Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:15, реферат
В настоящее время считается, что знания, наряду с финансами, брендом, отношениями с клиентами и т.д. являются активами любой компании. Эффективная организация бизнеса предполагает осознанное управление знаниями, т.е. сохранение полезной информации и обмена ею.
Знания имеют определенные отличия от других ресурсов компании:
- они могут неограниченно передаваться от одного человека к другому, что увеличивает количество их владельцев;
- они не только не теряют своей значимости, но со временем усовершенствуются и становятся более значимыми;
- в отличие от других объективно существующих ресурсов, они виртуальны.
Знания как ресурс компании
В настоящее время считается, что знания, наряду с финансами, брендом, отношениями с клиентами и т.д. являются активами любой компании. Эффективная организация бизнеса предполагает осознанное управление знаниями, т.е. сохранение полезной информации и обмена ею.
Знания имеют определенные отличия от других ресурсов компании:
-
они могут неограниченно
- они не только не теряют своей значимости,
но со временем усовершенствуются и становятся
более значимыми;
- в отличие от других объективно существующих
ресурсов, они виртуальны.
Учитывая эти особенности, необходимо формировать специальный подход к управлению знаниями, который представляет собой непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании.
Формализованные и персонализированные знания
Различается два основных подхода – управление формализованными знаниями и управление персонализированными знаниями.
Формализованные знания изначально генерируется человеком, затем на их основе создается информационная система на основании уже имеющихся знаний. Они хранятся на различных физических носителях информации и распространяются через всевозможные информационные системы. Плюсом этого подхода является то, что инвестиции в формализацию знаний являются разовыми, а их дальнейшее использование – неограниченно. Но нужно учитывать тот момент, что, во-первых, не все знания можно формализовать, и, во-вторых, далеко не всегда носители знаний заинтересованы в их распространении.
Персонализированные
знания генерируется человеком, который
становится их владельцем и хранителем.
Этот тип знаний распространяется через
систему наставничества, корпор
Тройственная модель управления знаниями
Для эффективного управления знаниями используются разнообразные модели. Одной из эффективных можно назвать так называемую тройственную модель управления.
Она получила такое название из-за того, что основана на трех основных элементах:
Для практического применения тройственной модели управления знаниями существует методика, состоящая из шести шагов:
Среди моделей управления знаниями известны модели Икуджиро Нонака, Гуннара Хедлунда, Майкла Эрла, Эллиса Караяниса, Карла Виига, Лейфа Эдвинссона, Дэвида Сноудена, Эндрю Инкпена и Адва Динура, Вана Бурена, Деспре и Шаувеля.
1. Модель И. Нонака. Она называется четырехфазная модель СЭКИ (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) или (SECI). Ее элементы: (1) две формы знания – неформализованное (неявное) и формализованное (явное); (2) динамика взаимодействия – передача знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу; (3) три уровня социальной агрегации – индивид, группа, контекст; (4) четыре фазы создания знания (СЭКИ); (5) условия создания знания; (6) структура организации, ориентированная на знание. В дальнейшем, в силу того, что это главная модель, используемая в нашей работе, мы рассмотрим эту модель детальнее.
2. Модель Г. Хедлунда. Он ввел понятие организации N-форма как организации, основывающейся на знании. Главный атрибут модели – анализ двух наборов концепций: тип неявного знания и тип явного знания (каждый тип имеет три формы знания: познавательное, навык, воплощенное), а также четыре уровня социальной агрегации или четыре уровня носителя (индивидуумы, малые группы, организации, межорганизационная область).
Хедлунд вводит движущие силы переноса знания и трансформации, которые выражены процессами: 1) оформлением и интернализацией, взаимодействием которых является рефлексия; 2) распространением и усвоением, взаимодействием которых является диалог; 3) ассимиляцией и рассеиванием, которые относятся к извлечению знания из среды и вводу знания в среду.
3. Модель М. Эрла. Как специалист по информатике, Эрл проводит различие между данными, информацией и знанием. Знание он делит на три категории (три уровня) :
1) принятое (accepted) знание – «наука» (данные);
2) осуществимое (workable) знание – «суждение» (информация);
3) потенциальное (potential) знание – «опыт» (знание).
Потенциальное
знание, по его мнению, является самым
дорогим и имеющим наибольшую
потенциальную отдачу. «Наука» и
отчасти «суждение» - это основа
конкуренции и предпосылки
Эрл допускает, что организация может создавать и защищать знания, используя активы знания и четыре функции:
1) инвентаризация – картографирование индивидуального и организационного знания;
2) аудит – оценка природы и величины запланированного незнания, развитие знания через познавательные действия;
3) социализация – создание событий, которые делают возможным для людей обмен неявным знанием;
4) испытание – проблема неизвестного незнания рассматривается путем обучения на базе опыта, действия и разбора необычных ситуаций.
Таблица 1. Школы в управлении знанием (относительно понимания и анализа).
Школы | Направления |
Технократический подход | |
1. Системная. | Наиболее длительно существующая школа. Основана на традициях систем знаний и экспертных систем. Центральная идея – получить знание и сделать его доступным тем, кто может «использовать» его. |
2. Картографическая. | Школа связана с отображением организационного знания на базе установления связи между знанием и людьми. Используется поддержка со стороны информационных технологий. |
3. Процессная. | Школу
можно рассматривать какрезульт |
Экономический подход | |
4. Коммерческая. | Базируется на коммерческой защите ииспользовании «знаниевых» активов(интеллектуальной собственности), таких как патенты, авторские права и торговые марки. В качестве примера такого подхода упоминается компанияDow Chemical. Знание трактуется как актив или товар. Такой подход требует команды специалистов и создания технологии управления интеллектуальной собственностью как рутинного (освоенного и привычного) процесса. |
Бихевиористский подход | |
5. Организационная. | Интенсивно используются сообщества для активизации обмена и создания знания, которые могут быть интерорганизационными или интраорганизационными и часто бывают междисциплинарными. Используется также неформальный элемент в жизни сообщества, такой как непосредственный личный обмен и встречи. |
6. Пространственная. | Базируется на использовании пространства или пространственного дизайна для того, чтобы способствоватьобмену знаниями. Примерами могут служить часто используемые метафоры, такие как место встреч около установки по охлаждению воды, кафе-бар открытого типа или кухня как «кафе знаний», офис открытого типа как «здание знаний». Соприсутствие и социализация используются как средства обмена знаниями и их создания. |
7. Стратегическая | Управление
знанием рассматривается как
размерность конкурентной стратегии.
В качестве примера служит «Скандия»,
которая провозгласилаинтеллект |
Основываясь на этих положениях, Эрл дает модель управления знанием. Она включает четыре технических и социальных компонента: система знания, сети, работники знания, обучающиеся организации.
4.
Модель Э. Караяниса. Объединил
в управление знанием информационные
технологии с управленческим и организационным
познанием. В оформленном виде модель
обозначена как «Сеть организационного
знания (OrganizationalKnowledge
Используется матрица (2х2), состоящая из последовательных циклов знания, в которых индивидуум или организация преодолевает 4 стадии понимания и неведения: незнание о незнании, незнание о понимании, понимание незнания, понимание понимания.
Обозначается ситуация в одной из этих ячеек (квадрантов). Действие направлено на управление переходом из одного состояния в другое. Переходы осуществляются двумя путями: 1) способностью к взаимодействию; 2) согласованностью действий. Взаимодействие осуществляется с помощью информационной технологии эффективным способом. Правильно управляемое, оно порождает не только спиральное знание или возросшую мудрость (метазнание), но также и знание методов обучения.
Литература:
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Томский государственный университет
Факультет Психологии
Кафедра управления образования
Доклад на тему: «Модели управления знаниями».
Выполнил:
Санникова Е.Ю
Гр.20705
Томск 2011