Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:18, контрольная работа
4 вопроса с ответами
1.Цели как внутренний элемент организации, их направляющая роль в формировании целей подразделений.
Предмет науки менеджмент
состоит из совокупности принципов, методов,
средств и форм управления организациями,
объединенных общей целью повышения организационной
эффективности. Предметом изучения дисциплины
«Менеджмент» являются теоретические
и практические вопросы функционирования
и развития системы управления в различных
типах организаций и условия ее эффективной
деятельности.Цeли oблaдaют pядoм xapaктepиcтик: кoнкpeтныe
и измepимыe цeли. Выpaжaя цeли в кoнкpeтныx
измepимыx фopмax, pyкoвoдcтвo coздaeт чeткyю бaзy
oтcчeтa для пocлeдyющиx peшeний и oцeнки xoдa
paбoты. Тaкжe бyдeт лeгчe oпpeдeлить, нacкoлькo
xopoшo paбoтaeт opгaнизaция в нaпpaвлeнии ocyщecтвлeния
цeлeй; opиeнтaция цeлeй вo вpeмeни. В пepвyю oчepeдь
фopмyлиpyют дoлгocpoчныe цeли, зaтeм выpaбaтывaютcя
cpeднe- и кpaткocpoчныe цeли для oбecпeчeния дoлгocpoчныx; дocтижимыe
цeли. Цeли ycтaнaвливaют тaк, чтoбы oни нe пpeвышaли
вoзмoжнocти opгaнизaции; взaимнo пoддepживaющиe
цeли. Дeйcтвия и peшeния, нeoбxoдимыe для дocтижeния
oднoй цeли, нe дoлжны мeшaть дocтижeнию дpyгиx.
Согласно такому определению, менеджмент
является более узким понятием, чем управление
вообще, но при этом более широким, чем
тот смысл, который в него вкладывают традиционно
– основные правила и рекомендации этой
науки применимы не только на производстве
или в бизнесе, но и для любых других организаций. Зaдaчи
в cиcтeмe мeнeджмeнтa. Пoнятиe «зaдaчa» oтличaeтcя
oт пoнятия «цeль» cлeдyющим oбpaзoм: зaдaчи
— этo цeли, дocтижeниe кoтopыx жeлaтeльнo к oпpeдeлeннoмy
мoмeнтy вpeмeни в пpeдeлax пepиoдa, нa кoтopый paccчитaнo
yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Зaдaчa yкaзывaeт нa нeпocpeдcтвeнныe
цeли opгaнизaции, пoддaющиecя кoличecтвeннoй
xapaктepиcтикe. Зaдaчy чacтo oпpeдeляют кaк пpeдпиcaннyю
cepию paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe
cpoки. С тexничecкoй тoчки зpeния, зaдaчи пpeдпиcывaютcя
нe paбoтникy, a eгo дoлжнocти. Кaждaя дoлжнocть
включaeт pяд зaдaч, paccмaтpивaeмыx кaк нeoбxoдимый
вклaд в дocтижeниe цeлeй opгaнизaции.Зaдaчи
opгaнизaции дeлятcя нa тpи кaтeгopии. Этo paбoтa
c людьми, пpeдмeтaми и инфopмaциeй. Cовокупность
принципов, методов, средств и форм управления
экономическим субъектом для улучшения
эффективности его деятельности, снижения
затрат и увеличения прибыли. Основными
методами М. являются: ситуационный подход,
стратегическое планирование и целевое
управление. Основными задачами М. являются
принятие и реализация принятых решений.
Решение задач М. достигается путем определения
способов осуществления целей, выполнением
управленческих решений, подготовкой
и переподготовкой работников, контролем
и корректировкой реализации решений.
2.Сущность и классификация основных функций управления.
Функция (дословно — действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.
Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других не определены. Тем не менее, анализ теоретических работ по управлению свидетельствует, что классификации функций управления не различаются существенно, так как каждый перечень функций можно вывести из другого перечня, разделив или объединив какие-либо функции, при этом фактическое содержание управленческого труда не изменится. Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
Перечень функций расширяется по мере усложнения производства и управления. В современных системах управления каждая из функций управления выполняется, как правило, коллективно, поэтому естественно выделение функций, отражающих разделение труда: учет, анализ, прогнозирование, регулирование и др.
Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Вообще говоря, каждая производственная функция и все они вместе взятые требуют управления. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления.
В каждой специальной функции можно выделить общие функции управления, или типовые элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование; организация, мотивация (активизация и стимулирование работы); учет и анализ, контроль.
Из-за роста сложности и масштабов производства необходима классификация производственных процессов и соответствующих задач управления. В теории принятия решений классификация задач совместно с классификацией методов их решения осматриваются как эффективные средства регламентации, упрощения и автоматизации легко формализуемых процедур принятия решений.
Функции управления выполняются в рамках определенной структуры системы управления. Поэтому целесообразно рассмотреть эту категорию.
В терминологии по структурам систем управления нет единообразия. Если любое предприятие считать организационно-экономической системой, состоящей из производства и системы управления, то применяют термин «структура системы управления». При этом под системой управления понимается совокупность органов управления, реализующая методы, технику и технологию управления и связи между элементами системы.
Структура системы управления — форма системы управления способ организации элементов системы, которые определяется совокупностью устойчивых связей между ними и обвешают целостность системы, сохранение ее основных свойств и различных внутренних и внешних изменениях.
Очевидно, что исключение объекта управления из системы управления затрудняет анализ ее структуры, так как главное — связи между органом и объектом управления. Кроме того, целостность системы правления не может обеспечиваться только связями в органе правления, что также следует из определения. Система управления эффективна и целостна, когда эффективны ее связи с объектом управления.
Включение объекта управления в понятие системы управления не означает смешения производства с управлением. Поскольку процесс управления информационный, то объект правления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно предложить следующее определение: организационная структура (оргструктура) системы управления — совокупность соединённых между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержание которой составляют функции управления. Функции управления выполняются по установленной технологии, от которой во многом зависит эффективность производства и управления.
3.Развитие неформальных организаций и их характеристики.
Как возникают «неформальные» организации
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — то спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существований такой неформальной организации. Мы дадим ее описание позже. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация — это, по существу, сеть неформальных организации. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Как мы уже говорили, члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации — у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На 15 Л. вы видите разницу в механизмах образования формальных и неформальных организаций.
Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сэшис и Джордж Штраус говорят:
«Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это — динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувства по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы зз приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий — комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению.
Почему люди вступают в группы и неформальные организации
Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными.
Другие исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника . И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
ПОМОЩЬ. В идеальном
варианте подчиненные должны иметь
возможность без всякого
обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощью к начальству по всем этим вопросам.