Автор: Екатерина Викторова, 09 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования – охарактеризовать Устав как источник муниципального права.
Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1.Раскрыть понятие, сущность, содержание устава муниципального образования.
2.Рассмотреть предмет уставного регулирования.
3.Рассмотреть структуру уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственная регистрация уставов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, сущность, содержание устава муниципального образования……5
2. Предмет уставного регулирования…………………………………………..10
3. Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственная регистрация уставов…...13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
ГОУ ВПО
«Чувашский государственный педагогический
университет им.И.Я.Яковлева»
Кафедра
менеджмента
на тему:
Устав
муниципального образования
и практика его
реализации
Выполнила студентка 4 курса
Григорьева
А.И.
Чебоксары
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, сущность,
содержание устава
2. Предмет уставного
регулирования………………………………………….
3. Структура
уставов муниципальных
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим возникает задача формирования принципиально новой системы органов власти. Сложность решения такой задачи усугубляется отсутствием соответствующего опыта в историческом прошлом, поскольку местное самоуправление в России традиционно рассматривалось как вид местного государственного управления. В настоящее же время Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 3 Конституции РФ). Отсюда возникает необходимость чёткого закрепления в законодательстве компетенции местного самоуправления, полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления действуют независимо от органов государственной власти.
Такой закон в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами устанавливает организационные основы местного самоуправления, регулирует порядок образования и обустройства структур и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.
Цель исследования – охарактеризовать Устав как источник муниципального права.
Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
При подготовке реферата широко использовалась
работы по муниципальному праву, авторами
которых являются Сикайло А.В., Н.А. Игнатюк,
А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин и др. Также
при выполнении данной работы были использованы
статьи Конституции РФ, федеральный закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
1.
Понятие, сущность, содержание
устава муниципального
образования
Впервые в российском законодательстве упоминание об уставе местного самоуправления появилось в Законе РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6.07.91 г. № 1550-1. В нем говорилось о положении (уставе) о местном самоуправлении. Однако в период с 1991 по 1995 годы практически ни в одном городе такие положения (уставы) не были приняты в силу нескольких причин.
Во-первых, в ст. 5 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» не было точно определено его место в правовой системе государства. Закон только допускал возможность принятия этого документа, не обязывая к этому местные органы власти.
Во-вторых, принятие положения (устава) о местном самоуправлении влекло закрепление в обязательном порядке за районными в городе органами власти и управления таких полномочий, которые делали бы их достаточно независимыми от городского уровня власти и управления, например, полномочия иметь муниципальную собственность и распоряжаться ею. Однако все эти положения Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» входили в противоречие с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3.07.91 г. № 1531-1, ст. 5 которого предусматривала создание органов, принимающих решения о распоряжении муниципальным имуществом только на уровне городов, за исключением районов в области и районов в городе.
В-третьих, Закон предусматривал регистрацию положения (устава) о местном самоуправлении органами государственной власти соответствующего края, области, автономной области, автономного округа. Однако процедуры регистрации не были определены, что делало невозможным выполнения требований этой статьи.
Новая Конституция РФ 1993 г. и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95г. № 154-ФЗ и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы для реформирования местного самоуправления в России и пополнили правовую систему РФ новым источником права — уставом муниципального образования. По законам все муниципальные образования обязаны иметь устав, который является их основным нормативным актом.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составлен более грамотно, в нем устав рассматривается шире. Так, в ст. 43 Закона сказано, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Далее в Законе отмечено, что должно определяться Уставом, какие вопросы регулируются, даны более полные сведение о том, кто принимает, как и в каком количестве, а также подробная информация о процессе вступления его в силу. Также в Законе идет речь о регистрации устава.
Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Порядок разработки, принятия и регистрации устанавливается в соответствии с ФЗ № 154 и разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Для разработки Устава целесообразно создание специальной рабочей комиссии, а также согласованность действий с государственными органами.
Незаконно обязывание согласования проектов уставов с соответствующими государственными органами и их экспертная оценка на эти проекты.
Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Таким образом, устав – это подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ.
В устав муниципального образования входит:
1. наименование муниципального образования, его территория, границы и символы.
2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования. Также должны быть закреплены вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления.
3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного муниципального образования самоуправления на своей территории (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан).
4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования.
Экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объектов, находящихся в собственности населения данного образования, порядок управления муниципальной собственностью, конкретные источники финансовых ресурсов (местные налоги, сборы).
Гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, социальные гарантии.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования перед населением последнего, перед государством и перед физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.
Исторические и иные местные традиции и особенности, которые характерны для данной территории, ее населения.
Итак, устав муниципального образования, занимая не самое высокое место в законодательной иерархии, тем не менее, обладает свойством, выделяющим его из ряда других законодательных актов — способностью служить своего рода нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта Федерации и в целом дают импульс развитию всего законодательства.
Устав представляет собой особую юридическую целостность, разнообразие уставных норм можно объяснить наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима. Комплексный характер устава заключается не только в рассредоточении правовых норм по основным отраслям и регулировании ими отдельных сторон отношений местного самоуправления. Кроме того, комплексный характер данной отрасли обусловлен наличием норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального законодательства, т.е. в отраслевых законах: о порядке образования (порядок установления и изменения границ), преобразования и упразднения муниципальных образований; о статусе муниципальных служащих; о выборах в органы местного самоуправления и т.д.
Комплексность
устава обусловлена двойственной природой
его норм. С одной стороны, они выступают
как нормы основных отраслей права (например,
конституционного, административного,
земельного, финансового), а с другой –
оставаясь нормами данных правовых отраслей,
входят во вторичную правовую структуру
– комплексную отрасль права. Как и любой
правовой документ, более низкого уровня,
уставы муниципальных образований имеют
источники в актах общефедерального уровня,
однако они представляют собой одновременно
и источники конституционного права Российской
Федерации.
Информация о работе Устав муниципального образования и практика его реализации