Влияние структуры капитала на платежеспособность и ликвидность предприятия. Сущность правил вертикальной и горизонтальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Понимание ликвидности в современной экономической литературе и практике не является однозначным. Что же такое ликвидность? Термин “ликвидность” происходит от латинского “liquidus”, что в переводе означает текучий, жидкий, т.е. ликвидность дает тому или иному объекту характеристику легкости движения, перемещения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Важное  практическое значение имеет определение  характера недействительности сделок, которые совершаются должником  на стадии финансового оздоровления. Они могут быть как ничтожными, так и оспоримыми на основании  общих положений Гражданского кодекса. При этом все сделки, вопрос о недействительности которых возникает в связи с нормами ст. 82 Закона, являются оспоримыми - они могут быть признаны недействительными на основании заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве (это сам должник, арбитражный управляющий, любой из конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, субъект, предоставивший обеспечение, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления - если это предусмотрено Законом о банкротстве).

     Следующее последствие введения финансового  оздоровления - возможное отстранение  руководителя должника от должности. Обязательным условием применения этого последствия  является недобросовестное поведение  руководителя, выразившееся в неисполнении плана финансового оздоровления, нарушении прав и интересов кредиторов либо лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя может собрание кредиторов либо административный управляющий.

     Процедура назначения определенного лица на должность руководителя такая же, как и при отстранении руководителя на стадии наблюдения, т.е. на эту должность назначается заместитель руководителя, а при отсутствии такового - один из работников. Это правило является новеллой Закона, появление которой было вызвано многочисленными злоупотреблениями, связанными с тем, что в соответствии с Законом 1998 г. место руководителя мог занять арбитражный управляющий. Теперь административный управляющий занять место руководителя не может, но при этом неясно, что делать, если претенденты на данное место отсутствуют (вследствие нерешенности этого вопроса Законом можно прийти к выводу, что в этом случае назначение административного управляющего все же возможно, хотя такой вывод небесспорен). Кроме того, в настоящее время возможны проблемы в ситуациях, когда заместитель (а возможно, и работники), назначенный на должность отстраненного руководителя, будет продолжать политику руководителя, причиняя вред должнику или кредиторам.

     Руководитель  отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано. При этом очевидно, что отстраненный руководитель должен иметь право подавать соответствующие жалобы (хотя по данному вопросу возможна и другая точка зрения, в соответствии с которой в описанных ситуациях действовать должен представитель учредителей (участников) должника).

     Далее рассмотрим такое важнейшее последствие  введения финансового оздоровления, как назначение и деятельность административного управляющего. Его утверждение осуществляется арбитражным судом в том же порядке, что и утверждение временного управляющего. Этот процесс регламентирован ст. 45 Закона и состоит в следующем.

     Арбитражный суд направляет запрос в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (она указывается в заявлении о признании должника банкротом). Эта организация (далее - СРО) составляет список из трех кандидатур - участников СРО, согласившихся быть назначенными управляющими именно в этом процессе. Все три кандидатуры должны отвечать требованиям Закона (ст. 20), а также (по возможности) дополнительным требованиям, указанным в заявлении.

     В списке кандидатуры располагаются  в порядке уменьшения соответствия требованиям, а если соответствие является равным - в порядке уменьшения их профессиональных качеств. Эта норма п. 1 ст. 45 Закона может вызвать на практике большое количество проблем, связанных с несогласием управляющих в отношении их невнесения в список, а также в отношении не того порядкового номера в списке, который данный управляющий, по его мнению, заслуживает. Очевидно, возможны при этом и злоупотребления со стороны должностных лиц СРО.

     Содержание  плана финансового оздоровления должно соответствовать графику  погашения задолженности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат. График погашения задолженности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение (если это имело место). График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр. По всей видимости, имеется в виду реестр, имеющийся на момент составления графика. При этом очевидно, что в процессе финансового оздоровления могут заявлять требования и иные кредиторы, которые будут после установления внесены в реестр. Эти требования в график погашения задолженности не включаются - в силу ч. 2 п. 5 ст. 81 Закона они удовлетворяются в течение месяца с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком. Поэтому, безусловно, кредиторы заинтересованы в заявлении требований на стадии наблюдения - эти требования в график войдут.

     Содержание  графика погашения задолженности  регламентируется Законом путем  установления наиболее общих рамок. Так, в силу п. 4 ст. 84 погашение требований должно быть пропорциональным в соответствии с очередностью, но в силу п. 8 ст. 231 эта норма не применяется к требованиям уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах.

     Характер  иных требований, предъявляемых к  содержанию графика, зависит от порядка  введения финансового оздоровления.

     Если  финансовое оздоровление вводилось  на основании решения собрания кредиторов, то график должен предусматривать погашение всех реестровых требований не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления; при этом требования 1-й и 2-й очереди должны погашаться не позднее чем за шесть месяцев до даты окончания финансового оздоровления.

     Когда финансовое оздоровление вводится при отсутствии решения собрания кредиторов, т.е. по ходатайству определенных лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должника, то к графику погашения задолженности предъявляются более строгие требования. В этом случае погашение задолженности должно быть осуществлено в течение года (не более того); приступить к выплатам необходимо не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления; график должен предусматривать ежемесячное пропорциональное удовлетворение равными долями.

     График  погашения задолженности вступает в силу с момента утверждения  его арбитражным судом; по сути, график представляет собой одностороннюю  сделку (п. 2 ст. 84 Закона определяет его  односторонним обязательством погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки). Однако конструкция данной сделки отличается от классической конструкции односторонних сделок тем, что предполагает не только обязанности для стороны, совершающей сделку, и права для третьих лиц, но и некие обязанности для третьих лиц. Эти третьи лица, кредиторы, могли способствовать введению финансового оздоровления, а могли и выступать против (если процедура введена под обеспечение) - в любом случае график предполагает обязанность кредитора воздерживаться от получения исполнения до наступления срока, указанного графиком.

     При необходимости внесения изменений  в график погашения задолженности  вопрос об этом может быть поставлен  учредителями (участниками) юридического лица - должника, собственником имущества унитарного предприятия, лицами, предоставившими обеспечение, либо административным управляющим. В первом случае названные лица в течение 14 дней после наступления срока исполнения в соответствии с графиком могут либо исполнить данное обязательство, либо внести в график изменения и обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении этих изменений (утвержденные собранием изменения по своей правовой природе приближают график к мировому соглашению; вступает в силу измененный график с момента утверждения арбитражным судом).

     Административный  управляющий обязан поставить вопрос об изменении графика в случае, если размер реестровых требований, установленных  в течение финансового оздоровления, превысит более чем на 20% размер требований, включенных в график погашения задолженности. В течение 14 дней с момента возникновения указанных обстоятельств управляющий обязан созвать собрание кредиторов для внесения изменений в график погашения задолженности.

     Закон не регламентирует характер изменений. Надо полагать, эти изменения должны состоять во включении в график требований, установленных в течение финансового оздоровления, - из сути положений о финансовом оздоровлении следует, что реестровые требования, не включенные в график, не могут превышать включенные в график более чем на 20%.

     Обращает  на себя внимание серьезная практическая проблема, возникающая в связи  с регламентацией изменения графика  погашения задолженности. Эта проблема состоит в том, что Закон, устанавливая обязанность административного управляющего поставить перед кредиторами вопрос об изменении графика, не определяет последствия неисполнения этой обязанности. Поэтому возникает необходимость дать правовую оценку ситуации, когда, например, при подведении итогов финансового оздоровления выясняется, что обязанность административного управляющего поставить вопрос об изменении графика возникла через два месяца после введения процедуры, но он эту обязанность не исполнил. Могут ли кредиторы оспорить действительность произведенных в соответствии с графиком платежей? На это следует дать отрицательный ответ, поскольку график погашения задолженности не становится недействительным оттого, что административный управляющий не поставил вопрос о внесении в него изменений. Следовательно, можно только ставить вопрос о неисполнении управляющим своих обязанностей. Потребовать возмещения им убытков можно, но сложно, ибо крайне затруднительно, во-первых, рассчитать их размер, во-вторых, доказать причинную связь между действиями управляющего и убытками. Поэтому единственно реальным может быть совет кредиторам обращать внимание на соотношение требований в графике и реестре (при необходимости эти сведения можно запрашивать у управляющего) и своевременно настаивать на том, чтобы он поставил вопрос об изменении графика.

     Вопрос  об изменении графика рассматривает  собрание кредиторов, после чего изменения  утверждаются судом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Финансовый механизм  приспособления предприятий  к высокой 

инфляции. 

     Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

     Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

     - Обесценивание денег по отношению  к золоту;

     - Обесценивание денег по отношению  к товару;

     - Обесценивание денег по отношению  к иностранной валюте.

     Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

     Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

     Возможны  два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается  в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

     1. Адаптационная политика.

     Адаптационная политика построена на том, что все  субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях  учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

     Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации, является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.

Информация о работе Влияние структуры капитала на платежеспособность и ликвидность предприятия. Сущность правил вертикальной и горизонтальной власти