Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы «Японской модели менеджмента» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Содержание

Введение
1. Философия японского управления.
2. Японская система управления трудовыми ресурсами.
3. Принципы японского управления персоналом.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Японская модель менеджмента.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Нужно четко понимать, что японский метод  предполагает полное единодушие. Это  не решение большинства. Японцы питают отвращение к тирании большинства. Если полного единодушия нет, решение  не принимается. Если решению противопоставлено  мнение небольшого меньшинства, его  убеждают уважать взгляды остальных. Эта компромиссная позиция позже  будет вознаграждена. Для японца считается невежливо открыто  возражать старшему и вышестоящему: несогласие нужно выражать очень дипломатично. 
Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является необходимым условием для процветания самих рабочих.

2) Система управленческого  контроля.

Управленческий контроль - это сокращенное  определение управленческого планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять  имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.

Необходимо отметить, что управленческий контроль над выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято  в традиционном менеджменте, а путем  оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не с  моделью «выявление - наказание», а  «проверка-помощь»).

Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где  есть малейшая возможность, применяют  методы статистики для определения  текущей ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются  количественно описать все аспекты  бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все устроено безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента.

Для сохранения дисциплины и улучшения  качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и  за «преданность своему делу как образец  для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки  или деньги и дополнительный отпуск.

Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается  в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного  неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел «вознаграждения» в книге правил компании «Хитачи» стоит перед разделом «наказания». Фирма выпустила документ, озаглавленный  «Главные принципы «Хитачи». В нем  выдвинуты на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма и  конечная гармония. Этот официальный  документ показывает, насколько серьезно японцы относятся к своей работе. 
Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. В противовес тактики запугивания наказанием, японский менеджмент уделяет особое внимание самосознанию рабочих и поэтому использует «тактику лозунгов», побуждающих повысить дисциплину.

Такая позиция вполне объяснима: с  одной стороны, каждый подчиненный  является индивидуумом и имеет право  на ошибку, с другой - правильная кадровая политика при приеме на работу «не  допустит» в фирму недобросовестного  работника, поскольку за него несет  полную ответственность тот, кто  его принял на работу. 
Управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости гарантии пожизненного найма.

3) Система управления  качеством

Историческими предпосылками управления качеством  явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое  переросло в комплексный метод  управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной  работы, развивая в них чувство  самоконтроля.

Изначально  система контроля и управления качеством  основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика  управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху. 

  • саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться. 
  • групповая деятельность 
  • применение методов управления качеством 
  • взаимосвязь с рабочим местом 
  • деловая активность и непрерывность функционирования 
  • взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
  • атмосфера новаторства и творческого поиска
  • всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
  • осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области. Управлением качеством имеет многие преимущества.

Комплексное управление качеством проникает  в сознание людей и помогает выявить  ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

Основные  идеалы, воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так: 

  • Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.
  • Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.
  • Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих. 

Мы  можем констатировать, что для  японцев естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если над  ним осуществлять правильное руководство  и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Япония – маленькая страна. Плотность  населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство  опасности. Поэтому у японцев  острое чувство необходимости национального  единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те, и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремится быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль. Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д. – необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология и модели менеджмента. – М.: Аспект пресс, 1998. -    303 с.
  2. Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.
  3. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988. – 372 с. 
  4. Насуха Н.А. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Просперити, 2004. – 221 с. 
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  6. Ерасов Б.С. Менеджмент: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.- 233 с..
  7. Разумова Е.Д. Модели управления производством. – М.: Олимп, 2003. – 419 с.

 

 

 


Информация о работе Японская модель менеджмента