Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа
Целью этой работы является разработка маркетинговой стратегии, которой должно придерживаться исследуемое предприятие, специализирующееся на рынке минеральной и питьевой воды, ООО «Чистая вода «Кристальная» для улучшения его положения на рынке и увеличения прибыли при минимальных затратах.
Задачи курсовой работы:
1. Провеcти маркетинговое исследование питьевых и минеральных, бутилированных вод в г.Уфе;
2. Выбрать предприятия-конкуренты, которые будут участвовать в анализе;
3. Оценить влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов;
Введение……………………………………………………………………………….5
1. Проведение маркетингового исследования………………………………………8
2. Выбор предприятий-конкурентов, участвующих в анализе, и их предварительная классификация……………………………………………………15.
3. Влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов………17
4. Изучение приемов и методов реализации товарной политики конкурентов…..20
5. Анализ сбытовой политики конкурентов и разработка сбытовой политики предприятия………………………………………….………………………………..25
6. Анализ ценовой политики конкурентов и разработка ценовой политики предприятия…………………………………………………………………………...29
7. Методы оценки конкурентоспособности предприятий………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………….………………………………...36
Приложения
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
по дисциплине
«маркетинг»
«Анализ
и разработка маркетинговой стратегии
предприятия»
Уфа – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проведение
маркетингового исследования………
2. Выбор предприятий-конкурентов,
3. Влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов………17
4. Изучение приемов и методов реализации товарной политики конкурентов…..20
5. Анализ сбытовой
политики конкурентов и
6. Анализ ценовой
политики конкурентов и
7. Методы оценки
конкурентоспособности
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………….………………
Приложения
Введение
На
протяжении последних нескольких лет
российский рынок минеральной и
питьевой воды демонстрирует высокие
и устойчивые темпы роста. Успех
категории минеральной и
Сегодня число компаний, предлагающих свои услуги по продаже питьевых и минеральных вод, на рынке растет ежедневно. На полках магазинов регулярно появляются новые торговые марки вод с различными отличительными от всех предыдущих признаками. Воду обогащают различными витаминами, доставляют из самых экологически чистых мест планеты или очищают самыми новейшими способами. Очевидно, что конкурентная среда развивается очень активно. Для потребителя этот факт является достаточно выгодным способом оптимизации таких параметров как цена-качество выбираемого продукта, но для местных производителей это, безусловно, является дополнительным барьером для развития.
Сегодня в республике насчитывается уже почти 60 производителей питьевых и минеральных вод, и число их продолжает расти. Ведь это пока еще новая отрасль пищевой промышленности Башкортостана. Бизнес уверенно осваивает новые виды продукции, внедряет современные методы обработки воды, стал больше производить напитков, обогащенных витаминами и минералами.
Целью этой работы является разработка маркетинговой стратегии, которой должно придерживаться исследуемое предприятие, специализирующееся на рынке минеральной и питьевой воды, ООО «Чистая вода «Кристальная» для улучшения его положения на рынке и увеличения прибыли при минимальных затратах.
Задачи курсовой работы:
1. Провеcти маркетинговое исследование питьевых и минеральных, бутилированных вод в г.Уфе;
2. Выбрать предприятия-конкуренты, которые будут участвовать в анализе;
3. Оценить влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов;
4. Изучить приемы и методы реализации товарной политики конкурентов;
5. Провести анализ сбытовой, ценовой, политики конкурентов и разработать маркетинговую стратегию предприятия;
6.Оценить конкурентоспособность предприятия.
Объект исследования курсовой работы — Чистая вода «Кристальная»; Предмет исследования курсовой работы:
1. Конкуренция на рынке минеральных и питьевых вод г. Уфы;
2. Позиционирование конкурирующих товаров;
3. Сбытовая, ценовая политика конкурирующих марок минеральных и питьевых вод;
5. Конкурентоспособность предприятия и его конкурентов.
В ходе написания данной работы были использованы многочисленные источники, как книги, так и Интернет-ресурсы.
Для
изучения методов оценки конкурентоспособности,
методов ценообразования и
1. Проведение
маркетингового исследования
С 2005гг. наблюдается повышенный спрос со стороны населения на здоровую, экологически чистую и вкусную воду. Сегодня бутилированную воду покупают не только богатые люди, но и средний класс. Лет пять назад бутылированную воду пили только 3% населения, сегодня этот показатель гораздо выше [1].
В
Башкортостане в настоящее
Важной чертой рынка минеральной и питьевой воды выступает выраженная сезонность продаж. В теплое время года возрастает интерес к минеральной и питьевой воде не только со стороны постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам. Влияние фактора сезонности можно наблюдать и в распределении продаж минеральной и питьевой воды по типу упаковки. Так, летом снижается удельный вес продукции, выпускаемой в стеклянных бутылках, и растет доля воды в ПЭТ-упаковке небольшого объема, а также вместимостью 2 литра.
Как и на многих других рынках, на рынке доставки чистой бутилированной воды, компании, прежде всего, начинают работать с наиболее крупными корпоративными клиентами, которые заказывали «часто и помногу». Эта тенденция актуальна и сейчас. Потребителей на три группы - заказывающие более 100 бутылей в месяц; заказывающие от 50 до 100 бутылей в месяц; клиенты, потребляющие меньше 50 бутылей/мес. При этом клиенты из первой группы, занимая всего 6,8% в количественном выражении, потребляют 47% объема производства, принося компании 39% выручки. В то время как представители третьей группы, заказывающие для своих компаний меньше 50 бутылей в месяц, приносят 38% прибыли, являясь самой многочисленной группой (более 84% от общего числа клиентов). Именно представители третьей группы создают наибольшую нагрузку [3]
При исследовании рынка бутилированных вод в городе Уфа проводилось исследование в форме личного опроса по разработанной анкете. Целью опроса было выявить потребительские предпочтения Анкета была предложена 100 респондентам. Большая часть респондентов опрашивалась возле супермаркетов. Согласно данному опросу более 40% предпочитают употреблять воду (из них 30,5% питьевую и 10,2% минеральную), а 60 % респондентов предпочитают употреблять безалкогольные напитки.
45%
опрошенных употребляют
Среди любителей потребления воды 38% опрошенных предпочитают негазированную воду, для 5% это не имеет значения. Большинство же предпочитает газированную воду, причем примерно половина из них пьют слабогазированную воду, а другая половина употребляет среднегазированную и сильногазированную.
В ходе исследования удалось выявить особенности потребления минеральной и питьевой воды в зависимости от времени года. Согласно исследованию объём потребляемой воды возрастает в весенне-летний период. Так ответили 60% респондентов. Для 38% респондентов потребление питьевой воды от времени года не зависит.
Подавляющее большинство опрошенных приобретают питьевую и минеральную воду в ПЭТ-таре. Предпочтение покупки воды в ПЭТ таре, по видимому, обусловлено существующим на российском рынке предложением.
Предпочтение
опрошенных покупать воду в 19 литровых
бутылях объясняется растущим бизнесом
по доставке питьевой воды на дом и в офис,
так как воду доставляют в основном в бутылях
именно этого объёма. По нашим исследованиям
38% проголосовавших регулярно заказывают
питьевую воду домой (в офис), а 42 % ищут
фирму, у которой они могли бы заказать
воду. Это говорит о высоком росте данного
направления бизнеса.
Большинство опрошенных в месяц потребляют более 20 литров покупной бутилированной воды в месяц, четверть опрошенных потребляют от 10 до 20 литров воды. Лишь 14,3% респондентов ответили, что приобретают менее 5 литров питьевой воды в месяц или вообще не покупают воду.
Что
касается критериев выбора питьевой
воды, то абсолютное большинство респондентов
отдают своё предпочтение российским
производителям воды. При этом 70 процентов
сегмента рынка питьевой и минеральной
вод в республике сумел захватить именно
местный бизнес.
При покупке минеральной воды треть из опрошенных при выборе воды смотрит в первую очередь на торговую марку. Еще треть обращают внимание на производителя и место производства вода. Цена имеет значение для 13% опрошенных. Еще 13% свой выбор основывают на удобстве упаковки и мнении родных или знакомых. Остальные (10%) не имеют определённого критерия при выборе воды.
Подводя итоги, можно сказать, что рынок бутилированной воды с каждым годом увеличивается. Объём услуг, предоставляемых компаниями-поставщиками конечным потребителям, так же увеличивается, а их спектр постоянно расширяется.