Жизненый цикл инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Современные концепции цикличности инноваций
Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия».
Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, т.е. с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.

Работа содержит 1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ.docx

— 117.05 Кб (Скачать)

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует  учитывать три момента.

  1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.
  2. Операции реализуются в двух направлениях:

- внутри хозяйствующего  субъекта, разработавшего данную  операцию;

- на рынке, путем продажи  операции другим хозяйствующим  субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств  и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам  является получение прибыли и  поднятие своего имиджа.

3. Операции не патентуются,  но представляют собой ноу-хау.  Поэтому производитель операции  может потерять монополию на  операцию, не продав ее на рынке.  Кроме того, работники других  хозяйствующих субъектов могут  сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы  операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других  хозяйствующих субъектов.

Таким образом, можно сделать  вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность  периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

Жизненные циклы инноваций  будут различаться в зависимости  от вида инновации. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность  цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла нового продукта определяются особенностями той или иной инновации.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит производителю и/или  продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Развитие бизнеса многих предприятий базируется на четко  выстроенном процессе управления жизненным  циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции  ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей.

Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа  в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится  инновация и каковы ее перспективы  на будущее, необходимо осуществлять проектирование жизненного цикла инновации.

Чтобы определить, что такое  проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия  «проектирование». В экономической  научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс  создания проекта-прототипа, прообраза  предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Под проектированием можно  понимать разработку проектной, конструкторской  и другой технической документации, предназначенной для осуществления  строительства, создания новых видов  продукции и процессов. В ходе проектирования могут выполняться  технические и экономические  расчеты, схемы, графики, пояснительные записки, сметы, калькуляции и описания.

Любая проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она  предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Международный стандарт ISO9000:2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development): совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему. Термины «проектирование» и «разработка» иногда используют как синонимы, а иногда - для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом. Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса).

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно  определить как процесс, переводящий  требования потребителей в установленные  характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать определенный план, содержащий описание стадий существования инновационного продукта, период времени, в течение которого этот продукт будет обладать активной жизненной силой и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать  качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой потребностью, существующее лишь в нашем сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла  инновации.

Процесс превращения предполагаемого  качества продукции в реальную связь  с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:

  • качество и конкурентоспособность инновационной продукции, которая будет изготавливаться и поставляться потребителю на основе проекта;
  • сроки разработки проекта;
  • возможность на его основе быстро подготовить и развернуть в нужных количествах производство новой конкурентоспособной продукции;
  • четкое оформление документов, входящих в состав проекта, обеспечивающее единообразное понимание, быструю и качественную подготовку и развертывание производства продукции;
  • бюджет проекта, величина которого зачастую влияет на такие параметры проекта, как сроки вывода продукции на рынок и качество инновационной продукции.

План жизненного цикла  инновации (ЖЦИ) можно представить  в виде таблицы (табл. 3.1).

Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень  конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные, так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом  может быть комплект технической  документации (конструкторской и  технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка  выходом может быть информация о  доли рынка, о рентабельности продукции.

Таблица 3.1 План жизненного цикла инновации

Наименование инновации: _______________________________

Стадии ЖЦИ

Планируемые сроки

Выходы (результаты)

Основные показатели результативности и эффективности

Должностное лицо, ответственное  за отслеживание хода выполнения стадии

начало стадии

завершение стадии

           

Такой план ЖЦИ можно считать  планом по качеству для определенного  инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования.

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновационной  продукции позволяет предприятиям в дальнейшем анализировать соответствие действительного состояния продукции  желаемому и вовремя корректировать жизненный цикл продукции. Такой  анализ желательно проводить на каждой стадии жизненного цикла.

Сегодняшний рынок требует  от менеджмента большей динамичности. Главное слово в лексиконе  успешного руководителя - «инновации». Наиболее успешна в рыночных условиях компания, избирающая инновационную  стратегию, когда приоритеты выстраиваются  от инноваций к качеству и затем  издержкам. Новая продукция и  услуги дают ей большие конкурентные преимущества, но при этом она должна сохранять высокий уровень обеспечения  качества, иначе ее преимущества недолговечны.

Оптимальный вариант для  компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время  маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в  процессе производства.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных  условий позволит обеспечить качество инновационного продукта и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок. 

ЦИКЛИЧНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Характер инновационного процесса цикличен и закономерен, это видно  из хронологического порядка появления  новшеств в различных областях науки  и техники.

Экономическое и технологическое  воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

Циклы можно разделить на:

1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);

2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);

3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

Главная роль в цикличности и  закономерности инновационных процессов  принадлежит научно-техническим  новациям.

Инновации переводят хозяйственную  конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).

Часто объяснение экономических колебаний  сводят к техническим новшествам и совершенствованию, к внедрению  в эксплуатацию новых ресурсов и  освоению новых территориальных  сегментов. Периоды повышенной экономической  активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники  и открытие новых ресурсов дают возможность  для роста инвестиций. В эти  периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению  с ожидаемым результатом. В периоды  экспансии вводится в действие новая  техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста  инвестиций. Когда новый процесс  успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать  его, что в итоге приводит к  возникновению бума. В период кризиса  экономическая система переходит  в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует  за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется как период времени, а протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.

3 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ  ИЗДЕЛИЯ И ИННОВАЦИИ

Жизненный цикл – это совокупность связанных между собой явлений, процессов, работ, образующих завершенный  круг развития в определенный период времени. Жизненный цикл инновации  представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит и производителю, и  продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла заключается  в следующем:

1) руководитель вынужден анализировать хозяйственную деятельность позиции реального времени в перспективе ее развития;

2) он аргументирует необходимость систематических разработок по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

3) концепция является основой анализа и планирования инновации.

Анализ инновации позволяет  определить, на какой стадии жизненного цикла пребывает данная инновация, ее ближайшие перспективы, периоды  резкого спада и окончания  существования.

Классифицируют жизненные циклы  инновации по видам инноваций, т. е. по общей длительности цикла, длительности каждой стадии внутри цикла, специфики развития самого цикла.

Жизненный цикл нового изделия состоит  из семи конкретных стадий, таких как:

Информация о работе Жизненый цикл инноваций