Автор: Елена Куликова, 15 Ноября 2010 в 00:50, курсовая работа
Введение.
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.
1. Основные черты японского управления.
Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда. Чтобы понять особенности утвердившихся здесь форм совместной деятельности, необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы организационной управленческой деятельности.
2. Управление трудовыми ресурсами в Японии.
Основа японского менеджмента — это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.
3. Средства мотивации
Средства мотивации призваны "включать" в действие мотивы и стимулы.
Среди этих средств в Японии особое место занимает система "пожизненного найма" работников. Следует сразу же заметить, что "пожизненный наем" характерен только для крупных фирм. В мелких фирмах эта система, естественно, не доминирует. По оценкам японских экономистов, данной системой найма охватывается от 22 до 30% наемного персонала.
4. Система управления качеством
Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.
Введение.
Происходящие
в нашей стране преобразования нацелены
на повышение эффективности
Особую важность в этом плане представляет ознакомление с японскими методами управления, повышенный интерес к которым проявляется практически во всем мире.
Менеджмент в
Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Он непосредственно связан с общественно-экономическим
укладом страны. Анализ японского
управления персоналом представляет особый
интерес по следующим причинам. Во-первых,
это та область менеджмента, где
наиболее разительно проявляются отличия
японского стиля от достаточно изученного
и широко распространенного в
развитых капиталистических странах
западного
(американского) стиля. Исходные предпосылки
кадровой политики, как и конкретные методы
ее проведения на японских предприятиях,
значительно отличаются от американских.
Во-вторых, результаты,
полученные на японских предприятиях
(например, темпы роста производительности
труда), свидетельствуют о том, что используемые
там методы управления персоналом достаточно
эффективны.
Именно эффективность привлекает все
большее внимание зарубежных исследователей,
которые, изучая японские методы управления
персоналом, рассматривают возможность
их использования в своих странах.
1. Основные черты японского управления.
Японскую систему
управления можно рассматривать
как синтез импортированных идей
и культурных традиций. В используемых
в Японии методах организации
управленческой деятельности в условиях
научно технического прогресса тесно
переплетаются традиционные, национальные
и современные формы
Для японского
общества на протяжении столетий характерен
своего рода культ труда, превращение
работы и службы, не рассчитанных на
рекламу и похвалу, в религиозный
идеал. И разве не находка для
менеджера тот комплекс приемов,
с помощью которых
Японская администрация широко использует эти средства для реализации своей долгосрочной экономической стратегии. В целом же эта стратегия базируется на четырех основаниях: сбережение и консервирование экономических ресурсов, поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны, развитие у людей высокой приспособляемости к требованиям научно- технического прогресса и, наконец, интенсификация научных исследований и разработок.
Японцы – люди практического склада ума, их мышление характеризуется завидной конкретностью, они всегда, даже при решении самых сложных жизненных вопросов, облекают свои действия в практические формы. Не является исключением в этом плане и система управления персоналом промышленных организаций, где мотивация трудовой активности работников занимает одно из важных мест.
Организационная
структура управления в японских
корпорациях построена, как правило,
по линейно-функциональному
Таким образом, гибкая японская организация
в современных условиях стала особенно
ценным достоянием.
2. Управление трудовыми ресурсами в Японии.
Основа японского менеджмента — это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.
В основном система управления трудовыми ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.
Но существует
и большая разница между
3. Средства мотивации
Средства мотивации
призваны "включать" в действие
мотивы и стимулы.
Среди этих средств в Японии особое место
занимает система "пожизненного найма"
работников. Следует сразу же заметить,
что "пожизненный наем" характерен
только для крупных фирм. В мелких фирмах
эта система, естественно, не доминирует.
По оценкам японских экономистов, данной
системой найма охватывается от 22 до 30%
наемного персонала.
Механизм этой
системы функционирует
Некоторые фирмы практикуют испытательные
сроки.
"Пожизненный
наем" дает предпринимателям
Нужно сказать,
что японские рабочие принимают
"пожизненный наем" как должное,
более того, они активно стремятся
попасть в сферу его действия.
Кроме указанных выше причин здесь также
действуют этнопсихологические установки.
Так, потеря работы в Японии рассматривается
как личная катастрофа, не только наносящая
работнику экономический ущерб, но и унижающая
его в социальном плане. Увольнение ассоциируется
с отсутствием широких знаний, профессиональных
навыков и способностей, а также традиционного
рвения к труду. Уволенные или оставившие
работу японцы обрекаются в известной
степени на изоляцию: им трудно себя реабилитировать
в глазах членов своего "клана". Такие
люди, как правило, становятся бременем
для семьи и родственников. Все это понуждает
оставшихся без места тщательно скрывать
реальное положение дел и безропотно искать
какое-нибудь занятие.
Японский работник,
нанятый фирмой "пожизненно", испытывает
чувство глубокого
Система "пожизненного
найма" тесно переплетается с
системой оплаты по старшинству, которая
также выступает в качестве мотивационного
средства.
Ее сущность заключается в том, что размер
заработной платы ставится в прямую зависимость
от продолжительности непрерывного стажа:
за каждый очередной год этого стажа полагается
автоматическая прибавка к зарплате.
Подобная оценка труда работников берет
свое начало в традиционном для японского
общества уважении к старшим. Общепризнано,
что в сфере производства, как и в жизни
вообще, человек с возрастом мудреет, способности
его получают все более разностороннее
развитие. "Старшего, — гласит японская
мудрость, — надо уважать". Неудивительно,
что принцип старшинства столь четко прослеживается
в области начисления заработной платы.
Оплата по старшинству
теснейшим образом связана с
системой должностного продвижения
по старшинству, или, как ее еще именуют,
"системой сеньоризма".Суть системы
состоит в том, что при выборе кандидата
на выдвижение определяющими критериями
являются возраст и стаж. И хотя должное
способностям людей отдается, хотя способности
эти с течением времени все больше принимаются
в расчет, ориентация на возраст и стаж
крайне медленно уступает свои позиции.
Что же дает японскому бизнесу "система
сеньоризма"?
Во-первых, она ослабляет конкуренцию
между отдельными работниками за освобождающиеся
вакансии. Во-вторых, она отвечает бытующим
в стране представлениям об особой ценности
работников, обогащённых производственным
опытом, навыками, а таковыми в первую
очередь считают старших по возрасту.
В-третьих, она поддерживает господствующий
в Японии принцип уравниловки:"каждый
в свое время займет соответствующее положение"
Кроме возраста,
стажа и способностей на систему
выбора кандидатов на выдвижение оказывает
влияние, конечно, и уровень образования.
При прочих равных условиях кандидат
с престижным вузом за плечами
получит предпочтение. Но в целом
преимущество пока в большинстве
случаев сохраняется за возрастом
и стажем.
4. Система управления качеством
Историческими
предпосылками управления качеством
явилось общегосударственное
Изначально система
контроля и управления качеством
основывалась на кружках качества.
По мнению основателя и теоретика управления
качеством в Японии Исикава Каору, для
организации кружков руководителям необходимо
следовать следующими принципами:
1. добровольности. Кружки должны создаваться
на добровольной основе, а не по команде
сверху.
4. взаимосвязь
с рабочим местом