Виды обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:51, доклад

Описание работы

Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения

Работа содержит 1 файл

Виды обучения персонала.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Виды  обучения персонала 

Характеристика видов  обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные  виды обучения не следует рассматривать  в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию  между этими видами обучения.

Таблица 1.1

Характеристика  видов обучения кадров

Вид обучения

Характеристика  вида обучения

1. Профессиональная  подготовка кадров

1.1.Профессиональная  начальная подготовка

1.2.Профессиональная  специализированная подготовка

Приобретение  знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное  совершенствование (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование  профессиональных знаний и способностей

2.2.Профессиональное  совершенствование

с целью продвижения  по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка  к выполнению качественно более  высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная  переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами  обучения (поведения) для освоения новой  профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются  занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)


 

Потребности в  обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем чтобы качественно  составить программу профессионального  обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Задачи  обучения для отдельных целевых  групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная подготовка вне сферы  деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)

2.Специалисты  с опытом работы

Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности

3.Руководители  с опытом работы

Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных  ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.


Обучение может  осуществляться на рабочем месте  и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к  росту экономических результатов  работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы»[3].

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана  со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

1.3 Характеристика  профессионального обучения

«Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам  организации»[4].

В современных  условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации  постоянно повышать квалификацию своих  сотрудников является одним из важнейших  факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей.

Профессиональное обучение персонала включает ряд мероприятий. Это дополнительная и адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.

Профессиональное  обучение предусматривает первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

Цикл профессионального  обучения начинается с определения  потребностей в обучении. Для этого  выявляется степень несоответствия между имеющимся и требуемым уровнем подготовленности сотрудника. На основании анализа потребностей обучения и ресурсов (материальных, временных, интеллектуальных) организации формируется план обучения, определяются цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности.

Поскольку затраты  на профессиональное обучение рассматриваются  как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает  от них отдачи в виде повышения  эффективности ее деятельности.

Ключевым моментом в управлении профессиональным обучением является определение потребностей организации в этой области, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

Определение потребности  в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение  этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития

Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:

•результаты аттестации;

• заявки и пожелания от самих сотрудников;

•стратегия развития организации.

После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.

«Содержание программы определяется стоящими перед ней целями, отражающими  потребности в профессиональном обучении в конкретной организации»


Информация о работе Виды обучения персонала