Зарубежный и российский опыт социальной активности бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:27, реферат

Описание работы

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, в России пока не появилось. То, что в зарубежной практике обычно называется «corporate community involvement” (“корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества”), у нас и предлагается рассматривать как “социальная активность бизнеса в местном сообществе”.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Российский опыт социальной активности бизнеса...................................4

Зарубежный опыт социальной активности бизнеса..................................6

Заключение....................................................................................................12

Список использованных источников..........................................................14

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ) 

Кафедра «Экономика и управление» 
 
 
 
 

Реферат 

    • Зарубежный  и российский опыт социальной активности бизнеса
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                             Выполнила: 

                             Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

    Волгоград 2011г.

          Оглавление

    Введение........................................................................................................3

    Российский опыт социальной активности бизнеса...................................4

    Зарубежный  опыт социальной активности бизнеса..................................6

    Заключение....................................................................................................12

    Список  использованных источников..........................................................14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Введение

          Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, в России пока не появилось. То, что в зарубежной практике обычно называется «corporate community involvement” (“корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества”), у нас и предлагается рассматривать как “социальная активность бизнеса в местном сообществе”.

          Каковы  границы “местного сообщества”? Для одних местное сообщество может ограничиваться районом города, для других – регионом. Местным сообществам кирпичного завода, к примеру, может быть город или даже поселок, где живут работники предприятия. Однако это не ограждает директора завода от заботы о сбыте, а значит, о том, кто и как влияет на уровень продаж в регионах, где покупают кирпичи. Скажем, если экологические некоммерческие организации, сговорившись с конкурентами директора, заявят, что кирпич излучает радиацию и жить в таких домах небезопасно, он поймет, что отношения с местным сообществом - не пустой звук. Местное сообщество - это воздух, без которого дело рискует задохнуться. Оно является существенной частью бизнес-окружения.

          Итак, кто же сюда входит? Перечисление обычно начинают с власти, и это не случайно: местная власть влияет на бизнес значительно и не всегда позитивно. Некоммерческие организации, работающие на одной территории, могут оказаться как союзниками, так и оппонентами.

          Почему  же социальная активность важна для бизнеса? Как минимум, на территории местного сообщества живут занятые у вас работники. Неблагополучное агрессивное окружение пагубно сказывается на их работоспособности. Общественное мнение и пресса, как бы мало порой они ни значили, также влияют на деятельность компании. 
     
     

          Российский  опыт социальной активности бизнеса

          Экспертный  опрос представителей  бизнеса , проведенный в 2004 г. Институтом комплексных  социальных  исследований РАН, показал, что российское деловое сообщество выделяет разные формы  социальной  активности , которыми должен заниматься  бизнес . Это выполнение  социальных  обязательств (уплата налогов, выплата зарплат, социальные пакеты для работников) (эту форму КСО избрали 25% опрошенных); благотворительность, акцентирующая внутреннюю направленность и дополняемая социальной деятельностью в отношении малоимущих и незащищенных групп (50%); деятельность в рамках крупных  социальных  проектов (25%).

          Другое  исследование, проведенное в ряде регионов России аналитическим центром журнала Эксперт, - Корпорации,  социальная  ответственность и местная власть - позволило выявить четыре группы  бизнеса , каждая из которых имеет свое видение  социальной  ответственности. Наиболее социально ответственными являются компании, в состав которых входят градообразующие предприятия. Высокий уровень социальной ответственности типичен для компаний, работающих в сырьевых и химической отраслях. Они, как правило, имеют тесные связи с территорией, на которой работают. Вторая группа компаний представлена несырьевыми отраслями и прежде всего машиностроением. Компании этого профиля сотрудничают с территориями в рамках разовых акций, но стремятся к системному сотрудничеству. В третью группу вошли иностранные компании, работающие в России (химическая и табачная отрасли, пивоваренные компании): они ликвидируют социальную инфраструктуру и на добровольно основе реализуют небольшие благотворительные проекты. Четвертая группа представлена компаниями, возникшими с чистого листа, которые чаще всего социальной политикой не занимаются.

          Эмпирические  исследования также позволяют выявить  новые способы реализации социальной ответственности, которые развиваются в рамках отношений компании с территорией пребывания. Среди них выделяются: конкурсы социальных и культурных проектов и социальный менеджмент.

          В 2002 г. нефтяная компания Лукойл приняла  Социальный кодекс, в котором формулируются  обязательства компании перед ее сотрудниками и обществом в целом. Лукойлом сделаны первые шаги в установлении партнерских отношений с территориями, где работает компания. Партнерство с территориями реализуется как в благотворительных акциях, так и в  социальных  проектах, важное место среди которых принадлежит конкурсам  социальных  и культурных проектов. В Пермской области конкурсы проводятся с 2002 г. В разные годы конкурс объявлялся по разным номинациям: экология, спорт, духовность, исторические и культурные традиции, здоровье, образование. Одна из целей конкурса - развитие и поддержание малого  бизнеса . По инициативе руководства нефтяной компании в Пермской области проводится обучение населения  социальному  проектированию. Как показало уже упоминавшееся выше исследование журнала Эксперт, конкурсы  социальных  проектов приобретают популярность и начинают проводиться во многих областях. В Свердловской области их проводит корпорация СУАЛ. В конкурсах участвуют лица и организации, которые способствуют развитию на территории объектов инфраструктуры и рабочих мест в малом и среднем бизнесе  (бытовые услуги, парикмахерские, химчистки).

          В   России  новые формы  социальной   активности , как отмечают специалисты, сосуществуют с советскими традициями, многие из которых были реанимированы в последнее время (творческая самодеятельность, доски почета, грамоты за мастерство и профессионализм, трудовое соревнование, разветвленная система премирования).

          В перспективе, по экспертным оценкам, формы  социальной   активности  российского  бизнеса  будут совершенствоваться, а модельными для российских компаний будут становиться формы, принятые на Западе. Об этом говорила, например, начальник управления  социальных  программ ОАО ГМК "Норильский никель" В. Кабалина в своем выступлении 8 июня 2005 г. на Ученом совете Института мировой экономики и международных отношений РАН.

          Экспертный  опрос представителей делового сообщества подтвердил, что российские бизнесмены с вниманием следят за тем, что происходит с социальной   активностью   бизнеса  в странах Запада и полагают, что приход на российский рынок иностранных компаний станет дополнительным стимулом в развитии  социальной   активности  российского  бизнеса.

    Каковы  мотивы  социальной   активности   бизнеса ? Представления о мотивах, стимулирующих  бизнес  к деятельности в  социальной  сфере, сложившиеся в западной и российской литературе, достаточно схематичны.

     

          Зарубежный опыт социальной активности бизнеса

          Ежегодно  компанией «Кока-Кола» отчисляется 2 млрд. долларов на сохранение водных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.

          В компании «Нокиа» серьёзно подошли  к поддержке программ по сокращению выпуска товаров с высокой долей компонентов, подлежащих утилизации. В качестве первоочередных мер компании выступили как выпуск изделий с малой долей ограниченных по срокам службы элементов, так и увеличение срока годности ограниченных по времени службы комплектующих.

    По-своему оригинальный подход по обеспечению  экологической ответственности  демонстрирует компания «Мак-Дональдс». В числе предметных акций компании выступают показательные уборки школьных помещений.

          Главным принципом организации работы в  компании «Нокиа» является открытость перед своими сотрудниками. То есть каждый служащий компании может в той или иной форме влиять на работу фирмы, как по части проблем экономической безопасности, так и соблюдения общего гражданского и человеческих прав. Стремление компании достичь положительного образа предпринимателя не ограничивается только внешним спросом. Стратегия социально ориентированного развития компании включает также понимание и учёт ожиданий самих служащих компании, как на уровне продвижения продукции, так и в плане предпочтений персонала относительно их занятости. Одним из шагов компании «Нокиа» навстречу своим служащим выступает предоставление им гибкого графика труда, в том числе возможности работать на дому. Уделяется внимание также мерам по обеспечению здоровья сотрудников. Для этого регулярно предлагаются медицинские проверки, рекомендуются различные программы страхования.

          Особенностью  внутренней социальной политики компании «Хьюлетт-Паккард»выступает организация  специальных благотворительных  фондов поддержки персонала. К примеру, ежегодно служащему компании «Хьюлетт-Паккард»предоставляется до 1000 долларов в качестве материальной помощи.

    В целях  пропаганды здорового образа жизни, компания «Кока-Кола» выступает  активным участником поддержки международного кубка «ФИФА». Ещё одним примером поддержки спорта выступает компания «Мак-Дональдс». Только в Великобритании на поддержку развития футбола выделено 31,5 млн. долларов средств компании. Кроме того, компания выступает активным участником развития программ по предотвращению наркомании. Примером может служить опыт социальной работы компании в Гватемале. В числе удачных социальных проектов компании «Джи-Пи Морган» — поддержка развития интереса к теннисному спорту среди женского населения. Примером послужила организация и поддержка теннисного лагеря для девушек.

          Реальным  примером социально ответственной  работы по развитию оздоровительных  программ служит поддерживаемая компанией  «Тойота» программа профилактики против астмы на территории США. Примером российской практики поддержки бизнесом развития здравоохранения может выступить совместное строительство диагностического центра администрацией Ярославской области и компанией «Славнефть». А в компании «Северсталь», кроме строительства медицинских учреждений, большое значение уделяется развитию комплексных оздоровительных программ. К примеру, в рамках разработанной с участием «Северстали» комплексной программы «Здоровье» проведена координация действий местных медсанчастей, управления промышленной безопасности, отдела рабочего снабжения, руководителей и профсоюзных организаций цехов, физкультурных организаций.

          В числе оздоровительных программ компании «Хьюлетт-Паккард» выступает  её участие в поддержке вдов носителей  СПИДа. Реальным примером служит опыт взаимодействия с жителями Танзании.

          Ещё одним примером поддержки социальных проектов служит компания «Форд». К  примеру, в 2002 году на поддержку различного рода социально-значимых проектов, в  том числе и здравоохранениz, из фонда компании было выделено 83,8 млн. долларов.

          Своего  рода новшеством выступила организация  компанией «Жиллет» клуба плавания инвалидов на территории Ирландии. Кроме того, при поддержке компании успешно развивается программа  противостояния женским раковым  заболеваниям. Ещё одним примером участия бизнеса в развитии программ здравоохранения выступило участие компании «Самсунг» в финансировании программ борьбы с раковыми заболеваниями, инсультом. Кроме того, взносы компании на страхование жизни людей составили 10 млрд. долларов.

          Инновационным подходом к развитию здравоохранения в обществе выступил опыт фармацевтической компании «Пфайцер». Кроме лекарственного обеспечения малоимущих граждан, компания уделяет большое значение личной демонстрации здорового образа жизни её сотрудниками.

          Необычным по своему содержанию выступает подход компании «Нескафе» к социально ориентированным проектам. На фоне обильной рекламы продукции компании обозначены и ограничения по безвредному для здоровья объёму употребляемого напитка. Ещё одним примером неординарности подхода по реализации социально значимых проектов выступает опыт компании «Будвайзер». На фоне растущих объёмов продаж пивоваренной продукции за последние 20 лет на развитие рекламных кампаний по предотвращению пьянства среди несовершеннолетней молодежи из фонда компании выделено свыше 465 млн. долларов.

          В числе основных мер компании «Кока-Кола»  по поддержке развития образовательного уровня общества — обеспечение литературой малоимущих студентов. А вклад компании «Тойота» в развитие программы образования составил 23 млн. долларов. Благодаря поддержке компании «Хьюлетт-Паккард» мексиканское правительство получило 1000 персональных компьютеров для развития программы дистанционного обучения. Ещё дальше пошла компания «Майкрософт». Для поддержки развития образования силами корпорации разрабатываются специальные программные системы для разных слоев населения. Не составляют исключения и граждане с отклонениями в развитии. Не осталась в тени компания «Ай-Би-Эм». Обеспечить студентов высокотехнологичным оборудованием — основное предложение компании по улучшению качества образования будущих специалистов. Кроме того, поддержка технической базы для роста эффективности и скорости научных исследований — ещё одна её заслуга. Ещё одним примером социально ответственного участия в поддержке развития образования выступает компания «Интел». Главной её заслугой выступает разработка специализированных диалоговых инструментов для развития мышления по любому изучаемому предмету. Практические предложения творческого подхода к преподаванию в школе — один из подходов компании «Дисней» в проявлении социальной ответственности. На сегодняшний день преподаватели школ могут позаимствовать целый ряд предложений по тематикам уроков, контрольным вопросам, освещаемым в специализированных журналах компании. Специально предусмотренные компанией «Дисней» фонды способствуют проявлению интереса учителей к развитию дополнительных подходов к обучению детей. Интерес детей к обучению компания развивает через выпускаемые видеоматериалы, где знаменитые спортсмены демонстрируют подходы к изучению школьных предметов. В поле зрения находятся и родители учащихся. Здесь компания привлекает специалистов для поддержки усилий родителей в развитии детей. Кроме того, она активно поддерживает развитие образования в малоимущих семьях, обеспечивая родителей специальной литературой для совместного чтения с детьми. А в компании «Мак-Дональдс» развитие детей рассматривают через должное информирование взрослых. В качестве основного механизма поддержки компанией должного уровня информированности общества выступают бесплатные интернет-уроки для взрослых граждан.

          В числе социально ориентированных  программ компании «Делл» по развитию профессионально-ориентированного развития учащихся выступила регулярно проводимая карьерная ярмарка, сопровождаемая демонстрацией продукции компании, её рынка. Кроме того, силами компании организованы специализированные курсы MBA. Здесь будущие специалисты имеют возможность расширить свои образовательные навыки. Примечательным выступает участие выпускников данных курсов в передаче приобретаемого опыта студентам первого курса обучения.

          В числе результатов социально  ориентированной работы компании «Мак-Дональдс» — гватемальский опыт поддержки специализированных программ по укреплению дружбы между детьми, независимо от национальной принадлежности, развитию патриотизма. А в компании «Хонда» дополнительное развитие учащихся школ видят в учреждённом корпорацией профессиональном центре развития. Здесь, по мнению разработчиков, дети могут совместить обычную школьную программу с изучением и обслуживанием сообщества с учётом уникальности жилой окружающей среды. При этом центр также даёт возможность преподавателям школ развивать собственные творческие учебные планы с учётом потребностей отдельно взятых школ.

          Особенностью  компании «Меррил Линч» выступила организация специализированного центра по дополнительному образованию детей. При этом специфика дополнительного образования состоит в обучении детей принципам ответственности перед обществом (личная заинтересованность школьника в посещении центра достигается через учёт получаемых в центре баллов в общем школьном рейтинге учащегося).

          А в компании «Сони» активно развивается  программа по обмену студентами различных  стран. В качестве примера может  выступить десятилетняя программа, предусматривающая обмен детьми из средних школ Японии и США.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Заключение

          Заметим, что расцвет социально-ответственного бизнеса приходится на самое трудное для страны время, поэтому сетования наших бизнесменов на кризис, ожидание лучших времен, когда можно будет помогать по-настоящему, на этом фоне выглядят неубедительно. Почувствовав угрозу своей безопасности, Америка объединила свои усилия правительства, бизнеса и некоммерческого сектора для социальнойи экономической адаптации «угрожаемого социального слоя»: людей с низким достатком, бедных, безработных, национальных меньшинств. Экономические последствия социальной активности американского бизнеса были огромны: рост производства, создание новых рабочих мест, трансформация самих корпораций в корпоративных граждан, активно влияющих на социальные процессы и получающих от этого свою выгоду. Иными словами — активная социальная позиция бизнеса предотвратила если не социальную революцию, то, по крайней мере, серьезный социальный взрыв.

          Ситуация  схожа с Российской. Репутация  у наших предпринимателей неважная, само слово бизнесмен стало чуть ли не ругательством. Население ждет от бизнеса большей заботы о социальном окружении, но благотворительная деятельность корпораций не повышает доверия к ним. Некоммерческий сектор в России при весьма неблагоприятных условиях продолжает развиваться, беря на себя работу государства и не получая реальных налоговых льгот. Усиления социальной активности ждут от бизнеса правительство и население, общественное мнение и пресса. Бизнес в основной массе располагает достаточными ресурсами для социальных программ, как внутренних, направленныхна собственных сотрудников, так и внешних, ориентированных, на местные сообщества.

    Выжидательная позиция бизнеса в социальных вопросах может дорого ему стоить. Американский опыт показывает, что инициатором социальной ответственности бизнеса первоначально был вовсе не бизнес, а федеральная власть.

          В условиях растущей глобализации у компаний нет выбора — они должны заниматься такими «косвенными» вопросами менеджмента, как здоровье и благополучие сотрудников, равноправия на рабочем месте, права человека, состояние окружающей среды, этика в отношениях с поставщиками и подрядчиками.

          Сегодня филантропия российского бизнеса  становится статусной. Компании занимаются ею уже потому, что так принято. Различные региональные и национальные конкурсы на «лучшего благотворителя», появление номинаций типа «за социальную ответственность в бизнесе»является дополнительной мотивацией для компаний, подталкивающей их в сторону большей социальной активности.

          Присутствие бизнеса в России позволит продемонстрировать связь между экономическим и социальным благополучием, не отрицая важности прибыли для бизнеса. Для создания в нашей стране цивилизованного общества одной свободы, без понимания ответственности, недостаточно. Для бизнеса быть корпоративным гражданином означает соответствовать ожиданиям всех участников общественного процесса — т.е. акционеров, сотрудников, клиентов и местного сообщества, в котором ведется производственная деятельность — для того, чтобы увеличить положительное влияние и уменьшить отрицательное влияние на социальную и физическую среду. И это будет свидетельствовать о том, что капитализм может иметь «человеческое лицо».

     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Список  использованных источников

    1.copy.yandex.net/?fmode=envelope&url

    2.nic.pirit.info/200211/106.htm

    3.polit.ru/article/2004/06/21/social

    4.socpolitika.ru/rus/ngo/foreign_experience/document9913.shtml

    5.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/sotsialnaja-aktivnost-retsept-uspeha-na-rossijskom-rynke.html

Информация о работе Зарубежный и российский опыт социальной активности бизнеса