произведены монтаж и наладка оборудования, хорошо разработана технология производства на основании немецкой рецептуры. Для варки пива используется немецкое оборудование фирмы «Huppmann».Также с участием фирмы «Alfa-Laval» было построено дополнительное бродильное отделение, пущены системы фильтрации «Filtrox», построена дополнительная ПЭТ-линия фирмы «Zen-Tronic», полностью переоснащен участок разлива пива в кеги. ОАО «ВИЗИТ» постоянно совершенствует технологический процесс: в 2006 году были установлены специальный фильтр MMS, новый блок разлива в стекло чешской фирмы «OMNIPOL» и блок разлива в кеги «LINOMAT».
В настоящее время предприятию удалось значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции. К основным видам продукции, выпускаемой ОАО «ВИЗИТ», относятся такие товарные марки, как: пиво «ВИЗИТ», крекер «Кузнецкий крекер», квас разливной и минеральную воду «Надежда». В 2006 году ОАО «ВИЗИТ» пополнило свой ассортимент, запустив производство пива под маркой «Рефлекс», пива премиум-класса «Белофф», минеральной воды под торговой маркой «Сельтерская традиционная».
Гордостью компании является пиво. На сегодняшний день предприятие выпускает 8 сортов пива: «ВИЗИТ Жигулевский», «ВИЗИТ Классический», «ВИЗИТ Вечерний», «ВИЗИТ Янтарный», «ВИЗИТ №9», «ВИЗИТ Пшеничный», «Рефлекс», «Белофф».
При изготовлении пива используются только натуральные и качественные ингредиенты. Пиво варится на немецком оборудовании и разливается в стеклянные бутылки, ПЕТ-упаковку емкостью 0,5, 1 и 1,5 литра, а также в кеги емкостью 10, 30 и 50 литров. Отличительная особенность пива «ВИЗИТ» - оно «живое», то есть непастеризованное и без консервантов. За счет применения уникальной технологии холодной фильтрации в пиве сохраняются все полезные свойства. Пиво «ВИЗИТ» является многократным победителем различных фестивалей и выставок как российского, так и международного масштаба. У компании богатый опыт производства качественного пива. Сегодня постоянно поддерживаются контакты с компаниями Burger Brau, Hassen Brau, Malt, Alfa-Laval, Международным исследовательским центром «Пиво и напитки XXI века».
Все большее число людей отдают предпочтение питьевой воде «Надежда», исключительной мягкой на вкус и обладающей целебными свойствами. Она производится из вод источника «Нижний» Кузнецкого района Пензенской области. Вода этого источника богата микроэлементной базой, которая обеспечивает устойчивость иммунной системы человеческого организма. «ВИЗИТ» выпускает минеральную воду в емкостях 0,6;1,5; 5; 19 литров.
Продукция с торговой маркой «Кузнецкий крекер» изготавливается на высокотехнологичной производственной линии немецкой фирмы "Werner und Pfleiderer». Благодаря оригинальной технологии крекеры имеют многослойную структуру. Производство и вся продукция марки «Кузнецкий крекер» уже более 6 лет сертифицирована по международному стандарту качества ISO – 9002. Сегодня ОАО «ВИЗИТ» выпускает свыше 40 наименований крекера на любой вкус.
Предприятие располагается по адресу: 442500 г. Кузнецк, ул. Орджоникидзе, д.92. Следует отметить, что юридический адрес ОАО «ВИЗИТ» совпадает с его фактическим адресом. «Визит» является открытым акционерным обществом. Учредительным документом является устав. Экономической основой деятельности ОАО «Визит» является уставный капитал, который состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества общества. Генеральный директор ОАО «ВИЗИТ» - Левцов А.И., технический директор – Бахтеев И.А., председатель совета директоров – Голяев Е.В., главный пивовар – Суетина Л.В., главный бухгалтер – Дмитриева Е.П. ОАО «ВИЗИТ» поставляет свою продукцию не только в Пензенскую область, но и в соседние области: Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую, Московскую, в республику Мордовию и другие.
В 2006 году объемы продаж составили: по минеральной воде – 24438 тыс. руб., по пиву – 311580 тыс. руб., по крекеру – 65145тыс. руб., по квасу – 3063 тыс.руб.
ОАО «ВИЗИТ» имеет линейно-функциональную структуру организации (см. Схема 1).
Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения, лаборатории, цеха производства продукции, отдел сбыта и т.д. А подразделения в свою очередь контактируют между собой.
Схема 1 - Организационная структура ОАО «ВИЗИТ»
ГЛАВА 2. Характеристика маркетинговой среды предприятия
2.1 Характеристика микросреды ОАО «ВИЗИТ»
Анализ микросреды предприятия целесообразно начать с сегментации рынка и выбора целевого сегмента. Для выбора сегментов рынка условно разделим всю продукцию ОАО «ВИЗИТ» на две группы: алкогольную (пиво) и безалкогольную (столовые и минеральные воды, квас, крекер). Это необходимо, так как у данных групп товаров разные сегменты рынка.
Итак, выделим сегменты рынка по алкогольной продукции ОАО «ВИЗИТ» по двум признакам: возрасту и уровню доходов (см. Схема 2)
Таким образом, в целевой сегмент рынка по алкогольной продукции ОАО «ВИЗИТ» входит население в возрасте от 18 до 40 лет, со средним уровнем дохода от 5000 до 15000 руб.
Выделить сегмент рынка по второй группе продукции ОАО «ВИЗИТ» можно не прибегая к построению схем. К этой группе относятся продукты, которые используются по большей части повседневно – столовая и минеральные воды, квас, крекер. Поэтому в целевой сегмент рынка входит население в возрасте от 14 до 60 лет с уровнем дохода от 5000 до 25000 руб. Именно целевым сегментам рынка следует уделять особое внимание и направлять основную рекламу.
Схема 2 - Сегментация рынка по алкогольной продукции ОАО «ВИЗИТ»
Для эффективной маркетинговой деятельности необходимо исследовать конкурентоспособность предприятия. Для этого следует провести анализ сильных и слабых сторон ОАО «ВИЗИТ» (см. Таблица 1).
Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон ОАО «ВИЗИТ»
Составляющие внутренней среды | Эффективность составляющих внутренней среды | ||||||
Очень сильная | Сильная | Нейтральная | Слабая | Очень слабая | |||
Маркетинг: |
|
|
|
|
| ||
Репутация организации и продуктов |
| + |
|
|
| ||
Рыночная доля |
|
| + |
|
| ||
Качество продуктов |
| + |
|
|
| ||
Ценовая политика |
|
| + |
|
| ||
Уровень сервиса |
|
|
| + |
| ||
Затраты на распределение |
|
|
| + |
| ||
Эффективность продвижения |
|
| + |
|
| ||
Эффективность работы сбытовиков |
|
| + |
|
| ||
Финансы: |
|
|
|
|
| ||
Уровень прибыльности |
| + |
|
|
| ||
Финансовая стабильность | + |
|
|
|
| ||
Производство: |
|
|
|
|
| ||
Производственные издержки |
|
| + |
|
| ||
Уровень инноваций |
| + |
|
|
| ||
Возможности своевременных поставок |
| + |
|
|
| ||
Состояние основных фондов |
| + |
|
|
| ||
Использование современных технологий |
| + |
|
|
| ||
Организация и кадры: |
|
|
|
|
| ||
Предпринимательская ориентация |
|
| + |
|
| ||
Квалификация руководства |
| + |
|
|
| ||
Квалификация персонала |
| + |
|
|
| ||
Уровень обучения персонала |
| + |
|
|
|
Итак, за все годы существования организации ОАО «ВИЗИТ» заняло достаточно сильную позицию по финансовой стабильности.
Со стороны руководства и отдела маркетинга достаточное внимание будет оказано на нейтральные и слабые позиции: рыночная доля, ценовая политика, уровень сервиса, затраты на распределение, эффективность продвижения и работы сбытовиков, производственные издержки и предпринимательская ориентация.
При анализе микроокружения ОАО «ВИЗИТ» также следует изучить конкурентов. В Пензенской области у ОАО «ВИЗИТ» существуют несколько непосредственных конкурентов по производству пива: в Пензенской области – это «Очаково», по России - это «Клинское», «Miller», «Tuborg» и другие. Приход этих компаний на рынок кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. За счет масштаба и разрекламированного брэнда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. В такой ситуации ОАО «ВИЗИТ» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на товары, а для этого нужно снизить затраты на производство, поэтому здесь не обойтись без продуманной и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы. Но пока влияние конкурентов можно назвать незначительным, так как ОАО «ВИЗИТ» завоевало свою нишу в борьбе за потребителей (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Объемы продаж пива по Пензенской области за 2006 год
Марка пива | Объемы продаж, % |
«Клинское» | 24 |
«ВИЗИТ» | 22 |
«Очаково» | 21 |
«Tuborg» | 17 |
«Miller» | 16 |
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ОАО ВИЗИТ