Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:00, реферат
Современные концепции цикличности инноваций
Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия».
Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, т.е. с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.
При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.
- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;
- на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.
Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.
3. Операции не патентуются,
но представляют собой ноу-хау.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.
Жизненные циклы инноваций
будут различаться в
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Развитие бизнеса многих предприятий базируется на четко выстроенном процессе управления жизненным циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей.
Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится инновация и каковы ее перспективы на будущее, необходимо осуществлять проектирование жизненного цикла инновации.
Чтобы определить, что такое проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия «проектирование». В экономической научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Под проектированием можно
понимать разработку проектной, конструкторской
и другой технической документации,
предназначенной для
Любая проектная деятельность
относится к разряду
Международный стандарт ISO9000:2008
дает следующее определение
Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно определить как процесс, переводящий требования потребителей в установленные характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать определенный план, содержащий описание стадий существования инновационного продукта, период времени, в течение которого этот продукт будет обладать активной жизненной силой и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой потребностью, существующее лишь в нашем сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла инновации.
Процесс превращения предполагаемого качества продукции в реальную связь с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:
План жизненного цикла инновации (ЖЦИ) можно представить в виде таблицы (табл. 3.1).
Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные, так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом может быть комплект технической документации (конструкторской и технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка выходом может быть информация о доли рынка, о рентабельности продукции.
Таблица 3.1 План жизненного цикла инновации
Наименование инновации:
______________________________ | |||||
Стадии ЖЦИ |
Планируемые сроки |
Выходы (результаты) |
Основные показатели результативности и эффективности |
Должностное лицо, ответственное за отслеживание хода выполнения стадии | |
начало стадии |
завершение стадии | ||||
Такой план ЖЦИ можно считать планом по качеству для определенного инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования.
Таким образом, проектирование
жизненного цикла инновационной
продукции позволяет
Сегодняшний рынок требует
от менеджмента большей
Оптимальный вариант для компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в процессе производства.
Таким образом, выполнение вышеперечисленных условий позволит обеспечить качество инновационного продукта и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок.
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Характер инновационного процесса цикличен и закономерен, это видно из хронологического порядка появления новшеств в различных областях науки и техники.
Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.
Циклы можно разделить на:
1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);
2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);
3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.
Главная роль в цикличности и
закономерности инновационных процессов
принадлежит научно-
Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).
Часто объяснение экономических колебаний
сводят к техническим новшествам
и совершенствованию, к внедрению
в эксплуатацию новых ресурсов и
освоению новых территориальных
сегментов. Периоды повышенной экономической
активности являются отрезками времени,
в течение которых развитие техники
и открытие новых ресурсов дают возможность
для роста инвестиций. В эти
периоды времени темп технического
прогресса увеличивается по сравнению
с ожидаемым результатом. В периоды
экспансии вводится в действие новая
техника, создающая основу для увеличения
массы капитальных благ и роста
инвестиций. Когда новый процесс
успешно претворен в действие,
другие могут попросту имитировать
его, что в итоге приводит к
возникновению бума. В период кризиса
экономическая система
3 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ И ИННОВАЦИИ
Жизненный цикл – это совокупность связанных между собой явлений, процессов, работ, образующих завершенный круг развития в определенный период времени. Жизненный цикл инновации представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.
Концепция жизненного цикла заключается в следующем:
1) руководитель вынужден анализировать хозяйственную деятельность позиции реального времени в перспективе ее развития;
2) он аргументирует необходимость систематических разработок по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;
3) концепция является основой анализа и планирования инновации.
Анализ инновации позволяет определить, на какой стадии жизненного цикла пребывает данная инновация, ее ближайшие перспективы, периоды резкого спада и окончания существования.
Классифицируют жизненные
Жизненный цикл нового изделия состоит из семи конкретных стадий, таких как: