Виды управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, реферат

Описание работы

В реферате четыре раздела: в первом определяется понятие и раскрывается сущность управления, в последующих трех рассматриваются оперативное, тактическое и стратегическое управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие, сущность и виды управления………………………………….4
Оперативное управление………………………………………………….6
Тактическое управление………………………………………..…………8
Стратегическое управление…………………………………………….....9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………..…..11

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 27.11 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие, сущность и виды управления………………………………….4
  2. Оперативное управление………………………………………………….6
  3. Тактическое управление………………………………………..…………8
  4. Стратегическое управление…………………………………………….....9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………..…..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Управление  – одна из важнейших составляющих успешного предприятия. В настоящее время процесс управления интересует многих людей: ученых, исследователей, предпринимателей, причем для каждого субъекта познания есть своя тема, являющаяся частью такого объемного понятия как управление. Например,  актуальным является изучение управления персоналом, качеством, эффективностью производства. Этой теме посвящены тысячи пособий и учебников, и в каждом из них приводится своя классификация типов управления. В данном реферате хотелось бы определить, что же есть управление, а также рассмотреть такие виды управления как оперативное, тактическое и стратегическое управление.  Данные виды управления связаны с непосредственной деятельностью предприятия вне зависимости от его формы и рода деятельности, а потому они актуальны для всех, кто занимается проблемами управления с целью повысить его эффективность.

    Объект  исследования в данном реферате –  управление.

    Предметом исследования являются сущность и виды управления.

    В реферате четыре раздела: в первом определяется понятие и  раскрывается сущность управления, в последующих трех рассматриваются  оперативное, тактическое и стратегическое управление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, сущность и виды управления

    В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при  этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции  объекта управления. Для этого  взаимодействия характерно то, что:

  • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
  • объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

    Субъект управления - это звено или часть  системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей  или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект  управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает  менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.

    В качестве объекта управления выступают  работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

     Небезынтересно  привести также другие определения  управления. Так, видный исследователь  П. Друкер  считает, что управление - это "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную  целенаправленную и производительную группу1". Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом2". Для А. Файоля «управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать3»

    В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

    Управленческая  деятельность субъекта приобретает  определенную направленность в зависимости  от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с  целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

    В настоящее время существуют различные  классификации управления. В данном реферате будут рассмотрены виды управления по временному признаку. К этим видам относятся оперативное, тактическое и стратегическое управление. Сущность этих видов управления будет рассмотрена далее. 
 
 
 
 
 
 

  1. Оперативное управление

    Оперативное управление предприятием предполагает решение всех текущих вопросов, связанных  с деятельностью предприятия, управление закупками, сбытом, запасами, производством, финансами и др. Целью является обеспечение бесперебойной, ритмичной  и взаимосогласованной работы всех подразделений. Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Оперативный менеджмент также называют управлением по отклонениям. Основу управления по отклонениям составляет процесс контроля. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями, содержащиеся в планах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нормативов, отклонения от которых выявляются в результате контроля и служат основой принятия управленческих решений.

    Отклонения  от заданной «траектории движения»  возникают потому, что процесс  достижения целей является не таким  гладким, как хотелось бы. Причинами  отклонений могут быть различного рода непредвиденные ситуации, возникающие  в процессе выполнения плана, игнорирование  исполнителями необходимых действий из-за небрежности, усталости, вызванной  перегрузками, некомпетентности, недобросовестности, злоупотреблении.

    Возникающие отклонения могут быть разными по масштабам и последствиям. Если они  незначительны, на них можно вообще не обращать внимания, или подчиненные  могут самостоятельно исправить  положение, не ставя в известность руководителя. Руководитель включается в управленческую деятельность только в серьезных случаях, положившись в остальном на опыт и способности исполнителей. Для того чтобы такая система была эффективной, руководитель должен доверять подчиненным, своевременно поощрять их за успехи и одновременно пресекать попытки переложить на него ответственность за решения.

    В то же время управление по отклонениям  связано с определенными сложностями  и негативными последствиями. Оно  культивирует у руководителей и  исполнителей слишком формальный подход к делу, оценке ситуации, принятию решений. В результате при нехватке информации, возникновении нестандартных ситуаций, особенно связанных с психологическими аспектами поведения персонала, в его реализации могут возникнуть серьезные препятствия.

    Внедрение управления по отклонениям требует  создания специальной системы учета  отклонений и оповещения о них  руководителя, что ведет к дополнительной бюрократизации управленческого процесса.

    Наконец, управление по отклонениям во многом исходит из идеи несвойственной деловой  жизни стабильности, усыпляет бдительность, особенно в отношении незначительных на первый взгляд отклонений, которые  могут иметь самые неблагоприятные  последствия4. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Тактическое управление

    Тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактический менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактическое управление – это управление по целям. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менеджером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы. Управление по целям обеспечивает решение проблем, связанных с рисками. Это включает уклонение от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с полной компенсацией за счет собственных средств, передачу ответственности за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности. 

  1. Стратегическое  управление

    Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое:

    — опирается на человеческий потенциал, как основу организации,

    —ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей,

    — осуществляет гибкое регулирование, своевременные  изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

      Это в совокупности позволяет  организации выживать и достигать  своей цели в долгосрочной  перспективе5.

    Цель  стратегического планирования - дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных подразделений компании и на этой основе принять решение  по поводу прекращения одного вида предпринимательской деятельности и внедрения другого. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение  адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных тактических решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет.  
 

Заключение

    В данном реферате была рассмотрена сущность управления как процесс воздействия  субъекта управления на объект. Управление можно исследовать в различных  аспектах, так как это достаточно объемное понятие, но предметом исследования стало разделение управления на оперативное, тактическое и стратегическое.  При этом оперативное управление подразумевает ежедневную деятельность предприятия, тактическое – управление краткосрочными планами длиною до года, а стратегическое -  определение глобальных целей предприятия, места его в обществе, взаимодействие с внешней средой в целом. Каждый из этих видов управления обязателен и необходим для успешной работы предприятия, так как  это звенья одной цепи. В настоящее время существует много публикаций на эту тему, проводятся различные мероприятия, семинары, что говорит о несомненной актуальности данного предмета исследования. Такая актуальность вполне закономерна вследствие очевидности согласованности оперативного, тактического и стратегического управления для эффективной работы предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды управления