Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
С точки зрения целей объединения капиталов, степени самостоятельности и характера хозяйственных связей участников объединения различают: картели, синдикаты, пули, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые или финансово-промышленные группы. Из всех видов объединений наиболее распространенными в настоящее время являются финансово-промышленные группы и концерны.
В национальных системах права развитых стран нет специальных актов, регулирующих образование крупных корпоративных структур. Основное внимание уделяется законодательным нормам, предупреждающим или запрещающим их возможное монопольное поведение на рынке.
И наконец, весьма важной характеристикой фирм является классификация по признаку принадлежности капитала и сферы деятельности. По принадлежности капитала различают: национальные, иностранные и смешанные фирмы. В развитых странах для иностранных фирм обычно устанавливается тот же режим, что и для национальных, хотя в некоторых странах есть специальные ограничения в отношении привлечения иностранного капитала. В странах Восточной Европы с переходной экономикой иностранным фирмам, как правило, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, предусматривающий значительные налоговые, амортизационные и кредитные льготы.
Вопрос 24
1. Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).
Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
“забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для
которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она
предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая
конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число
небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому
имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа
предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия
предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти
невозможен.
Вопрос 26
1. Государственный и частно-государственный бизнес
Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес.
Такое партнерство выражается в следующих действиях:
• государство в лице государственных унитарных и казённых предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;
• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);
• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;
• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;
• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;
• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя, либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.
Государственные деловые интересы, которые проявляются во всех таких действиях государства, в большей или меньшей степени отражают фактически существующие интересы общества (т.е. сообщества граждан данного государства) как единого целого.
Государственные деловые интересы входят в соприкосновение с частными эгоистическими деловыми интересами различных субъектов деловых отношений, причем государство как институт власти имеет возможность действительного навязывания своих интересов остальным типам субъектов бизнеса.
Вместе с тем то обстоятельство, что исполнение государством своих функций осуществляется именно людьми – государственными служащими приводит к необходимости говорить и о другой стороне государственного бизнеса, а именно о частно-государственном бизнесе . Его содержание состоит в том, что, исполняя свои должностные обязанности, государственные служащие вольно или невольно также занимаются бизнесом.
Однако под частно-государственным бизнесом мы понимаем не выполнение государственными служащими побочной деятельности, способной принести им предпринимательские доходы, а именно исполнение ими своих обязанностей по основному месту работы, т.е. в государственных органах.
Такие действия могут быть квалифицированы как бизнес по следующим основаниям:
Во-первых , частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики.
Во-вторых , принимаемые решения и документы, вольно или невольно, дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими:
– любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства;
– любое решение о повышении импортных таможенных тарифов
дает отечественным производителям продукции привилегии по
отношению к ее импортерам.
В-третьих , государственные служащие имеют возможность
лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать (как
говорят, продвинуть) свой предпринимательский проект. Это, к
примеру, составляет основу так называемого бизнеса на эксклюзивных
правах – когда предпринимателю предоставляется исключительное
право на осуществление какой-либо деятельности, скажем, на экспорт
некоторых видов сырья.
Частно-государственный бизнес не следует трактовать как однозначно негативное явление. Данное явление выступает неизбежным, и можно лишь способствовать предельному сокращению элементов субъективизма в решениях, принимаемых облеченными властными полномочиями государственными служащими, памятуя о том, что любое из них обязательно скажется на балансе интересов других типов субъектов бизнеса.
Вопрос 27
1. Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
Рыночная система — это сложный механизм взаимодействия производителя и потребителя, действующий свободно через систему цен и рынков, через механизм связи, служащий для объединения действий миллионов индивидуумов. Но это не царство хаоса и анархии. Рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.
Выбор товаров и услуг для производства происходит через «голосование рублем». Ресурсы поставляются в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Что касается распределения производственного продукта, то любой рыночный продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него рыночную цепу (ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей играют цены на продукты).
Рыночная система способна сигнализировать об изменениях потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны организаций и поставщиков ресурсов через функцию цен.
Рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру прогрессивной организации, в противном случае их ждут убытки или даже банкротство.
В рыночной экономике нет административного контроля над производством и потреблением. Функции контроля в такой экономике исполняет механизм конкуренции. Конкуренция в рыночных условиях носит всеобщий характер.
Таким образом, рыночное хозяйство представляет собой систему экономически обособленных, конкурирующих производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы — все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, прибылью, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют.
На практике рыночная экономика страдает рядом недостатков. К первому из них относится то, что в условиях рынка не находят удовлетворения общественные потребности, которые невозможно измерить в деньгах (оборона страны, образование, культура, управление государством, вопросы экологии и т. п.). Наконец, рыночная система порождает серьезные социальные проблемы — безработицу, чрезмерную дифференциацию доходов, коррупцию и инфляцию. Сведение к минимуму негативных сторон рыночной экономики является важнейшей задачей государства. Построение социально ориентированной рыночной экономики позволяет решить многие из названных проблем.
Информация о работе Влияние организационной культуры на конкурентоспособность организации