Женское предпринимательство в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:46, статья

Описание работы

Одним из основных социальных достижений уходящего столетия является изменение социального статуса женщины и возникновение такого понятия как женское предпринимательство. Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства. Женщины-предприниматели делятся на три социальные группы: убежденные бизнес-леди, предприниматели «по случаю» и предприниматели поневол

Работа содержит 1 файл

женское предпринимательство.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Нечай Д.С., Поплавская О.О.

Научный руководитель – преподаватель Панчук Елена Владимировна

БарГУ (Барановичи)

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В БЕЛАРУСИ

Одним из основных социальных достижений уходящего столетия является изменение социального статуса  женщины и возникновение такого понятия как женское предпринимательство. Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства. Женщины-предприниматели делятся на три социальные группы: убежденные бизнес-леди, предприниматели «по случаю» и предприниматели поневоле. [1]

Таблица 1: Подходы к женскому предпринимательству в разных странах:

Страны

Женское предпринимательство  рассматривается:

США, Канада

как резерв экономического роста (экономический подход)

Европейские страны

в рамках стратегии борьбы с безработицей и созданием новых  рабочих мест (социально-экономический  подход)

Африка и Южная Америка

как способ борьбы с бедностью (социальный подход)

Страны Центральной Азии

как инструмент усиления независимости  женщин (гендерный подход)


Основная проблема РБ в  том, что в нашей стране не ведется официальная гендерная статистика.

При всей четкости поставленных целей о формировании механизма поддержки женского бизнеса, возможности реализации женщинами своего потенциала ограничены. В результате исследования были выделены следующие особенности женского предпринимательства в Республике Беларусь:

  • женское предпринимательство рассматривается в рамках стратегии борьбы с безработицей и содействия занятости;
  • нет юридического статуса женского предпринимательства;
  • отсутствует методология исследований женского предпринимательства;
  • высокий уровень предпринимательской активности женщин (60% ИП);
  • более 70% женщин-предпринимателей заняты в торговле и сфере услуг.

Гендерный анализ сферы занятости в Республике Беларусь позволил выделить следующие ее особенности:

1. В структуре экономически активного населения Республики Беларусь преобладают женщины (52%). Это связано с более высоким уровнем экономической активности женщин по сравнению с мужчинами (86,7% и 74,6% соответственно); [2, c 140]

2. Среди работающих женщин 54,6% имеют высшее и среднее специальное образование, в то время как среди мужчин – 37,1%;

3. Несмотря на то, что уровень образования у женщин выше, средняя зарплата женщин составила по итогам 2009 года 74,6% средней зарплаты мужчин. Причем самый низкий процент обнаружен в Минской области (70,8%), а самый высокий – в Брестской области (76,7%); [3]

В таблице 2 представлены данные о численности женщин и мужчин по статусу в занятости. [2, c. 139]

Таблица 2: Численность экономически активного населения (в процентах).

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Экономически активное население

100

100

100

100

100

100

Женщины

52,6

52,8

52,6

52,5

52,8

52,6

Мужчины

47,4

47,2

47,4

47,5

47,2

47,4

Из общей численности  экономически активного населения

97,9

98,3

98,6

98,9

99,1

99,1

Женщины

51,3

51,7

51,7

51,8

52,2

52,1

Мужчины

46,6

46,6

46,9

47,1

46,9

47,0

Безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости  и социальной защите

2,1

1,7

1,4

1,1

0,9

0,9

Женщины

1,3

1,1

0,9

0,7

0,6

0,5

Мужчины

0,8

0,6

0,5

0,4

0,3

0,4


Таким образом, необходимо создать действенный механизм поддержки женского предпринимательства в РБ на государственном уровне во взаимодействии с общественными организациями и заинтересованными субъектами рынка, позволяющий наиболее полно реализовывать потенциал женщин с учетом фундаментальных гендерных ролей. 

Литературатура

1. The economic impact of women-owned business in the USA [Электронный ресурс]/ Режимдоступа: http//womenbusinessresearch.org.–Дата доступа: 15.02.2013.

2. Женщины и мужчины Республики Беларусь. Статистический сборник.–Мн.,2010.–205 с.

3. Орлова, А.В. Особенности  реализации гендерной политики  в Республике Беларусь / А.В. Орлова // Вестник экономической интеграции. – 2011. – №8 (40). – С.156-167.


Информация о работе Женское предпринимательство в РБ