Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:43, реферат
Объект исследования – страны, входящие в технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция). Предмет исследования – органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.
Тема: Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Объект исследования – страны, входящие в технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция). Предмет исследования – органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование
кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров. В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность: предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели уменьшение налога на прирост инновационных затрат «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов льготное
налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости
приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные
на лидерство в науке,
обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея). США Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования) Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)
НАСА Национальное бюро стандартов Министерство обороны Национальный центр промышленных исследований Национальная академия наук Национальная техническая академия Американская ассоциация содействия развитию науки. Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации,
46 % - федеральное
правительство (на основе
издержек, риска,
сильной международной
центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом
масштабе. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов. В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство
действует уже
более 100 лет. Япония Рисунок: Организационная
структура государственного управления
научно-технической политикой
Японская торговая комиссия Министерство образования Ассоциация промышленных технологий Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет
Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера. МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих
конкретизировать
эту стратегию. Помимо традиционных
экономических и
и сосредоточение их в приоритетных отраслях содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами. Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые
сферы деятельности
на основе развития сети региональных
центров высшего
НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции. Германия, Англия, Франция Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
К основным направлениям
инновационной политики Евросоюза
относятся: выработка единого
Евросоюза является
«План развития международной инфраструктуры
инноваций и передачи технологий»,
принятый в 1985 году. Главная цель данного
документа – ускорение и
были приняты: ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи) ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских
и японских корпораций
и организовать скоординированные
европейские НИОКР в шести
областях: оптроника, новые материалы,
большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители
частиц, искусственный интеллект. Стимулирование
инновационной деятельности в Евросоюзе
осуществляется примерно на тех же принципах,
которые приняты в мировой практике
Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР. В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий
были приняты: ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи) ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских
и японских корпораций
и организовать скоординированные
европейские НИОКР в шести
областях: оптроника, новые материалы,
большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители
частиц, искусственный интеллект. Стимулирование
инновационной деятельности в Евросоюзе
осуществляется примерно на тех же принципах,
которые приняты в мировой практике
Инновационные
кластеры, характерные для промышленно
развитых стран, начинают появляться и
во многих динамично развивающихся
странах, это дает им возможность расширять
инновационную деятельность, в результате
которой на мировые рынки продвигаются
новые конкурентоспособные продукты и
услуги. В этом отношении, ярким примером
может служить Индия, где за последние
десятилетия наметился значительный прогресс
в развитии таких наукоемких видов деятельности
как программирование, информационные
и коммуникационные технологии, фармацевтическая
и электронная промышленность. Рассмотренный
опыт подтверждает, что современное высокотехнологичное
производство может базироваться только
на процессах интеграции научных, инновационных
и производственных предприятий различных
типов. Научно технический прогресс движется
ныне не разрозненными предприятиями,
а их объединениями, группами, кластерами
и сетями с горизонтальными, вертикальными
и региональными связями. Благодаря этому,
в развитых странах доля занятости в интенсивных
отраслях экономики от общего числа работающих
постоянно возрастает и ныне составляет:
в Германии — 27,7%, в Японии — 23,5%, в Италии
— 20,4% и в США — 15,5%. При этом, доля прибавочной
валовой стоимости этих отраслей в производственном
секторе составляет соответственно: в
Германии — 25,9%, в Японии — 25%, в Италии
— 20,7% и в США — 18%. Этот опыт, особенно
важен для стран, недавно избравших путь
рыночной экономики и стремящихся активизировать
свой научно-технический, инновационный
и промышленный потенциал с целью обеспечения
устойчивого социально-экономического
развития и превращения в государства,
обладающие высоким уровнем мировой конкурентоспособности.
Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности