Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ
1.1 Общие положения
Контракт является самым распространенным видом сделок, создающим для
сторон определенные права и обязанности. Внешнеторговые сделки двух или
более сторон в процессе их производственной и хозяйственной, включая
торговую, деятельности оформляются контрактом (договором), совершаемым, как
правило в письменной форме. Отношения, возникающие из контракта, называются
контрактными (договорными), а обязательства сторон, вытекающие из
контракта, - обязательствами по контракту (по договору).
Под международным контрактом понимается сделка (соглашение) между
двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и.или оказании услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.
Контракт не будет считаться международным, если он заключен между
сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны. В то же время контракт признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, но их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств. Такое толкование контракта содержится в конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам купли-продажи, 1985 г.
Соглашение сторон, как правило, оформляется письменным документом,
который может носить название «Контракт (Contract)», «Соглашение
(Agreement)», «Предварительный контракт (Preliminary Contract)», «Общий
(Генеральный) контракт (General Contract)», Употребляется также
наименование «Договор (Contract)». В зависимости от предмета и объекта, а
также иных условий возникают разные виды контрактов, которые весьма
существенно отличаются по форме и содержанию. Общие (типовые) правила
заключения и исполнения контрактов содержатся в различных международных документах (соглашениях, конвенциях, правилах), а также в многочисленных методических документах.
Контракты могут быть консенсуальными и реальными. Для заключения
(совершения) большинства контрактов достаточно согласия сторон (consent of the parties), поэтому такие контракты называются консенсуальными. Для
совершения реальных контрактов требуются определенные действия, например, банковская гарантия (bank guarantee), кредит (credit), заем (loan)
имущества и др. К реальным контрактам относятся контракты на перевозку.
Различаются контракты между присутствующими и отсутствующими.
Контракт между присутствующими совершается в их присутствии в момент
немедленного согласия одной из сторон на предложение другой стороны.
Стороны подписывают контракт лично первыми лицами, ответственными или имеющими соответствующее поручение на совершение такого действия, скрепляют контракт печатью.
Контракт между отсутствующими более сложен. За время, прошедшее между
принятием решения и подписанием контракта, могут произойти события,
способные коренным образом повлиять на решение одной или обеих сторон. Такие контракты требуют введения в их тексты оговорок (clauses) об их
действительности, сроках действия и т.п.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ 3
1.1 Общие положения 3
1.2 Стороны контракта 5
1.2.1 Юридическое лицо 5
1.2.2 Физическое лицо 6
1.3 ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРАКТА 6
1.3.1 Общие понятия 6
1.3.2 Купля-продажа 7
1.3.3 Аренда и лизинг 7
1) выбор базисных мировых рынков и цен;
2)
применение системы
3) учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени;
4)
отражение валютно-финансовых
5)
использование системы скидок
с цен и уторгование
6) включение налогов и пошлин в цену контракта [2, с. 98].
Выбор базисных мировых рынков. Этот этап предполагает тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма или предприятие предполагает выйти со своим товаром. Такой анализ наиболее квалифицированно может выполнить специализированная фирма либо специалисты в области внешнеторгового маркетинга самого предприятия [4, с. 252].
Сфера изучения базисных рынков включает: состояние совокупного спроса и предложения на конкретный товар как на момент заключения контракта, так и в динамике; основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений; темпы инфляции, уровень учетных ставок Национального банка, динамику курса валюты, степень и сферы государственного регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квотирование, лицензирование и др.) в странах ведущих экспортеров и импортеров.
Поскольку торговля одним и тем же товаром может вестись в различных регионах мира, на основе глубокого изучения конъюнктурной информации могут быть выбраны один или несколько базисных рынков. Причем такие рынки должны занимать ведущее место и отвечать ряду требований. Во-первых, реализуемая на них продукция по своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому и организационному уровню производства; во-вторых, экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью; в-третьих, торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен.
Выбор
базисных рынков имеет особенности
в зависимости от характера товара.
Значительно проще выбрать
Мировые
рынки сложно технической продукции
отличаются неоднородностью и быстрой
обновляемостью реализуемых товаров.
В качестве базисных рынков при этом
выступают рынки ведущих фирм-
Выбор базисных мировых цен. Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки. В качестве базисных цен могут выступать только те цены, которые отвечают ряду требований. Во-первых, по этим ценам должны осуществляться крупные регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли. Во-вторых, это должны быть цены по торговым взаимно не связанным операциям (отсутствует клиринг), осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (специальные контракты, режимы контингентирования и пр.). В-третьих, цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте [4, с. 254].
На практике базисные мировые цены определяются на основе анализа достаточно представительной информации, которая может включать: счета и контракты по реальным коммерческим сделкам; биржевые цены; цены аукционов и торгов; справочные цены; цены предложений крупных экспортеров; цены статистики внешней торговли; цены каталогов, прейскурантов фирм; специальные обзоры, публикации, бюллетени; материалы выставок и ярмарок; информацию торгпредств и др. Получение достаточно надежных сведений о внешнеторговых ценах связано часто с большими трудностями, поскольку является коммерческой тайной отдельных фирм. Поэтому для получения необходимой ценовой информации фирмы могут использовать как легальные, так и нелегальные средства (вплоть до промышленного шпионажа).
На основе собранной информации целесообразно составить так называемые конкурентные листы, в которых товары-конкуренты сопоставляются по ценам и технико-экономическим параметрам. Для упрощения расчета внешнеторговой цены в конкурентный лист можно включать только те параметры, которые отличаются между собой. При совпадении значений параметров их вносят справочно.
При составлении конкурентных листов следует принимать во внимание следующие условия:
-
технико-экономические
- цены должны отражать ближайший период к дате расчета внешнеторговой цены;
- базисные цены должны основываться на достоверной информации, подтвержденной необходимыми документами.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены конкретного контракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом ряда коммерческих поправок.
Коммерческие поправки к базисным ценам. К числу основных поправок, которые наиболее часто применяются к базисным ценам, можно отнести следующие:
1) на техническую сопоставимость. Они используются в связи с тем, что на рынках реализуются различные варианты, типоразмеры, сорта, виды однотипной продукции. Поправками к базисным ценам на сырьевые товары могут быть различные доплаты, скидки. В ценах на сложнотехническую продукцию могут учитываться различия в технико-эксплуатационных параметрах, комплектации;
2) на время. Вводятся в том случае, если базисные цены определены на период, отличающийся от конкурентных условий рынка на момент определения внешнеторговой цены контракта. При этом могут учитываться индексы экспортных цен, динамика инфляции, публикуемые официальными органами;
3) на различия в условиях поставки. Определяются в соответствии с системой Инкотермс-2000;
4) на количество и постоянство поставок. Учитывают объем партий реализуемых товаров;
5) на валюту расчета. Вводятся в связи с тем, что базисные цены могут выражаться в различных валютах [2, с. 101].
При
корректировке базисных цен не рекомендуется
вносить множество поправок, поскольку
снижается точность в расчете
цен. Практика показывает, что поправки
часто устанавливаются
Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта. Формирование контрактных цен на этом этапе характеризуется достаточной сложностью, так как технико-экономические параметры могут быстро меняться под воздействием научно-технического прогресса, порой трудно выбрать наиболее представительные показатели качества по видам продукции. Современную номенклатуру показателей качества составляют показатели назначения, экономичности, надежности, долговечности, ремонтопригодности, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологичности, безопасности, дизайна и др. Учет качества товаров в контрактных ценах заключается в выявлении различий в уровне качества аналогичных изделий на мировом рынке и отечественных предприятий [4, с. 257].
Качество
товаров учитывается в
Для учета в контрактных ценах одного качественного параметра обычно используются специальные формулы. Если необходимо учесть несколько показателей качества, при определении цены обычно используют шкалы поправок за качество. К примеру, при определении контрактных цен на кожевенное сырье используется система доплат к ценам и скидок с них за изменение качественных характеристик. В их числе отличия по происхождению сырья, толщине, цвету, площадности, сортности, виду дубления, физико-механическим особенностям и др.
Учет
фактора времени при
1. Твердая фиксация цены, которая обычно используется в контрактах с короткими сроками исполнения, в сделках с немедленной поставкой продукции, чаще всего стандартного товара, характеризующегося определенностью качества, регулярностью производства и доставки. При этом в контрактах делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит.
2. Во внешнеторговых контрактах может предусматриваться подвижная цена. При этом в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке измениться, соответственно должна измениться цена, зафиксированная в контракте. В качестве рыночных цен могут использоваться биржевые котировки, справочные цены, цены статистики внешней торговли и другая информация, оговоренная и указанная в контракте. Такую оговорку называют оговоркой о повышении и понижении.
Дополнительно в контракт вносят предел отклонения рыночной цены от контрактной, при котором пересмотр контрактной цены не производится (например, 2 - 5 %).
3. Цена может фиксироваться в процессе исполнения контракта. При таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года. Покупатель имеет право выбирать момент фиксации цены в течение исполнения сделки. Одновременно определяется источник информации, которым следует пользоваться при установлении цен.
4. В контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложнотехнической продукции, объектов недвижимости, могут использоваться так называемые скользящие цены. Установление цен на основе формул скольжения осуществляется в такой последовательности.
Фирма-экспортер в своем предложении (оферте) указывает базисную цену-предложение и предлагает формулу скольжения. Последняя позволяет к моменту исполнения контракта учесть изменения в основных затратах экспортера, обусловленные объективными факторами. В ходе переговоров между экспортером и импортером уровень базисной цены, а также формула скольжения могут быть изменены. Обычно расчет контрактной цены производят на основе следующей формулы [2, с. 105]:
,
где Цк - цена контрактная;
Цб - цена предложения экспортера (базисная);
А - доля в цене затрат на материальные ресурсы;
В - доля в цене затрат на оплату труда;
С - доля остальной неизменной части цены;
- индекс цен материальных ресурсов;
- индекс расходов на оплату
труда.
В качестве индексов отдельных частей цены принимаются индексы внутренних цен и динамика оплаты труда в странах-экспортерах, содержащиеся в официальных изданиях национальных статистических органов. Для каждого индекса период использования определяется в соответствии со сроками осуществления экспортером тех или иных работ, связанных с выполнением контракта.
Скользящие цены более выгодны экспортеру, чем импортеру, поскольку позволяют ему покрывать практически все затраты, возникающие в ходе исполнения контракта и являются для него формой страхования ценовых рисков. Потребитель же при этом несет дополнительные расходы по сравнению с первоначально оговоренной ценой и, как правило, не заинтересован в установлении скользящих цен.