Валовой внутренний продукт и показатели социально-экономического развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методики расчета ВВП и макроэкономических показателей дополняющих ВВП.
В соответствии с целью работы автором были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать преимущества и недостатки ВВП, как главного макроэкономического показателя;
2. Определить совокупность социально-экономических показателей, дополняющих ВВП;
3. Произвести анализ ВВП и социально-экономических показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Преимущества и недостатки ВВП, как макроэкономического
показателя…………………………………………………………………………5
2. Совокупность социально-экономических показателей, дополняющих
ВВП……………………………………………………………………………….12
3. Анализ социально-экономических показателей и ВВП, и перспективы
их развития………………………………………………………………….…....20
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ввп.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Реальный  валовой внутренний продукт определяется в сопоставимых ценах. На основе их можно определить динамику изменения валового внутреннего продукта за определенное количество лет (Таблица 2). 

     Таблица 1 Номинальный ВВП Республики Беларусь за 2007 г.

Текущие цены, млрд. руб. 2007г.
1 Валовой внутренний продукт 96087.2
2 В том числе  
3 Расходы на конечное потребление 68078.5
4 Домашних хозяйств 49040.6
5 Государственных учреждений 17830.9
6 Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 1207
7 Валовое накопление 31893.6
8 Валовое накопление основного капитала 29590.3
9 Изменение запасов  материальных оборотных средств 2303.3
10 Чистый экспорт -5877.3
11 Экспорт 59314.2
12 Импорт 65191.5
13 Статистическое  расхождение 1992.4

     Источник: Министерство статистики и анализа  РБ

     Таблица 2 Реальный ВВП Республики Беларусь за 2007 г.

В среднегодовых  ценах 2005 г., млрд. руб. 2007г.
1 Валовой внутренний продукт 77411.4
2 В том числе  
3 Расходы на конечное потребление 56654
4 Домашних хозяйств 42191.5
5 Государственных учреждений 13570.6
6 Некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние хозяйства 891.9
7 Валовое накопление 27943.4
8 Валовое накопление основного капитала 26134.3
9 Изменение запасов  материальных оборотных средств 1809.1
10 Чистый экспорт -5249
11 Статистическое  расхождение -1937

     Источник: Министерство статистики и анализа  РБ 
 

     Реальный  валовой внутренний продукт определяется путем подсчета индекса цен. Это один из важнейших экономических показателей, на основе которого определяется и уровень инфляции в стране. Наиболее просто индекс цен можно определить следующим образом. Берется определенный набор товаров (рыночная корзина) и затем подсчитывается сколько данный набор стоил в том или ином году. Затем берется базисный год. Его ценовой индекс равен единице. Потом стоимость рыночной корзины базисного года делится на стоимость корзины соответствующего года и таким образом определяется для него ценовой индекс. Увеличение объема валового внутреннего продукта из-за изменения цен называется инфлированием. Уменьшение объема валового внутреннего продукта из-за изменения цен называется дефлированием.

     Базисный  год, по ценам которого определяются объемы реального валового внутреннего продукта для остальных лет, не является постоянным. Обычно он меняется через 4-8 лет. Объясняется это тем, что со временем могут производиться товары, которые ранее не выпускались. В условиях высокой инфляции смена базисного года может происходить чаще.

     Индекс  цен имеет еще и другое название - дефлятор. Однако он в отличие от индекса цен выводится другим способом. Дефлятор получается путем соотнесения объема номинального и реального валового внутреннего продукта. Его назначение заключается в том, чтобы показать, насколько возрос или сократился объем валового внутреннего продукта за счет изменения цен.

     В рассматриваемом примере был  представлен наиболее простой способ определения реального валового внутреннего продукта. На практике его подсчет осуществляется более сложным способом. Связано это, в первую очередь, с трудностями подсчета индекса цен.

     Существуют  два основных подхода к учету  цен. Первый получил название прейскурантной методики. В основе ее лежит сплошной учет всех существующих цен. Такой учет цен возможен лишь в условиях политики стабильных цен, достаточно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Второй подход получил название выборочной регистрации цен. Здесь учет цен осуществляется по отдельным видам товаров. В настоящее время этот подход применяется во многих странах мира.

     Формирование  выборочной совокупности товаров, обычно, осуществляется по следующей схеме. 

     1. Отбор товаров-представителей. Товар-представитель - это конкретный товар или малая товарная группа, на основе которых изучается вся совокупность товаров с точки зрения изменения уровня цен. Отбор товаров-представителей осуществляется по следующим критериям:

     а) Доля данного товара в объеме реализации товарной группы. Отбираются товары, имеющие наибольший удельный вес в объеме продаж.

     б) Наличие возможности для регулярного получения данных.

  1. Выборка по территории. Здесь осуществляется отбор населенных 
    пунктов, предприятий торговли. Осуществляется это при помощи различных 
    методов: выборка пропорционально размерам, с учетом дисперсии, на основе 
    интервальной группировки, гнездовым способом и т.д.
  2. Выборка по времени. Оптимальным является ежемесячный учет цен. В 
    отдельных случаях по некоторым товарам или видам торговли может быть 
    организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами [7, с. 45].

     Индекс  цен обычно выводится на основе агрегатного  индекса. Он представляет собой соотношение произведений, где один из сомножителей фиксирует явление на одном уровне, а другой - изменение величины за рассматриваемый период.

     Для расчетов макроэкономических показателей в экономике используется специальная форма статистических расчетов - система национальных счетов. Система национальных счетов - это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве [1, с 24].

     В системе национальных счетов учитываются все сферы экономической деятельности: отрасли материального производства (в том числе и государственного сектора), государственное управление, некоммерческие предприятия обслуживания населения и домашние хозяйства.

     При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент - это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

     Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз - как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

     Таким образом, совокупность таких макроэкономических показателей, как ВНП, ЧНД, личный доход, располагаемый доход, номинальный и реальный ВВП, позволяет более точно и полно отразить текущее состояние экономики страны. 
 
 
 
 
 
 

 

     

     3. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВВП, ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЩВИТИЯ 

     В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год. Под конечной продукцией понимаются те товары и услуги, которые продаются конечному потребителю для собственного использования, а не для продажи. Например, в 2007 г. ВВП Республики Беларусь составил в текущих ценах 96 087 млрд. рублей (Таблица 1). Сюда вошла стоимость автомобилей, детских игрушек, фильмов, услуг прачечных, построенных в этом году домов, школ, выпущенных танков, самолетов и тысяч других продуктов, произведенных с помощью факторов производства, находящихся на территории страны.

     ВВП исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и конечного  использования. Эти методы отражают процессы производства, распределения и использования национального продукта.

     Производственный  метод базируется на исключении из стоимости всех выпущенных товаров  и услуг той их части, которая  была израсходована в процессе производства. Дело в том, что производство товаров и услуг охватывает несколько этапов: на одних предприятиях сырье превращается в промежуточный продукт (узлы, детали, комплектующие), который затем передается другим предприятиям, выпускающим готовый продукт. Поэтому расчет стоимости всей конечной продукции и услуг заключается в суммировании стоимости, добавленной на каждой стадии производства.

     Добавленная стоимость - это стоимость, созданная  в процессе производства. Она не включает стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, необходимо из объема продаж фирмы вычесть стоимость материалов и комплектующих, приобретенных у поставщиков. Предположим, что Минский автомобильный завод произвел и реализовал за год автомобилей на сумму 10 млрд. рублей. Из этой суммы 4 млрд. рублей представляют собой стоимость колес, двигателей, стекла, электрооборудования, красок и других товаров, приобретенных для производства. Другими словами, 4 млрд. рублей - это стоимость промежуточного продукта, которая вошла в стоимость конечного продукта - автомобиля.

     Произведено товаров на 10 млрд. руб. Издержки на закупку факторов производства (стекло, двигатели, колеса и др.) -  4 млрд. руб. Добавленная стоимость - 6 млрд. руб.

     Таким образом, продукт, созданный на одном  предприятии и потребленный на втором предприятии, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При определении добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт не учитывается. В расчет принимаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т.е. конечный продукт.

     Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников компании в общую величину стоимости национального продукта. Аналогичный показатель в советской практике хозяйствования назывался «условно-чистая продукция». Чтобы рассчитать общий ВВП по стране, необходимо сложить стоимость, добавленную всеми ее производителями, включая отчисления на амортизацию, так как основные фонды предприятия участвуют в создании новой стоимости производимой продукции.

     ВВП, рассчитанный по производственному  методу, кроме добавленных стоимостей, включает и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Чистые косвенные налоги представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями на производство и импорт, полученными от государства.

     ВВП Беларуси, измеренный производственным методом, в 2007 г. составил в текущих ценах 96 087,2 млрд. рублей. Причем производство товаров составило 49,7 %, услуг - 43,5 %, чистые налоги - 6,8 % [25].

     ВВП должен учитывать всю выпускаемую  продукцию. Но часть ее не реализуется  на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания и др. Существует также «теневая» экономика: незаконные доходы от «подпольного» выпуска товаров, самогоноварения, продажи наркотиков и т.п. Объем теневой экономики достигает значительных размеров. В разных странах он составляет от 3 до 25 % ВВП. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует условно начисленную стоимость[13, с.154].

     Необходимо также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, так как они не являются результатами текущего производства. Но если дом построен в нынешнем году, его стоимость целиком учитывается в ВВП.

Информация о работе Валовой внутренний продукт и показатели социально-экономического развития страны