Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:13, статья
Управленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработки
информации, т. е. совокупности качественных и количественных сведений о про
цессах, протекающих в организации и ее окружении и способствующих преодоле
нию неопределенности.
Классификация видов информации
Управленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработки
информации, т. е. совокупности качественных и количественных сведений о про
цессах, протекающих в организации и ее окружении и способствующих преодоле
нию неопределенности. Она может приниматься менеджерами к сведению, расши
рять их знания и кругозор, служить основой принятия решений.
Без информации невозможна совместная работа в условиях разделения труда.
Нехватка нужной информации, как и избыток ненужной, дезориентирует любую
хозяйственную деятельность.
Потребность в управленческой информации определяется особенностью ре
шаемых задач (содержанием, повторяемостью и проч.); имеющимися у работников
знаниями, опытом, образован
Можно дать следующую классификацию информации:
1) по носителям (электронные, вещественные и т п.);
2) по направлению движения (входящая и исходящая);
3) по источнику (внешняя и внутренняя);
4) по содержанию (экономическая, правовая, техническая и проч.);
5) по спектру применимости (одноцелевая
связана с решением одной
ной проблемы; многоцелевая — нескольких различных);
6) по назначению:
• оперативная информация служит для корректировки деятельности организа
ции;
• отчетная предназначается для анализа (она бывает статистической, собирае
мой в определенные сроки в стандартной форме и частично предоставляемой
государственным органам, и нестатистической);
7) по возможности закрепления и хранения:
• воплощенная в материальных объектах;
Известно, что основные измерения пирамиды Хеопса в Египте отражают важнейшие
астрономические и математические величины.
• фиксируемая на носителях (хранится бесконечно, не подвергаясь искаже
нию, свидетельством чему являются наскальные надписи и рисунки);
• не фиксируемая (хранится некоторое время в памяти людей, а затем посте
пенно исчезает);
8) по степени готовности для использования:
• исходная информация, представляющая совокупность несистематизирован
ных данных, полученных непосредственно из их источника впервые; 4 4 2 Раздел VIII. Менеджмент отдельных сфер деятельности
Если она собирается в соответствии с конкретной потребностью организации (ини
циативно или по заданию) на основе известной методики, то считается первичной.
Такая информация достаточно достоверна и непротиворечива, но ее сбор может по
требовать больших затрат времени и средств и не всегда заканчивается успехом.
Поэтому исходную информацию стараются получить на стороне в готовом виде, что
обходится дешевле. Однако в этом случае она часто бывает устаревшей, может со
держать лишние сведения, искажения и неточности и, если неизвестна методика
сбора, требует перепроверки.
• промежуточная информация несет в себе сведения, прошедшие через процесс
предварительной «очистки» и систематизации, позволяющий решить вопрос
о конкретных направлениях и способах их дальнейшего использования;
• конечная информация дает возможность принимать обоснованные управ
ленческие решения;
Промежуточная и конечная информация являются производными по отношению к ис
ходной. Они получаются путем ее логической обработки и по-другому называются
знаниями.
9) по степени важности:
• основная информация включает сведения, необходимые для принятия реше
ний и выполнения работы (например, указания, предписания, инструкции);
• вспомогательная облегчает работу с основной;
• желательная (без которой, однако, можно обойтись) несет сведения об ито
гах, перспективах на будущее, событиях внутренней жизни и т. п.;
10) по полноте:
• частичная информация может использоваться лишь в совокупности с другой;
• комплексная дает всесторонне исчерпывающие сведения об объекте и позво
ляет непосредственно принимать любые решения;
11) по назначению:
• универсальная информация необходима для решения любых проблем;
• функциональная — родственных;
• индивидуализированная — данной конкретной уникальной проблемы;
12) по характеру потребности:
• постоянная информация требуется в неизменной форме в течение длительно
го времени (например, законодательные акты), фиксируется на стойких но
сителях и должна быть общедоступной;
• переменная используется в течение короткого срока или один раз;
13) по степени надежности:
• достоверная (уровень достоверности — 80-100 процентов);
• вероятностная (уровень достоверности которой менее 80 процентов), что обу
словлено: принципиальной невозможностью получить от существующего ис
точника надежные сведения; сомнительными методами работы с ними; слу
чайными или целенаправленными искажениями при передаче и приеме ин
формации;
• ложная (заведомо или в силу обстоятельств, например опоздания); Глава 33. Управление информацией 4 4 3
14) по особенностям
ная). Пути передачи информации оказывают разное психологическое воздействие,
например, устная, как правило, эффективнее письменной;
15) по степени организованности:
• систематизированная
лям, адресатам, срокам, периодичности, формам предоставления;
• бессистемная;
16) по способам воспроизведения (визуальная, адаиовизуальная, ^диоинформация).
17) по степени открытости, т. е. возможности предоставления ее разным кате
гориям пользователей:
• открытая (предназначается для всех);
• конфиденциальная (имеет высокий уровень ценности; ее утечка может быть
связана со значительными потерями для фирмы);
• секретная (включает особо важные сведения, от которых зависит жизнеспо
собность организации);
18) в соответствии с порядком предоставления:
• по предписанию;
• в установленные сроки;
• по запросу;
• по инициативе отправителя;
19) по степени охвата
20) по пользователям (внешняя и внутренняя);
21) по видам (нормативная, плановая, фактическая);
22) по степени полноты (