КАФЕДРА
«Менеджмент»
СЛАЙД-ЛЕКЦИЯ
по дисциплине
«Муниципальный менеджмент»
На тему
«Взаимоотношение местных представительных
и исполнительных органов власти»
Разработчик:
с
Введение
Согласно ст. 95
Конституции РК, местное государственное
управление осуществляется местными представительными
и исполнительными органами, которые ответственны
за состояние дел на соответствующей территории.
В Республике Казахстан местное государственное
управление осуществляется местными представительными
и исполнительными органами власти.
К местным представительным
органам относятся
маслихаты, образуемые в областях, городах
республиканского и областного значения
и районах. На остальных уровнях административно-территориального
деления маслихаты не создаются.
Местные исполнительные органы представляют
аким с подчиненным ему аппаратом и местные
органы отраслевого и межотраслевого
управления. В отличие от маслихатов органы
исполнительной власти создаются на всех
уровнях территориального деления: в областях,
городах республиканского, областного
и районного значения, районах, городских
районах, поселках, аульных(сельских)округах.
- Местное государственное управление и местное самоуправление обеспечивает осуществление функций высших органов государственной власти. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государственного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает организационную и функциональную самостоятельность местного самоуправления; местные представительные органы организационно не связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те и другие относятся к органам местного государственного управления. Органы местного государственного управления в организационно-правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, которое осуществляется населением непосредственно.
1.Функции и полномочия представительных
органов на данной территории
- В соответствии со ст. 86 Конституции РК местные представительные органы – маслихаты (выборный орган), выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.
Маслихат обладает следующими законодательными полномочиями:
- утверждает административно-территориальное деление города с прилегающими сельскими акиматами;
- устанавливает налоги, сборы, пошлины, платежи и порядок их взимания;
- утверждает бюджет города и отчет о его исполнении;
- принимает решения об образовании городских внебюджетных и валютных фондов и заслушивает отчеты об их работе;
- определяет порядок использования природных ресурсов, охраны природы, культурно-исторических памятников:
- устанавливает санкции за нарушение законодательных и правовых актов, относящихся к ведению города, а также осуществляет контроль за использованием на территории правовых актов.
1.1 Состав маслихата
- В составе маслихата 34 депутата. Руководитель аппарата маслихата не подчинен председателю маслихата. Схематическая структура маслихата показана на рис.1
1.2 Общие предметы ведения
маслихатов
- 1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;
4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
5) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.
2.Местные исполнительные
органы. Основные формы деятельности
- Согласно ст.87. Конституции РК, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов РК, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
Местные исполнительные органы (коллегиальный орган) представляют акимы областей, районов, городов (см.Приложение 2), аулов, сел, поселков. В отличие от маслихатов Акимы назначаются или избираются во всех территориальных единицах. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республик Казахстан (вышестоящими по отношению к ним акимами).
Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент вправе по своему усмотрению освобождать от должности любого акима.
Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. В случае отставки Акимов областей, городов республиканского значения и столицы подают в отставку Акимы районов и городов областного значения.
- К предметам ведения местных исполнительных органов относится:
1) разработка планов экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;
2) управление коммунальной собственностью;
3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;
4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Структура местной городской
администрации
- План работы акимата состоит из четырех разделов:
1. Вопросы, рассматриваемые акимом;
2. Вопросы, рассматриваемые на коллегии;
3. Вопросы, рассматриваемые заместителями акима;
4. Организационная работа (семинары, совещания, научно-практические конференции и т.д.).
2.1 Функции акима (главы) местной
администрации
- • организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядители кредитов при исполнении бюджета;
• организует подготовку генерального плана развития территории муниципального образования;
• организует разработку и исполнение программы экологической безопасности;
• определяет структуру, штаты акимата и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления, т.е. маслихату;
• не реже одного раза в год представляет населению и представительному органу местного самоуправления отчет о деятельности акимата;
• принимает меры по обеспечению правопорядка, координирует меры пo борьбе с преступностью;
2.2 Взаимодействие
центральных и местных органов в управлении
социально-экономическим развитием муниципального
образования
- Регулирующие функции центральных исполнительных органов в области регионального развития заключаются в осуществлении следующих мероприятий:
- разработка законодательных, правовых и нормативных основ функционирования всех субъектов территориального хозяйствования , центральных и местных исполнительных органов;
- определение важнейших направлений и пропорций территориального развития, исходя из макроэкономических и отраслевых приоритетов перспективного развития хозяйств республики;
- обеспечение государственных гарантий в определенном минимальном уровне жизни на территории республики для всего населения, независимо от места проживания;
- решение территориальных проблем, носящих межрегиональный или общереспубликанский характер;
- обеспечение государственных гарантий в определенном минимальном уровне жизни на территории республики для всего населения, независимо от места проживания;
- решение территориальных проблем, носящих межрегиональный или общереспубликанский характер;
- обеспечение приоритетного развития территорий, имеющих особо важное значение для экономики республики в целом.
Регулирующие
функции местных исполнительных органов
направлены на реализацию мероприятий,
обеспечивающих:
- сбалансированное социально-экономическое
развитие территории с учетом экологических
аспектов;
- организацию местного хозяйства, социально-культурного
обслуживания населения и его социальной
защиты;
- охрану природы, рациональное и эффективное
использование природных, трудовых и иных
региональных ресурсов;
- создание условий для развития предпринимательской
деятельности с использованием на равных
условиях всех форм собственности, привлечения
иностранных инвесторов;
- разработка стратегических планов и
долгосрочных прогнозов развития регионов;
- формирование предложений к целевым
программам, видам государственной поддержки
значимых для регионов проектов.