Власть и личное влияние руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В связи со сказанным возникает необходимость обратиться к феномену власти - но не в абстрактном и широком ее понимании, а как к одному из наиболее мощных конкретных средств регуляции совместной деятельности. Власть - это основа всех управленческих воздействий "сверху"; она взаимодействует с мотивированием деятельности подчиненных. Через взаимодействие этих встречных и взаимодополняющих процессов организация функционирует и развивается. Понятие власти, в свою очередь, тесно связано с понятиями руководства и лидерства, с их типами, а также с отношениями между ними.
Целью моей работы является более подробное изучение вышеназванных понятий их взаимосвязь и соотношение.

Содержание

Введение 3
1. Роль руководителя в системе управления. 4
2. Личность и авторитет менеджера. 6
3. Лидерство как социально-психологическое явление и его динамика. 10
4. Власть и личное влияние и их формы. 16
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая власть.doc

— 250.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание

Введение            3

1. Роль руководителя  в системе управления.      4

2. Личность и авторитет  менеджера.       6

3. Лидерство как социально-психологическое явление и его динамика.  10

4. Власть и личное  влияние и их  формы.              16

Заключение                     30

Список  литературы                 31

Введение

     Высокая мотивированность исполнителей является одним из основных условий эффективной  работы организаций. Ее обеспечение  выступает важнейшей функцией управления. Лишь в том случае, когда управленческие воздействия "сверху" будут подкреплены необходимой активностью исполнителей "снизу" в форме мотивированной деятельности, само руководство организацией и ее работа будут эффективными. Однако несмотря на огромную важность задачи обеспечения мотивации, только этого недостаточно для эффективного и стабильного функционирования организаций. Дело в том, что она может решаться с разной степенью успешности и полноты, а обеспечиваемая мотивация "снизу" не всегда может быть создана на должном уровне. В силу этого объективно возникает необходимость в таком средстве - регуляторе управленческой деятельности, которое имело бы характер не побуждения, а принуждения; основывалось бы не на мотивации, а на долженствовании. Без этого управленческая деятельность просто окажется невозможной; она не будет обладать необходимыми средствами, которые бы не только побуждали, но и заставляли реализовывать волю руководителя, его организационные воздействия.

     В связи со сказанным возникает необходимость обратиться к феномену власти - но не в абстрактном и широком ее понимании, а как к одному из наиболее мощных конкретных средств регуляции совместной деятельности. Власть - это основа всех управленческих воздействий "сверху"; она взаимодействует с мотивированием деятельности подчиненных. Через взаимодействие этих встречных и взаимодополняющих процессов организация функционирует и развивается. Понятие власти, в свою очередь, тесно связано с понятиями руководства и лидерства, с их типами, а также с отношениями между ними.

     Целью моей работы является более подробное  изучение вышеназванных понятий  их взаимосвязь и соотношение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль руководителя  в системе управления.

     Успешное  функционирование всей системы хозяйствования, ее эффективность во многом зависят от деятельности хозяйственных руководителей, от их умения организовать процесс управления.

     Руководитель  - это работник, отвечающий за конкретный хозяйственный объект или комплексную программу, имеющий в своем подчинении коллектив сотрудников и наделенный необходимыми правами и полномочиями принимать управленческие решения и нести за последствия их реализации ответственность.

     Располагая  определенной свободой и самостоятельностью (ее пределы ограничены социально-экономическими условиями, правовыми нормами и т.д.), хозяйственный руководитель сосредоточивает внимание и творческие усилия на интегрирующей и координирующей функциях управления.

     В условиях рыночных отношений и конкуренции  с отечественными и зарубежными фирмами руководители должны все больше приобретать роль лидеров, хозяйственников-профессионалов и овладевать опытом решения практических задач развития и совершенствования объектов предпринимательства. Для этого необходимо уметь повернуть людей к новым проблемам, реализовывать возможности «человеческого фактора», организовывать полнокровную жизнь коллективов поддерживать дух творчества и предприимчивости, искать нетрадиционные пути решения проблем, передавая свои убеждения подчиненным.

     Руководитель, понимая, что его ошибки могут нанести непоправимый ущерб людям, должен обладать аналитическим мышлением, знать, как организовать, подготовить, рассчитать  варианты, и выбрать наиболее подходящий и эффективный подход, балансируя на грани риска, проводя в жизнь принятые решения, преодолевать сопротивление среды, «упругость» управляемой системы, помня, что «большое дело не для труса».

     Именно в хозяйственном руководителе, как нигде, воплощаются единство человека и дела, его всесторонняя ответственность. Для руководителя большое значение имеют личные качества, организаторские способности, опыт, навыки. Используя эти факторы, руководитель должен добиться:

       того, чтобы люди действовали вместе, используя сильные стороны и устраняя слабые;

     определить  для предприятия простые, четкие, объединяющие работников цели, легко воспринимаемые и знакомые всем;

     построить такую организацию, которая позволяет своим членам расти, развиваться и изменяться путем постоянного обучения и повышения квалификации;

     понимать  личную ответственность за порученное дело;

     обеспечить  выполнение основных показателей и производственной деятельности;

     помнить, что конечным результатом работы предприятия является довольный клиент.

     Труд  руководителя в значительной мере является творческим, но требует не только знаний, по и организаторских способностей, «внутренней организации», непрерывного повышения квалификации и пополнения образования. Чтобы руководители понимали необходимость учебы, руководители вышестоящих структур и кадровые службы должны своевременно выводить их из состояния неосознанной некомпетентности и приводить в состояние осознанной некомпетентности. Необходимость административных способностей у руководителя подтверждается тем, что талантливый ученый, инженер, экономист, юрист нередко терпит фиаско на посту администратора, что надо учитывать при подборе кадров.

     Поиск талантов для руководства хозяйственной деятельностью - исключительно важное дело. Управленческий талант - это не менее важная часть национального богатства страны, чем самые дорогие полезные ископаемые, но разница в том, что если какое-то месторождение не открыто и не разрабатывается, то оно сохраняется неизменным до лучших времен, а невостребованный талант руководителя теряется безвозвратно.

     Нужно создать систему поиска и воспитания талантов и восстановись систему морального поощрения кадров. Важное значение имеет стиль работы хозяйственного руководителя, который проявляется в организации собственного труда, в характере взаимоотношений с подчиненными, коллегами, вышестоящими руководителями, в общей системе руководства, т.е. в совокупности методов, приемов и способов для достижения целей управления.

     Стиль работы (коллективный, единоличный, свободный, пассивный) приобретается и вырабатывается самим руководителем на практике, но, конечно, нужна и помощь, ориентирующая на рациональные методы организации труда. Нельзя допустить, чтобы из руководителя сделали "вешалку" для вопросов.

     Формируя  кадры молодых руководителей, надо сосредоточивать внимание на воспитании у них воли, характера, готовности к преодолению трудностей и решению сложных проблем, чтобы не допустить превращения молодого хозяйственника в распорядителя, диспетчера, технолога. Руководитель коллектива должен во главу угла своей деятельности ставить человека, развивая его сознание, потенциал, создавая климат взаимопомощи и благоприятствования.

     Профессиональная  деятельность руководителя является творческой, многогранной, интенсивной, как правило, наполнена множеством личных наблюдений и впечатлений, богатством отношений, способствует формированию позитивных личных качеств: чувства ответственности, умения держать слово, широкого кругозора, морально-политической зрелости, культуры управления.

     Подбирая  кадры руководителей, следует выделять не только работников, склонных к активной профессиональной работе и находящихся в благоприятном возрасте, но и тех, чьи способности и энергия используются не полностью, хотя они и давно трудятся на руководящих должностях, ориентируясь на их работоспособность.

     Проблемы  воздействия на образ жизни хозяйственных  руководителей непосредственно влияют на организацию их труда, работоспособность и эффективность. Образ жизни включает семейные отношения, духовную и культурную жизнь, занятия спортом - здоровый образ жизни и безупречное (в моральном отношении) поведение в соответствии с этическими нормами.

     Влияние руководителя на подчиненный коллектив, его авторитет зависят от его образа жизни. Работа в неблагоприятных условиях в течение длительного времени может оказать отрицательное влияние на образ жизни руководителя и его удовлетворенность трудом.

     Фундаментальное значение для развития личности хозяйственного руководителя имеют его управленческая работа и ее результаты, соотношение времени активной работы и общего бюджета времени. Развитие личности руководителя требует определенной структуры деятельности, которая зависит от

способностей  и таланта человека, умения вести  интересный и содержательный образ жизни при дефиците времени.

     Предпосылки развития потенциала хозяйственных  руководителей: готовность работать на общество; профессиональная подготовка; оценка результатов труда, материальное и моральное стимулирование.

     Для руководителя важно  стремление формировать объективное представление о себе и корректировать свой характер, преодолевать недостатки и на этой основе совершенствовать стиль деятельности, морально-этическое поведение.

     Сфера деятельности руководителя предопределена и внутренними факторами. Он, как правило, находится не в безвоздушном пространстве или состоянии невесомости, когда можно свободно парить, а, наоборот, в атмосфере с положительно и отрицательно заряженными частицами. Это касается прежде всего уровня экономического развития, традиций, культуры и многих других компонентов, которые влияют на руководителя. Важнейшая задача руководителя для полной реализации своего потенциала - завоевание и сохранение своего авторитета.

2. Личность и авторитет  менеджера.

     Термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих в производстве, специалистов по управлению. Это понятие используется весьма часто. К этой категории относятся директор, руководитель группы, начальник, заведующий - все эти должности, и лица, выполняющие данные функции, могут быть объединены понятием "менеджер".

     Трудно  дать одно абсолютно точное и объемное определение. Функции менеджера  и ситуации, в которых они реализуются, различны. Можно выделить следующие важные признаки: менеджер руководит работой одного или нескольких сотрудников; менеджер управляет частью или всем предприятием, на котором работает; менеджеру делегируются некоторые полномочия, он вправе (в определенных пределах) принимать решения, которые будут иметь последствия для других сотрудников; менеджер в своей организации занимается координацией, осуществляет руководство и управление, принимает решения; менеджеры занимают определенную социальную прослойку в обществе, играющую заметную роль.

     Главным элементом, лежащим в основе менеджера, является профессиональный характер управленческой деятельности. Профессионализм выражается в наличии специальных знаний и навыков области организации производства и управления, способности к работе с людьми в различных сферах.

В практике европейских и японских компаний большее практикуется "выращивание" менеджеров на своих же фирмах. Тем  не менее, в некоторых государствах распространена практика найма профессиональных управляющих

В нашей  стране в прошлые годы, при административно  – командной системе, профессионализм руководителя не имел существенного значения. Не возникало потребности в специальной управленческой подготовке. Требовалось главным образом разбираться в технике и технологии производства, и ориентироваться в коридорах власти, уметь строить правильные отношения с отраслевыми и партийными органами.

     Однако  время руководителя – "технаря" прошло. Современный руководитель должен быть специалистом в своей отрасли, а прежде всего – организатором, психологом, социологом. Современные предприятия более нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.

     Для успешного управления в условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие выступает как обособленный производитель, необходим профессионально подготовленный руководитель – менеджер, который должен обладать целым рядом качеств.

Информация о работе Власть и личное влияние руководителя