Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:12, доклад
Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее – к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец – к проецированию символического изображения.
Воздействие рекламы на детей.
Реклама является
сегодня не только средством информирования
о новой марке, потребительских
свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым
элементом массовой культуры. С момента
своего возникновения она постоянно
отрабатывала способы воздействия
на поведение индивида и групп
людей и за весьма длительную историю
качественно эволюционировала, пройдя
путь от информирования к увещеванию
и далее – к выработке
В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:
1) когнитивный
(получение новой информации
2) аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);
3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
4) коммуникативный (интеграция в процессы информационного общения, активной деятельности обмена мнениями и пр.)
Из множества
рекламных средств
Для чего служит реклама?
Во-первых, для того, чтобы оповестить о существовании некоторого, будем говорить, товара (таковым может быть и предмет обихода, и произведение искусства, и путешествие). То есть реклама нас информирует о том, чего мы раньше не знали. За это ей спасибо. Это наиболее честная часть рекламного послания, потому что она обращается к сознанию человека, и он может воспринимать ее критически.
Во-вторых, реклама актуализирует потребность, которая до сих пор была скрытой. Например, вы ощущаете легкую жажду, с которой вам не трудно справиться. При виде свежего огурца вы начинаете ее чувствовать гораздо сильнее и понимаете, что именно в огурце для вас все спасение. «Моя шестилетняя дочь считает, что все, о чем говорится в рекламе, надо обязательно купить. Отказ воспринимается скандалом»
В-третьих, реклама
может формировать новые
В четвертых, реклама – это все-таки некоторое произведение искусства. И, будучи таковым, она обращается к чувству прекрасного в человеке. И утверждает себя в качестве образчика этого прекрасного.
Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.
В Москве было проведено исследование, целью которого было изучить восприятие детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы, ее влияние на их поведение, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе родителей. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста и 20 их родителей; 13 учащихся первого класса и 13 родителей и столько же учащихся второго класса и их родителей; 16 учащихся среднего (шестой класс) и 12 –старшего школьного возраста (десятый класс).
Таблица 1. Отношение детей различный возрастных групп к телевизионной рекламе (%)
отношение | возрастная группа | ||||
5-6 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 11-12 лет | 16-17 лет | |
положительное | 55 | 38,4 | 38,4 | 18 | 0 |
выборочно нра-вится | 10 | 15,4 | 15,4 | 25 | 8 |
отрицательное | 35 | 46,2 | 46,2 | 57 | 92 |
Как явствует из
таблицы 1, с возрастом критическое
отношение усиливается. В группе
дошкольников больше половины детей
положительно относятся к рекламе,
любят ее смотреть. В младшем школьном
возрасте таковых уже меньше –
примерно 38%, среди детей 11-12 лет –
только 18%, а старшим подросткам реклама
категорически не нравится. При этом
выборочно, отдельные рекламные
ролики нравятся соответственно 10%, 25%
и 8% опрошенных детей. Негативное отношение
к ТВ-рекламе с возрастом
А каковы представления детей о назначении рекламы?
Половина самых
маленьких респондентов просто отказываются
дать какое-то определение феномену
рекламы. Но примерно 40% детей в подготовительной
группе, 69% в первом классе, 46% во втором
хорошо представляют себе реальное назначение
рекламы – информировать
Отвечая на вопрос: «Ты бы хотел, чтобы рекламы на ТВ не было?» 35% дошкольников, 69% первоклассников, 54% второклассников, 50% младших подростков и 40% старших подростков ответили утвердительно, а, соответственно, 55, 15,5, 38,5, 50 и 60% опрошенных ребят хотя и считают рекламу необходимой, но уверены, что ее нужно ограничить по времени и частоте повторения одной и той же информации.
Также были опрошены и родители детей. Сравнение ответов на вопросы родителей и их детей показало, что наименее адекватно судят об отношении детей к рекламе родители дошкольников. Большинство родителей (55%) дали оценки, несовпадающие с ответами детей. Оценки младших школьников и их родителей более согласованы, а представления родителей о предпочтении детей более адекватны.
Кстати, больше 50% родителей, принимавших участие в исследовании, отрицательно относятся к рекламе; 15% нравятся лишь отдельные рекламные ролики, только около10% родителей высказали положительное отношение к рекламе.
Просят ли дети купить рекламируемые товары? Среди дошкольников большинство (80%) испытывают на себе мотивирующее воздействие рекламы. При этом ответы четвертой части родителей не совпадают с ответами детей. В остальных возрастных группах цифры следующие: 46,2%, 60%, 12%, 10%. Именно такова доля ребят, которые просят родителей приобрести рекламируемые товары среди первоклассников, второклассников, младших и старших подростков.
Проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей различных возрастных групп, особенно дошкольников и младших школьников. По мнению родителей, большинство детей узнают рекламные ролики по звуку, воспроизводят выражения, мелодии. Тем не менее дети не прерывают свою деятельность из-за рекламы, не предпочитают рекламу другим передачам.
Чем старше дети, тем они более осмысленно и критично относятся к телевизионной рекламе, оценивают воздействие рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию. Позитивным является тот факт, что многие подростки неодобрительно относятся к рекламе пива, особенно в сочетании со спортивными сюжетами.
Результаты исследования показали, что в целом реклама все же не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, не служит средством манипулирования сознанием детей. Многие из них достаточно критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие определенной рекламной продукции. Тем не менее представляется необходимым введение этических и юридических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии.
http: //www.materinstvo.ru