Влияние психологии группового поведения на управление персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

На поведение отдельных членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое влияние оказывает группа.
Группа — это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой целью .

Работа содержит 1 файл

Влияние психологии группового поведения на управление персоналом в организации.docx

— 28.80 Кб (Скачать)

1.Психология группового поведения в организации                                                     

1.1 Значение групповых процессов в организациях.             

На  поведение отдельных  членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое  влияние оказывает  группа.  

Группа это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой целью .                                                                
 

Главные особенности групповой деятельности:

1. По всей видимости, группы обеспечивают человеку психологический “дом”. 

2. Группа в целом  дает лучшие идеи, хотя порождает  меньше идей, чем  отдельные члены  группы. Однако идеи  группы отличаются  лучшей проработкой,  всесторонней оценкой,  большей степенью  ответственности  за них. 

3. Группа принимает  более рискованные  решения, чем отдельные,  члены группы. 

Формирование  и функционирование групп в организациях, а также поведение  их членов имеет большое  значение для управления организацией, так  как они создают (или  не создают) внутреннюю поддержку рабочих  организационных  норм.  
 
 

1.2 Формальные и неформальные  группы.                                                                                                                                                                                 
 

Формальные  группы- группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. 
 

Неформальные  группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами организации. 
 
 
 

Все группы оказывают  давление на своих  членов, чтобы заставить  их соответствовать  нормам группы, к  которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение  к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и  т.п. Это способствует “социализации” членов групп в организации. 
 
 
 

1.3 Формирование и  развитие социальных  групп в организации. 

Основные  причины формирования социальных групп:

  • 1.работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;
  • 2. требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;
  • 3.в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы
  • 4.часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей;
  • 5.индивидам необходим контроль за основными нормами поведения;
  • 6. потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев.
 
 

стадии развития группы:

  • стадия возникновения группы,
  • стадия конфликта,
  • стадия принятия групповых норм,
  • стадия исполнения
  • стадия прерывания деятельности.

1.4 Характеристики социальных  групп.                                                                                                           

    Социальная  группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами  
     
     
     
     
     

Признаки  социальной группы:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия.
 
 

2.   Управление персоналом  в современных  сициально-экономических условиях организации.

  2.1 Управление персоналом в современных условиях: понятия, сущност,цели, задачи, функции.

    «Управление персоналом» представляет собой процесс  воздействия организации  или действующей  в ней кадровой службы на ее сотрудников  с помощью комплекса  специальных методов, направленных на достижение определенных целей 

Цели  управления персоналом

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
 

Задачи  управления персоналом

  • обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  • закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда,         условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  • согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов      работников, экономической и социальной эффективности);
  • повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
 
 

2.2 Система управления  персоналом в организации.   

Обычно выделяют три  уровня управления персоналом на  предприятием:  
 

1.Руководители низшего звена (операционные руководители) – это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими производственные функции.

2.Руководители среднего звена – это руководители крупных подразделений, отделов или служб предприятия.

3.Руководители высшего звена отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части.

                                                                                                                                      

2.3 Эффективность системы  управления персоналом  в организации 

Общая модель эффективности, учитывая различные аспекты управления персоналом, может быть охарактеризована по трем параметрам: 
 

 1.  Реализация задач (экономическая эффективность) – производственная деятельность и вклад в общий успех организации; 

 2.  Восприятие труда (социальная эффективность) – удовлетворенность трудом, низкая текучесть кадров и потерь рабочего времени; 

 3.Партиципация (социальная эффективность) – участие в решении общих задач, сотрудничество, групповая идентификация. 
 
 

2.4Проблемы  управления персоналом  в организациях. 
 
 

Службы  управления персоналом, как правило, имеют  низкий организационный статус и являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. 
 

    Вывод: .

    Групповую психологию характеризует скорее принцип умножения, возведения в степень индивидуальных психологических категорий, что, во-первых, придает групповой психологии интенсивность, повелительность, намного превосходящую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, придает групповой психологии объективный, т. е. не зависящий от воли отдельных членов группы, характер.

Психологическая структура группы в организации служит мощным катализатором индивидуального поведения, однако в зависимости от содержания соответствующих групповых нормкатализатором социально полезных либо социально вредных форм поведения. 

Информация о работе Влияние психологии группового поведения на управление персоналом в организации