Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении основных элементов внутренней среды организации и их влияния на её деятельность. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-теоретические исследования составляющих внутренней среды организации;

-изучение координации как механизма устранения отклонений в условиях изменения внутренней среды организации;

-анализ понятий самоорганизация как механизма саморазвития;

-анализ внутренней среды ЗАО «Александр»

Содержание

Введение

1. Исходные положения внутренней среды предприятия

1.1 Понятие и сущность организации

1.2 Составляющие внутренней среды организации

1.3 Характеристика координации в организации

1.4 Характеристика понятий самоорганизация и самоуправление

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

     Дж. К. Лафта предложил свое видение природы координационной деятельности. Основные подходы к координации:

  • неформальная непрограммируемая координация, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах;
  • программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы, проекты для часто повторяющихся проблем координации;
  • программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно;
  • программируемая групповая координация, осуществляемая в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы и мнения.

     Проблема  выбора механизма координации, являющегося  наиболее адекватным для организации её среды, представлена на рис. 1.1. 

     

     Рис. 1.1. Формирование стратегии координации. 

     Выбор эффективной стратегии координационной  деятельности формирует, в свою очередь, организационную функцию управления 

     

     Рис. 1.2. Проблемы выбора стратегии координации

     Объектом  функции координирования являются как управляемая, так и управляющая  подсистемы. Координация деятельности органов управления призвана обеспечить единство действий всех управленческих звеньев, участников процесса управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на управленческую ситуацию.

     Функция координации необходима для отслеживания соответствия цикличного режима функционирования, качества товаров и услуг, выполняемых  операций и процедур предписанным нормативам. Координация нацелена на обеспечение  бесперебойности и непрерывности  выполняемых функций управления.

     Благодаря функции координации обеспечивается динамизм системы управления, создается  гармония взаимосвязей управленческих звеньев и подразделений, осуществляется маневрирование управленческими ресурсами  внутри организации и на рынке.

1.4 Характеристика понятий  самоорганизация  и самоуправление

 

     Прежде  чем приступить к изучению этой темы, важно знать, что понятия самоорганизация  и самоуправление существенно различаются  между собой.

     «Самоуправление - это управление в полном объеме, но развернутое не вовне, а на субъекте управления - менеджере. Это многоуровневый процесс самодеятельности, преодоления и возвышения себя, способ организации жизни. Исходя из уникальности индивидуальной жизни, самоуправление своей первоочередной проблемой имеет развитие, преобразование личности менеджера».

     Самоуправление - это творчество, импровизация, нестандартный  подход, который носит ситуационный характер, разрушает любой стереотип, это искусство открывания себя в  окружающей действительности.

     «Самоуправление - это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента  в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».

     Система самоуправления включает следующие шесть процедур:

  1. Постановка цели - анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения.
  2. Сбор и обработка информации - сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий.
  3. Планирование - разработка планов и вариантов своей деятельности.
  4. Принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления.
  5. Реализация решений и организация их исполнения включают – составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
  6. Контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

     Цели  самоуправления: преобразование личности менеджера как основа успеха в  жизни и деятельности (первоочередная методологическая проблема); экономия времени; выявление и использование  собственных возможностей; проектирование внешней среды; выявление и анализ уроков своего опыта; рациональная организация самодеятельности.

     Также следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать.

     Что касается понятия самоорганизации, то в настоящее время общепризнанным можно считать представление о самоорганизации как о спонтанном переходе открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным.

     «Различать  самоорганизацию и организацию  при анализе сложных явлений  можно только на основе различий их сущности. Самоорганизация предполагает изменение состояния естественным образом, организация - соответственно, искусственным».

       «Организация может рассматриваться  как объект или самостоятельная цель, а также как качество или средство, способ внутренней, качественной реорганизации».

     Понятие организации в первом-смысле подразумевает  существование у нее двух целей: внешней, провозглашаемой цели, которая видится как средство достижения скрытой, и внутренней цели. Эти цели, утверждаемые организацией как неразделимые, не имеют отношения друг к другу. Во втором смысле слова эти цели слиты, их взаимосвязь растет: понятие организации представляет собой некий внутренний процесс реорганизации, когда внешнее преображение - лишь следствие, своего рода побочный эффект накопления внутреннего потенциала, не связанный с какой-либо целью.

     В первом случае необходимы усилия для  оформления и поддержания организации, во втором - этот процесс происходит автоматически. Влияние организации первого типа направлено на человека, которое он испытывает на себе, а в организации второго типа человек может действовать самостоятельно.

       «Таким образом, реализация всех  процессов организации основана на общих способах взаимодействия активностей-сопротивлений и их сочетаниях. Наиболее явно это проявляется в процессе самоорганизации, в ходе которого организация самообразуется, самовоспроизводится и самосовершенствуется как сложная динамическая система».

     Отличительной особенностью процессов самоорганизации  является целенаправленный, хотя и естественный характер: процессы, протекающие во взаимодействии с окружающей средой, при этом автономны, что, кстати, не противоречит эволюционной теории.

         Можно выделить три типа процессов самоорганизации:

  1. процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня;
  2. процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования;
  3. процессы совершенствования организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

     Основной  характеристикой самоорганизации  любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений. Действительно, поскольку организация как совокупность активностей не может быть замкнутой, ее развитие направлено не только внутрь системы, но и за пределы системы, где она сталкивается с другими совокупностями активностей, преодолевает их сопротивление и движется дальше.

     Иначе говоря, самоорганизация - это процесс  развития системы, для которого характерны два принципа:

  1. принцип отрицательной обратной связи, показывающий, как поддерживается спонтанно возникающий порядок;
  2. принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются.

       «Характерным условием самоорганизации  является свойство автономности, означающее, что система реагирует прежде всего на внутренние связи, т.е. ориентируется на личные цели. Внешняя среда в лучшем случае инициирует определенные изменения. При этом итог смены состояний также определяется именно взаимосвязями во внутренней структуре, а не извне».

     Процесс самоорганизации системы подтверждает, что с усилением организации  эффективность рациональных и целенаправленных действий ослабевает, организация сама создает себя, порой противодействуя  сознательному руководству. Исследования процессов самоорганизации дают возможность не только выявлять механизм автономного циклического самоподдержания, но и позволяют найти возможность  запускать этот механизм.

     Оказалось, что в отношении социальной организации  невозможно говорить о ее полной самоорганизации, разум человека позволяет усовершенствовать  структуру обратных связей, а значит, осуществлять целенаправленные изменения  в интересах общества.

     При этом на определенном этапе развития в механизм самоорганизации вмешивается  разум человека, способный внести в этот процесс качественно новые  элементы. Главное свойство разума заключается в способности предвидеть отдельные фрагменты будущего развития, оценить некоторые из последствий  отбора и тем самым влиять на его  характер.

  Признание самоорганизующих свойств в развитии организации позволяет увидеть  ее в новом свете, по-новому интерпретировать знакомые явления и, возможно, справиться с отдельными проблемами, которые  при традиционном подходе кажутся  неразрешимыми. 
 
 
 
 

Заключение 

     Подводя итоги, следует отметить, что знание всех составляющих внутренней среды  организации, с одной стороны  позволяет правильно и своевременно распределять усилия, чтобы общая  эффективность их отдачи непрерывно повышалась. А с другой стороны  позволяет четко и грамотно определять и решать возникающие вместе с  ними проблемы.

     Внутренняя  среда - это все то, что находится  внутри организации. К внутренней среде  относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический  климат, организационная культура и  имидж организации.

     Внутренняя  среда каждой организации формируется  под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

     Непрерывные изменения внутренней среды организации  с особой остротой ставят вопрос о  своевременной адаптации и корректировке, маневрировании ресурсами. Исполнение данной функции носит весьма ответственный  характер, так как это одна из форм проявления механизмов саморегулирования  и самосохранения системы.

     Основные  функции управленческой координации: превентивная (предвидение проблем  и трудностей); устраняющая (устранение перебоев в работе организации); стимулирующая (улучшение деятельности организации  даже при отсутствии проблем); регулирующая (сохранение существующей схемы работы).

     Главная задача координации - достижение согласованности  в работе всех звеньев управления путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

     Реализация  всех процессов организации основана на общих способах взаимодействия активностей-сопротивлений и их сочетаниях. Наиболее явно это проявляется в процессе самоорганизации, в ходе которого организация самообразуется, самовоспроизводится и самосовершенствуется как сложная динамическая система

     Процесс самоорганизации системы подтверждает, что с усилением организации  эффективность рациональных и целенаправленных действий ослабевает, организация сама создает себя, порой противодействуя  сознательному руководству. Исследования процессов самоорганизации дают возможность не только выявлять механизм автономного циклического самоподдержания, но и позволяют найти возможность  запускать этот механизм.

Информация о работе Внутренняя среда организации