Знания и их роль в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:32, доклад

Описание работы

Знания представляют собой то, что многие организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать такие сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их.
Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется. Интеллектуальный капитал (связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным капиталом.

Работа содержит 1 файл

Знания и их роль в управлении.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
Знания и их роль в управлении. 

 
Знания представляют собой то, что многие организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать такие сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их.

  Интеллектуальный  капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется. Интеллектуальный капитал (связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным капиталом.

  Человеческий  интеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки. Структурный интеллектуальный капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая остается у фирмы после ухода сотрудника.

  Интеллектуальная  собственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по определению, имеет количественный стоимостный потенциал, который зависит от будущего ее использования. Этот стоимостный потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не используется каким-либо способом.

  Интеллектуальные  активы – знания,  имеющие определенную стоимость и используемые целенаправленным образом. Речь идет о патентах и авторских правах, знаниях и профессиональных качествах сотрудников, торговых марках, клиентской базе, сети лояльных поставщиков и партнеров, культуре реализации нововведений, корпоративной памяти и базах данных, качестве рабочих процессов и т.п. 
Знания сотрудников помогают разбираться в различных ситуациях, решать сложные задачи, учиться на предыдущем опыте и соответственно корректировать свое поведение. Эти знания в сочетании со знаниями коллег способствуют успешной деятельности компании. Ниже приводиться классификация знаний: по содержанию, по форме существования, по источникам.

Совершенно  неочевидно, что компания обладает определенными знаниями. Они могут  храниться в самых различных  местах и в самом разном виде, или не храниться вообще. Необходимо учесть такие возможные источники  знаний, как:

  • технические спецификации (продукции, материалов), чертежи деталей и т.д.;
  • отчеты;
  • планы производства;
  • описания внутренних процедур (руководства, схемы протекания процесса, блок-схемы и т.д.);
  • бренды и репутация;
  • внутренние и внешние отношения;
  • базы данных;
  • корпоративная культура;
  • информация о конкурентах;
  • результаты опросов потребителей;
  • учебники или учебные курсы;
  • сотрудники-эксперты или специализированные отделы;
  • статьи, журналы и бюллетени компании;
  • патенты;
  • учебные центры или библиотеки.
 
Рис. 1. Классификация знаний
 

  Процедурными считаются знания, применяемые для совершения действий и отвечающие на вопрос «как действовать?».

  Декларативные знания имеют дело с описанием и информацией, отвечающей на вопрос «что делать?».

  Эпизодические знания – это знание, которые используются исходя их схожести ситуаций, аналогичности тематики предыдущих эпизодов, событий, которые сохраняются, обобщаются и вновь применяются в новой ситуации.

  Эвристические знания относятся к практическим правилам, выведенным на основе собственного опыта, и позволяют выявить разницу между специалистом и новичком.

  Метазнания – это знания о способах и методах поиска и переработки информации, принятии решений о том, когда необходимо прибегать к тому или иному типу знаний.

  По  форме существования знания можно  разделить на формализованные, неформализованные, явные и неявные.

  Формализованные знания – знания, которые можно описать, документировать, рассказать другим людям. Люди могут напрямую передавать друг другу формализованные знания в виде текста, видео, звука, программного обеспечения и т.д.

  Неформализованные знания – продукт личного опыта человека, который отражает его убеждения, моральные ценности и взгляды. Эти знания нельзя увидеть или задокументировать, а передать их можно посредством личного и непосредственного общения.

  Явные (эксплицитные) знания – это знания, которые точно определены, а их детали могут быть изложены и сохранены. Они представлены в документах в форме сообщений, писем, статей, справочников, чертежей, программного обеспечения и т.д.

  Неявные (имплицитные) знания – знания, которые нелегко извлечь для проверки ни из документов, ни из обсуждений. Неявные источники знания включают индивидуальный опыт работников, память, моральные ценности и установки. Эти источники зачастую трудно определяются, их нелегко точно идентифицировать. Передаются они путем прямого контакта, при помощи специальных процедур извлечения знаний. Знания могут быть получены из разнообразных как внешних, так и внутренних источников.

  Внешние знания:

  • публикации;
  • коммерческие базы данных и системы экспертных знаний;
  • специальные документы об отраслевых знаниях;
  • поток информации от поставщиков;
  • обратный поток информации от потребителя (жалобы, рекламации, предложения, требования);
  • новые сотрудники;
  • научные исследования;
  • изучение передовых методов работы;
  • материалы исследований в сети Internet;
  • средства массовой информации.

  Внутренние знания:

  • знания о ключевых для данной отрасли процессах – накопление лучшего опыта (ноу-хау) при выполнении основных задач;
  • знания об изделиях (и услугах) – лучшие решения, наиболее соответствующие текущим потребностям пользователей;
  • знания сотрудников – выявление, накопление и использование интеллектуального капитала (наиболее ценный актив организации);
  • «память» организации (прошлый опыт);
  • знания о построении отношений – глубокое персональное знание, которое обеспечивает успешное сотрудничество;
  • интеллектуальные активы (базы знаний) – опыт ведения проектов (образцы наилучшей практики).

Знание  в управлении.

 
 

Для любого менеджера  характерно: 

  1. Творчество- это способность  и стремление икать  новые подходы, изобретать нетрадиционные решения.
 
  1. Комплекс  научных знаний.

    (Овладение научными знаниями ускоряет приобретение и накопление опыта) 

    ЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ:

    - дать  объективную оценку ситуаций;

    - проводить  анализ проблем;

    - учитывать  факторы изменяющейся обстановки  и тенденций развития. 

  1. Опыт  управленческой деятельности.

    (и превращения его в искусство) 

    ОПЫТ ПОЗВОЛЯЕТ:

    - экономить  время;

    - работать  по «типовым», проверенным схемам;

    - выполнять  действия «автоматически». 

  1. Искусство менеджера.

    (а также дальнейшему развитию искусства управления) 
     

ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ:

- выбирать  способы эффективного воздействия  на человека;

- воодушевлять  его на эффективную работу  и ответственное отношение к  делу. 
 

Информация о работе Знания и их роль в управлении