Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:46, статья
Одним из основных социальных достижений уходящего столетия является изменение социального статуса женщины и возникновение такого понятия как женское предпринимательство. Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства. Женщины-предприниматели делятся на три социальные группы: убежденные бизнес-леди, предприниматели «по случаю» и предприниматели поневол
Нечай Д.С., Поплавская О.О.
Научный руководитель – преподаватель Панчук Елена Владимировна
БарГУ (Барановичи)
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В БЕЛАРУСИ
Одним из основных социальных достижений уходящего столетия является изменение социального статуса женщины и возникновение такого понятия как женское предпринимательство. Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства. Женщины-предприниматели делятся на три социальные группы: убежденные бизнес-леди, предприниматели «по случаю» и предприниматели поневоле. [1]
Таблица 1: Подходы к женскому предпринимательству в разных странах:
Страны |
Женское предпринимательство рассматривается: |
США, Канада |
как резерв экономического роста (экономический подход) |
Европейские страны |
в рамках стратегии борьбы с безработицей и созданием новых рабочих мест (социально-экономический подход) |
Африка и Южная Америка |
как способ борьбы с бедностью (социальный подход) |
Страны Центральной Азии |
как инструмент усиления независимости женщин (гендерный подход) |
Основная проблема РБ в том, что в нашей стране не ведется официальная гендерная статистика.
При всей четкости поставленных целей о формировании механизма поддержки женского бизнеса, возможности реализации женщинами своего потенциала ограничены. В результате исследования были выделены следующие особенности женского предпринимательства в Республике Беларусь:
Гендерный анализ сферы занятости в Республике Беларусь позволил выделить следующие ее особенности:
1. В структуре экономически активного населения Республики Беларусь преобладают женщины (52%). Это связано с более высоким уровнем экономической активности женщин по сравнению с мужчинами (86,7% и 74,6% соответственно); [2, c 140]
2. Среди работающих женщин 54,6% имеют высшее и среднее специальное образование, в то время как среди мужчин – 37,1%;
3. Несмотря на то, что уровень образования у женщин выше, средняя зарплата женщин составила по итогам 2009 года 74,6% средней зарплаты мужчин. Причем самый низкий процент обнаружен в Минской области (70,8%), а самый высокий – в Брестской области (76,7%); [3]
В таблице 2 представлены данные о численности женщин и мужчин по статусу в занятости. [2, c. 139]
Таблица 2: Численность экономически активного населения (в процентах).
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Экономически активное население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Женщины |
52,6 |
52,8 |
52,6 |
52,5 |
52,8 |
52,6 |
Мужчины |
47,4 |
47,2 |
47,4 |
47,5 |
47,2 |
47,4 |
Из общей численности экономически активного населения |
97,9 |
98,3 |
98,6 |
98,9 |
99,1 |
99,1 |
Женщины |
51,3 |
51,7 |
51,7 |
51,8 |
52,2 |
52,1 |
Мужчины |
46,6 |
46,6 |
46,9 |
47,1 |
46,9 |
47,0 |
Безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите |
2,1 |
1,7 |
1,4 |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
Женщины |
1,3 |
1,1 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Мужчины |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
Таким образом, необходимо создать действенный механизм поддержки женского предпринимательства в РБ на государственном уровне во взаимодействии с общественными организациями и заинтересованными субъектами рынка, позволяющий наиболее полно реализовывать потенциал женщин с учетом фундаментальных гендерных ролей.
Литературатура
1. The economic impact of women-owned business in
the USA [Электронный ресурс]/ Режимдоступа:
http//womenbusinessresearch.
2. Женщины и мужчины
3. Орлова, А.В. Особенности
реализации гендерной политики
в Республике Беларусь / А.В. Орлова
// Вестник экономической