Условия применения и риски стратегии лидерства по издержкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является выявление особенностей конкурентной стратегии лидерства по издержкам и путей его совершенствования на примере сотовой компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические исследования зарубежных и российских ученых по вопросам конкурентных стратегий услуг сотовой связи;
раскрыть понятие «конкуренция»;
рассмотреть модель пяти сил М.Портера;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты разработки и реализации конкурентной стратегии организации……………………………………………………………………….6
Сущность и содержание понятия «конкуренция»………………………….6
Модель пяти сил Майкла Портера…………………………………………..9
Основные конкурентные стратегии………………………………………..15
Выгоды и ограничения использования стратегии лидерства по издержкам…………………………………………………………………...18
Условия применения и риски конкурентной стратегии на рынке сотовых компаний (на примере сотового лидера ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС))…………………………………………………………………………...22
Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы»…………………………………...………….22
Анализ пяти сил М.Портера на рынке сотовых услуг……………………28
Выявление особенностей реализации конкурентной стратегии лидерства по издержкам на рынке услуг связи на примере компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы»………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по стратегическому.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА 
 

Кафедра Общего менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

по  дисциплине «Основы общего и стратегического менеджмента»

на  темуУсловия применения и риски стратегии лидерства по издержкам  
 
 

Выполнила студентка

очной формы  обучения

специальности «Информационный 

менеджмент»                                                                               

третьего курса  31 группы                  __________                         А.В. Летуновская

                                                                  (подпись) 
 
 

Руководитель  работы

преподаватель кафедры менеджмента           __________                    А.А. Коржев                                                                                

                                                                                (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург

2009

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты разработки и реализации конкурентной стратегии организации……………………………………………………………………….6
  2. Сущность  и содержание понятия «конкуренция»………………………….6
  3. Модель  пяти сил Майкла Портера…………………………………………..9
  4. Основные  конкурентные стратегии………………………………………..15
  5. Выгоды  и ограничения использования  стратегии лидерства по издержкам…………………………………………………………………...18
  6. Условия применения и риски конкурентной стратегии на рынке сотовых компаний (на примере сотового лидера ОАО   «Мобильные   ТелеСистемы»   (МТС))…………………………………………………………………………...22
  7. Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Мобильные   ТелеСистемы»…………………………………...………….22
  8. Анализ  пяти сил М.Портера на рынке сотовых  услуг……………………28
  9. Выявление особенностей реализации конкурентной стратегии лидерства по издержкам  на рынке услуг связи на примере компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы»………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….36

Библиографический список………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная динамично развивающаяся рыночная экономика не может существовать без надёжной системы связи и телекоммуникаций, которая является важным фактором инвестиционного климата и непременным условием развития бизнеса. В связи с этим на современном этапе перед отечественной экономикой встают задачи скорейшего перехода к информационному обществу путем внедрения и развития современных услуг связи.

     Статистические  данные последних лет показывают, что по темпам роста объема рыночных продаж, инвестиционной привлекательности, социальному и народно-хозяйственному значению сотовая связь значительно опережает такие отрасли связи как фиксированная телефонная связь, почтовая, международная и междугородная фиксированная связь.

     Услуги  подвижной сотовой связи занимают лидирующее место в телекоммуникационном секторе РФ, это обусловлено географическими размерами нашей страны и крайне низкой плотностью сети фиксированных телефонов в удаленных от центра регионах.

     Проникновение сотовой связи в ближайшее  время достигнет своего пикового значения, и в дальнейшее развитие на этом конкурентном рынке будет возможно только за счет улучшения качества предоставляемых услуг.

     Необходимость развития услуг сотовой связи  определяется не столько объемами уже  существующего рынка, сколько его  перспективностью при относительной  нестабильности в других отраслях российской экономики. Анализ развития мобильной связи в России и мире показывает ее опосредованность от сырьевых рынков, которые, в свою очередь, подвержены кризисным явлениям.

     Прослеживающиеся  в последние годы тенденции развития рынка мобильной связи показывает его относительную независимость от конъюнктуры на сырьевых рынках, что позволяет считать его вполне развитым потребительским рынком услуг связи. Подобные особенности рынка вкупе с его, быстро растущей емкостью, создают предпосылки для острой конкурентной борьбы, в которой в России уже сформировались основные конкурентные силы – так называемые операторы «большой тройки». Очевидно, что в условиях сохраняющейся привлекательности, специфики отраслевых барьеров, затрат входа и выхода, вопросы эффективной стратегической конкурентной борьбы операторов как на региональном, так и на федеральном рынках представляются крайне актуальными.

     При развитии услуг сотовой связи  на федеральном уровне необходимо учитывать  социально-демографические и экономические  аспекты развития каждого отдельного региона, разделяя их на донорские и дотационные в рамках сети одного оператора.

     Цель  исследования является выявление особенностей конкурентной стратегии лидерства по издержкам и путей его совершенствования на примере сотовой компании ОАО «Мобильные   ТелеСистемы»   (МТС).

     Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические исследования зарубежных и российских ученых по вопросам конкурентных стратегий услуг сотовой связи;
  • раскрыть понятие «конкуренция»;
  • рассмотреть модель пяти сил М.Портера;
  • проанализировать основные конкурентные стратегии;
  • охарактеризовать рынок сотовых услуг с точки зрения модели пяти сил М.Портера;
  • проанализировать особенности применения конкурентной стратегии лидерства по издержкам на примере компании МТС.

     Объектом  исследования в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами является предприятие, предоставляющее сотовые услуги, ОАО «Мобильные   ТелеСистемы», лидер «большой тройки».

     Предметом исследования является особенности конкурентной стратегии ОАО «МТС» на рынке услуг сотовой связи Оренбургской области.

     Теоретической и методической основой стали работы отечественных и зарубежных исследователей в области теории мировой экономики, теории отраслевой экономики, теории рынка, теории услуг, стратегического управления, планирования М.Портера, А.Томпсона, И.Ансоффа, Ф. Перу, Ф.Котлера, Р.Рассела, А. Маршалл, В.И. Андрианова, В.Б.Булгака, Б.П.Бутейко, Л.Е.Варанкина, Е.В.Демина, Н.П.Резникова, Е.П.Голубкова, Б.Дятлова и других.

     При написании работы использовались общенаучные  методы, метод экономического анализа, системный подход к объекту исследования, статистические методы, наблюдение, библиографический метод, табличный.

     Информационной  базой исследования являются материалы федерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий Мегафон, Билайн и МТС, наблюдения, информационные ресурсы Интернет-порталов, официальные веб-сайты компаний сотовых лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические аспекты разработки и реализации конкурентной стратегии организации

1.1 Сущность и содержание понятия «конкуренция» 

     «Конкуренция  представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»[20, c.126].

     Существуют  и другие определения конкуренции. Ф. Перру определяет конкуренцию как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать «подороже», а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

     В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции:

  1. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
  2. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
  3. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

     Первый  подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество  экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

  • состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
  • это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

     Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции  в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий». В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное.

     В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования». «Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль»[5, с. 55].

     В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

     Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Выяснив понятие «конкуренции», следует перейти  к рассмотрению ее влияния на ту или иную организацию. 
 
 
 
 

1.2 Модель пяти сил  Майкла Портера 

     За  последнее десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой,  забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. Структура, и развитие экономики, и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание их служит основой, на которой базируется конкурентная стратегия компании.

Информация о работе Условия применения и риски стратегии лидерства по издержкам