Внедрение инноваций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы – наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

Содержание

Научные ресурсы 3
Показатели 3
Расходы на НИОКР и численность ученых 4
Результативность сферы НИОКР 5
Важнейшие научно-технические центры мира 6
Научно-технический потенциал США 6
Научно-технический потенциал Западной Европы 8
Научно-технический потенциал Японии 9
Научно-технический потенциал России 9
Научно-технические связи в мире 10
Образовательные ресурсы 12
Расходы на образование 12
Грамотность и процент поступивших в учебные заведения 13
Информационные ресурсы 13
Количество стационарных линий связи на 100 человек 14
Количество сим-карт для мобильных телефонов на 1000 человек 14
Количество пользователей Интернетом на 1000 человек 14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

beklem-vostrok.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Научно-технический  потенциал России

     К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990 г. составляли 3,5% ВВП. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР был ориентирован на все возможные виды исследований по всем направлениям знаний, но прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла около 75% общего объема затрат на научно-технические работы.

     В период перехода к рыночной экономике  в России значительно снизились  ассигнования на науку (менее 1% ВВП в 1996 г.), примерно вдвое уменьшилась численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании.

     Российская  наука занимает лидирующие в мире позиции по таким направлениям, как авиационная и космическая техника, атомная энергетика, биотехнология на основе биоинженерии, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты и компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

     В связи с длительной нехваткой  финансовых ресурсов России пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике точечных прорывов. Из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации) Россия лидирует по 17 из них.

     Научно-технические  связи в мире

     Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине ХХ в. привели к расширению технологического обмена. Международный технологический обмен может осуществляться:

      1. на некоммерческой основе (научно-технические публикации, конференции и симпозиумы, миграция ученых и специалистов), этот обмен распространяется главным образом на фундаментальные НИОКР;
      2. на коммерческой основе (передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями – патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.)

     Передача  технологии осуществляется двум главным  группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым фирмам. Новые технологии предоставляются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).

     Крупнейшим  в мире экспортером технологии являются США. В 2004 г. они получили из других стран  в качестве лицензионных вознаграждений 52,6 млрд. долл. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания, Швеция, Швейцария. Япония, которая в 50-80-х гг. была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, в настоящее время превратилась в нетто-экспортера технологий (в 2004 г. экспорт – 15,7 млрд. долл., импорт – 13,6 млрд. долл.). Такие страны, как Китай, Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Импорт технологий в Россию в 2004 г. составил 1 млрд. долл., а экспорт – 227 млн. долл.

     Научно-технические  связи тесно переплетены с  торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому  о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения  той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более – наукоемкой продукции в целом.

     Весь  мировой рынок высокотехнологичной  продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия – по 11, Япония – по 7.

     Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии – 30, Германии – 16, России – менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).

Образовательные ресурсы

     Знание  подразделяется на две большие категории: кодифицированное, или отделимое, и  неотделимое, или личностное. Кодифицированное знание может существовать и существует отдельно от человека. Поэтому его можно потреблять и без участия других людей (самостоятельно читать учебник, справочник, учиться через Интернет и пр.). Однако при этом не получишь диплома, документа, свидетельствующего о наличии соответствующего уровня образования.

     До  появления университетов знание в основном было неотделимым. Неотделимое  знание существовало всегда. Оно приобретается  в семье, в детских играх на улице, в повседневной жизни, впитывается  человеком из окружающего мира. Именно оно формирует человека как личность, с его привычками, убеждениями, миропониманием, системой ценностей. Профессиональное неотделимое знание приобретается опытным путем, с помощью учителя, корректирующего процесс learning by doing. Левша, подковавший блоху, или Страдивари, делающий скрипку, - яркие примеры носителей неотделимого знания.

     Сектор  образования в узком смысле –  совокупность институтов, предоставляющих  образовательные услуги. Сектор образования  в широком смысле включает формирование нескольких видов капитала – человеческого и его производной – заработной платы, интеллектуального, социального, культурного.

Расходы на образование

      Одним из ключевых показателей, характеризующих  ресурсы знаний отдельно взятого  государства, являются государственные  затраты на образование в процентном соотношении к ВВП. По данным ЮНКТАДа World Development Report, в 2002 году в группу лидирующих стран по данному показателю в относительном выражении вошли Дания (8,5%), Швеция (7,7%), Норвегия (7,6%), Израиль (7,5%), лидером же группы является Куба (18,7%). Среди развитых стран выделяются США (5,7%), Канада (6,5%), Великобритания (5,3%), Германия (4,6%). Следует также выделить Японию (3,6%) и Республику Корею (4,2%). В России данный показатель составлял на 2002 г. 3,8%. 

Грамотность и процент поступивших в учебные заведения

      По  уровню грамотности на 2002 г среди  взрослого населения (достигших 15 лет  и выше) в основном в группу лидирующих стран входят Европейские страны. Например, Норвегия (99,0%), Швеция (99,0%), Эстония (99,8%), Словения (99,7), Латвия (99,7%). В Российской Федерации данный показатель составляет 99, 4%. В Казахстане 99,8%, а в Китае 90, 9%.

      Приводится  также показатель поступающих в  учебные заведения в процентном соотношении к населению соответствующего возраста. Так среднее образование получают 100% населения в Норвегии, Исландии, Швеции, Франции, Республике Корее. В России этот показатель составляет 90%, в США  92%. Что касается высшего образования, в группу лидирующих стран входят Швеция (100%), Норвегия (96%), Япония, Россия, США. Приводится также показатель, показывающий, сколько детей достигают 5-го класса в процентном соотношении к числу поступивший в 1-ый класс. Стопроцентный показать наблюдается в таких странах как Норвегия, Швеция, Исландия, Нидерланды и др. Однако по сравнению с группой лидеров этот показатель относительно низок в таких странах как Франция (94%), Италия (91%), Израиль (89%), США (88%). 

Информационные  ресурсы

      Одним из важнейших условий формирования качественных ресурсов знания служит широкий доступ к информационным технологиям. Вследствие всемирной тенденции к компьютеризации и использования информационных ресурсов наглядную характеристику ресурсов знаний в мире дают следующие показатели:

      1) Количество стационарных линий связи на 100 человек. На 2003 год по данному показателю лидируют такие страны как Люксембург (797), Швейцария (727), Норвегия (713),  Канада (651), США (624). Относительно невелик данный показатель в Республике Корее (538), Японии (472) и Китае (209). Относительно низок показатель и в России (253).

      2) Количество сим-карт для мобильных телефонов на 1000 человек. На 2003 г. В группу лидеров входят такие страны как Люксембург (1194), Италия (1018), Швейцария (843), Норвегия (909). Не плохой уровень зафиксирован  в Республике Корее (701), Японии (679).. Относительно низок данный показатель в России (249) и Китае (215). Одной из стран с рекордно низким показателем является Куба (3).

      3) Количество пользователей Интернетом на 1000 человек. На 2003 год лидерами по данному показателю являлись Исландия (675), Республика Корея (610), Австрия (567), США (556), Финляндия (534), Дания (541). Стоит отметить, что значение Интернета и Интернет-ресурсов за период 90-х годов выросло в десятки, а то и в сотни раз. Так в 1990 г. в этой же группе стран этот показатель составлял в Исландии  -0 , Республика Корея -0, Австрия - 1, США - 8, Финляндия - 4, Дания – 1.

 

      Литература

    1. Европа перемен: концепции и стратегии интеграционных процессов: под ред. Глухарева Л.И. – М.: Крафт+, 2006.-352с.
    2. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд – М.: Наука, 2005.-343 с.
    3. Мировая экономика: учебник / под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.-734с.
    4. http://www.undp.org (Human Development Report)
    5. http://www.unesco.org (UNESCO World Yearbook of Education)
    6. http://econ. worldbank.org (World Development Report и World Development Indicators)

Информация о работе Внедрение инноваций на предприятии