Власть и партнерство в современном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Задачи данной работы:
* рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
* изучить методы подхода к этим проблемам;
* сравнить различные виды власти;
* рассмотреть различные формы власти;
* обобщить все виды и формы власти;
* выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..2

2. Концепция власти: должность и личная власть…………………..4

3. Источники власти: личные и организационные…………………..4

4. Лидерство и власть……………………………………………….…9

5. Власть и партнерство………………………………………………10

6. Заключение………………………………………………………….14

7. Список литературы……………………………………..…………..15

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     К недостаткам этой формы власти можно  отнести медленное воздействие  и непредсказуемость результата. А к преимуществам - то, что человека, которого удалось убедить, не нужно активно контролировать.

       Участие в принятии решении  и в других процессах, происходящих  в организации, позволяет подчиненному  обеспечить потребности более  высокого уровня, такие, как потребность  самовыражения или потребность во власти (согласно мотивационной теории Д. Мак-Клеланда). Однако использование этого источника очень ограничено. Во-первых, делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным часто воспринимается ими как потеря власти. Во-вторых, сами же руководители неохотно прибегают к этому из-за опасения утратить возможность удовлетворять потребности во власти. Самое же главное ограничение состоит в том, что эффективность использования этой формы очень зависит от ситуации. 

      

3. Лидерство и власть.

           Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и

группы  и направлять их усилия на достижение целей организации.

     Лидерство – ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы.

     Управленческие  взаимоотношения между лидером  и последователями, основанные на эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.

     Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит  в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.  В этом проявляется природа лидерства.

     Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

     Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.  

     4. Власть и партнерство.

           Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

  • Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
  • Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
  • Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.

     В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.

     Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

     В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъект. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

     При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.

     Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных  между собой: власть как специфическое  благо и власть как особого  рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.  

     В менеджменте партнерством можно считать управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива или группы в совместной работе, в том числе в разработке и принятии решений.

     Можно ли говорить о том, что партнерство  полезно для управления? Безусловно. Ведь партнерство означает, что работники (партнёры) не являются пассивными исполнителями указаний руководителя. Они не просто работают по известному алгоритму, а подходят к работе творчески, их заботит конечный результат работы. Ощущая себя партнерами в каком-то деле, люди начинают относиться к своим обязанностям более ответственно и заинтересованно. В результате можно ожидать повышения производительности их труда, повышения качества работы, улучшения трудовой дисциплины. То есть речь идет даже не просто о повышении управляемости трудового коллектива, а о появлении элементов самоуправляемости.

     В практике управления для налаживания  отношений партнерства могут использоваться различные способы:

  • привлечение работников к совместной постановке целей;
  • привлечение сотрудников к совместной выработке управленческих решений;
  • разъяснение работникам перспектив развития организации и ее подразделений;
  • реализация действий, направленных на сплочение трудового коллектива, (организация праздничных мероприятий, совместного отдыха и др.);
  • организация групповой работы над решением какой-либо производственной проблемы.

     При решении задачи налаживания партнерства  следует помнить не только о целях организации, но и о том, что у работников существуют их личные цели, потребности и мотивы. Если руководитель будет игнорировать тот факт, что человек – не рабочий механизм, а, прежде всего – личность, то организовать сотрудничество будет практически невозможно.

     Партнерство можно понимать как коллективное управление. Оно может осуществляться как на уровне высшего руководства организацией, так и на уровне первичного трудового коллектива. Формы партнерства могут быть самыми разными.

     Например, можно говорить о партнерстве на уровне Совета директоров АО. Партнерство может существовать и на уровне какого-либо совета, комитета, творческой группы и т.д.

     Для создания отношений партнерства  необходимо соблюдение определённых условий:

  1. менеджер должен обладать авторитетом среди своих подчиненных и коллег, так как в этом случае люди будут доверять ему;
  2. в коллективе должна быть благоприятная социально-психологическая атмосфера. Отсутствие конфликтов, понимание и поддержка друг друга являются предпосылкой для создания атмосферы сотрудничества;
  3. организационная культура должна признавать партнерство как желаемое поведение сотрудников и всячески поддерживать его. В организации, в качестве нормы поведения необходимо декларировать и поощрять взаимную помощь, поддержку, стремление к сотрудничеству;
  4. партнерство должна поддерживать система мотивации, то есть желаемые отношения сотрудничества требуют соответствующего вознаграждения.
 

 

      Заключение

     В данной работе тема власти в организации  раскрывается не только с точки зрения менеджмента, но и с точки зрения психологии, так как в работе приводятся примеры и правила поведения руководителей и подчинённых в различных ситуациях и решения некоторых проблем и конфликтов в организации.

     По  данной теме можно сделать выводы о том, что лучшими для руководителя и организации в целом являются такие источники власти, как власть личности и власть эксперта. Также можно говорить о том, что для повышения эффективности власти в организациях следует применять власть, основанную на вознаграждении и использовать механизм «партнёрства».

     Тема  курсовой работы очень актуальна  в современном менеджменте, так  как от эффективности власти напрямую зависит работа персонала, атмосфера в коллективе работников и успешность организации в целом.

     Отметим, что стремление к власти нельзя рассматривать как негативную характеристику человека, многие психологи даже рассматривают такую потребность как базовую.

     Все формы власти в совокупности составляют тот инструментарий руководителя, который  он может использовать для оказания влияния на подчиненных. Но даже самый опытный руководитель, потенциально имеющий возможность использовать как организационные, так и личностные источники власти, должен учитывать и множество других факторов. Недостаточно приобрести власть, важно ее удержать. Влияние эффективно только тогда, когда подчиненный высоко ценит ту потребность, на удовлетворение которой направлены усилия руководителя, и у него есть уверенность в том, что его работа оправдает ожидания своего начальника. 
 
 
 

Список  литературы  

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/Виханский  О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2005.-288с.
  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  3. Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2002.

Информация о работе Власть и партнерство в современном менеджменте